Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 22:30, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является оценка значимости объектов животного мира и для человека и природной среды в целом. Для достижения цели необходимо изучить: формы и методы экономического стимулирования рационального природопользования, основные направления государственной политики по сохранению и восстановлению биологического разнообразия в Республике Беларусь, проблемы использования биологических ресурсов, проблемы защиты охотничьего хозяйства. Также необходимо выполнить расчетные задания по определению платы за использование природных ресурсов, индивидуальное задание по экономической оценке охотничьих ресурсов.
Введение……………………………………………………………………...............5
1. Процессы природопользования как объекты эколого-экономического анализа и прогнозирования…………………………………………………………………...6
1.1 Эколого-экономические проблемы использования объектов животного мира…………….…………….…………………………………………………….…6
1.2 Экономический механизм природопользования – совокупность форм и методов экономического стимулирования рационального природопользования…………………………………………………………....…..10
1.3 Государственная политика по сохранению и восстановлению биоразнообразия в Республике Беларусь………………………………………18
1.4 Механизм вовлечения животного мира в сферу хозяйственной деятельности……………………………………………………………………….22
1.5 Сохранение биологического разнообразия Беловежской пущи…………..25
1.6 Роль антропогенных факторов, определяющих динамику биоразнообразия в беловежской пущи………………………………………………………………….29
1.7 Анализ состояния популяции зубра…………………………………………..31
2. Определение платы за использование природных ресурсов……………….32
2.1 Платежи за землепользование………………………………………..………32
2.2 Плата за пользование недрами (добыча песка, гравия, глин для после дующей переработки в строительные материалы)………………………………33
2.3 Расчет сумм платы за воду, забираемую из водопроводных систем и поверхностных источников……………………………………………………….. 34
2.4 Эколого-экономическая лесная рента……………………………………..…35
2.5 Экономическая оценка ущерба от загрязнения атмосферного воздуха…38
2.6 Экономический ущерб от загрязнения водоемов…………………………..40
3. Расчеты платы предприятия за загрязнение природной среды……………..42
3.1 Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников………………………………………………………...42
3.2 Расчет платы за размещение отходов………………………………………..43
4.Расчет экономической оценки охотничьих ресурсов……………………….......44
Заключение…………………………………………………………………………...47
Список используемой литературы……………………………………….................49
Помимо платежей за природные ресурсы, в условиях централизованной экономики практиковались штрафные санкции за нарушение экологического законодательства. Но и они были мало ощутимым средством воздействия на природоохранную деятельность предприятия: во-первых, потому, что применялись в основном по отношению к руководящим работникам, а не к виновникам нарушения; во-вторых, суммы их были слишком малы и легко компенсировались из премиальных источников. В условиях государственной собственности наложение более серьезных штрафов означало бы перекладывание государственных средств из одного кармана в другой. Новые отношения собственности в экономике, конечно, должны повлиять на усиление действенности этой меры ответственности.
Одной из распространенных
мер в системе эколого-
Приведенные выше меры по
экономическому регулированию природопользован
В результате экспериментов была показана недостаточная оснащенность предприятий, организаций и комитетов по охране природы контрольно-измерительной аппаратурой и средствами наблюдения за состоянием окружающей среды, а также несовершенство действующих форм статистического учета и отчетности. Изменение экономических отношений в обществе, именуемое переходом к рыночной экономике, обусловило появление новых акцентов в системе экономического стимулирования. Государство перестает быть единственным субъектом управления, который под прикрытием обеспечения приоритета государственных интересов мог игнорировать интересы регионов, отдельных предприятий, граждан и т.д. Расширение экономических возможностей субъектов хозяйствования и управления в переходный период создает предпосылки создания эффективного экономического механизма природопользования.
На этапе перехода к рыночной модели хозяйствования главным элементом экономического механизма природопользования становится ценовое, или налоговое, регулирование. Все инструменты ценового регулирования, используемые у нас в хозяйственной практике, можно условно подразделить на поощрительные (льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование природоохранных проектов, дотации на приобретение экологического оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности и т.п.), принудительные (ресурсные платежи, платежи за загрязнение, штрафы за превышение лимитов) и компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов и др.).
По мере стабилизации экономики необходимо также постепенное освоение рыночных механизмов эколого-экономического регулирования путем создания рынка разрешений (лицензий) на загрязнение окружающей среды, что будет способствовать привлечению средств производителей на решение природоохранных задач, созданию рыночной инфраструктуры экологической сферы. Если сравнить диапазон применения экономических методов регулирования природопользования в странах с рыночной и государствах с переходной экономикой (Россия, Беларусь), то нельзя сказать о каком-то существенном нашем отставании, за исключением использования "чисто рыночных" рычагов, привязанных к высокоразвитой рыночной структуре всей экономики.
Статьей 61 Закона «Об охране и использовании животного мира» к экономическим мерам отнесены: планирование и финансирование мероприятий по охране животного мира и среды его обитания; экономическая оценка объектов животного мира; бюджетное финансирование государственных программ и мероприятий по охране и воспроизводству животного мира; экономически обоснованная система платежей за пользование животным миром; экономически обоснованная система возмещения вреда, нанесенного животному миру и среде его обитания.
Кроме того, в статьях 63 и 64 этого Закона выделены и конкретизированы два элемента экономического обеспечения: платежи за пользование животным миром и экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и рационального использования животного мира.
К платежам причислены: плата за пользование животным миром; штрафы и иски за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира, сверхлимитное изъятие объектов животного мира.
В качестве мер экономического стимулирования определены: предоставление налоговых льгот юридическим и физическим лицам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и рациональное использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды его обитания; предоставление субъектам хозяйствования льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира; премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства об охране и использовании животного мира.
В наиболее общем виде иерархическая структура мер экономического обеспечения будет выглядеть следующим образом:
К общим прогнозам, программам и планам, предусматривающим меры экономического обеспечения использования и охраны животного мира, относятся: «Концепция государственной политики Республики Беларусь в области охраны окружающей среды», «Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь».
Специальными нормативно-
Законом «Об охране окружающей среды» (ст. 81) предусмотрено финансирование программ и мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды, а следовательно и животного мира за счет средств республиканского и местного бюджетов, средств государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, в том числе и иностранных, кредитов банков, иностранных инвестиций и иных источников, не запрещенных законодательством.
Особое значения при недостаточности бюджетных средств приобретает привлечение к мероприятиям в области природопользования и охраны окружающей среды свободных денежных и материальных ресурсов белорусских и иностранных субъектов хозяйствования. Порядок привлечения финансовых, материальных и других имущественных и интеллектуальных ценностей регламентирован инвестиционным законодательством. В соответствии со статьей 4 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. объектами вложений может выступать недвижимое имущество, в том числе земля, воды, недра, леса и другие природные ресурсы, составляющие среду обитания животного мира и сами животные.
В соответствии с пунктом 1.9 Указа Президента от 20 марта 1996 г. № 114 «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» администрация СЭЗ от имени соответствующих государственных органов предоставляет инвесторам в аренду земельные участки, а также другие природные ресурсы, а на основании статьи 12 Закона «О свободных экономических зонах» она имеет право определять размер арендной платы за пользование природными ресурсами, распределять и контролировать расходование средств на охрану окружающей среды, а также исполнение резидентами СЭЗ законодательства об охране окружающей среды. При этом на территории республики могут создаваться СЭЗ различных функциональных типов, в том числе и туристско-рекреационного направления, режим которых наиболее благоприятен для сохранения животного мира.
Налоги, пошлины и сборы
за пользование животными
Налоги и сборы, взимаемые в бюджет Республики Беларусь,— это обязательные отчисления денежных средств плательщиками в определенных законом размерах. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона «О налоге за пользование природными ресурсами» (в ред. от 23 февраля 1996 г.) в республике установлен фаунистический налог, которым облагаются объемы добываемых из природной среды ресурсов, объемы выводимых в окружающую среду выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и др.
Льготы по налогам и сборам устанавливаются Президентом, Национальным собранием, Правительством, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами.
В соответствии со статьей 84 Закона «Об охране окружающей среды» в Беларуси создаются республиканский, областные, Минский городской, районные и городские бюджетные фонды охраны природы .
Экологическое страхование стало применяться в республике недавно. Его легальное определение впервые сформулировано статьей 85 Закона «Об охране окружающей среды». Специальный закон об экологическом страховании, учитывающий особенности отдельных природных объектов, в республике отсутствует. Поэтому оно регламентируется общим Законом Республики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О страховании» (с изм. и доп. от 10 декабря 1993 г., 31 января 2000 г.). Применительно к животному миру экологическое страхование осуществляется путем формирования за счет страховых взносов (страховых премий), уплачиваемых заинтересованными лицами, специальных денежных фондов, которые могут использоваться по двум направлениям. Во-первых, для возмещения вреда, причиненного диким животным и среде их обитания в результате осуществления хозяйственной и иной деятельности, а также негативными последствиями природных и техногенных аварий и катастроф. Во-вторых, для компенсации ущерба, нанесенного дикими копытными животными — объектами охоты лесному и сельскому хозяйству, имуществу граждан.
Порядок занятия экологическим туризмом урегулирован Законом Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. «О туризме», где последний охарактеризован как путешествия, осуществляемые с целью экологического воспитания и образования туристов, а в качестве туристских ресурсов определены природные объекты, способные содействовать восстановлению и укреплению здоровья.
Сейчас в республике экологический туризм развивается в основном туристическими отделами национальных парков в виде их экскурсионного посещения. В 1998 г. на особо охраняемых природных территориях Беларуси побывало порядка 55 тыс. экотуристов. Общий доход от их посещения составил всего 12 млрд. рублей и 30 тыс. долларов США, чего явно недостаточно, так как доходы, полученные от занятия экологическим туризмом, во многих странах составляют экономическую основу обеспечения природоохранной деятельности.
Одним из источников финансирования мероприятий по охране животного мира и среды его обитания являются пожертвования и гуманитарная (благотворительная) помощь. Помощь может предоставляться физическими и юридическими лицами, в том числе и иностранными, а также иностранными государствами и международными организациями и фондами. Заключается она в безвозмездной передаче белорусским организациям, учреждениям и фондам денежных и материальных ресурсов. Необходимо стимулировать такой вид деятельности.
1.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО СОХРАНЕНИЮ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Государственная политика в области сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия включает разработку и реализацию совокупности правовых, организационных, экономических и иных мероприятий, направленных на обеспечение рационального, комплексного, неистощимого использования, восстановления и воспроизводства биологических ресурсов. Эта политика формируется:
В Республике Беларусь созданы
благоприятные условия для