Политика минимизации последствий аварии на ЧАЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание социального напряжения на пораженных территориях было вызвано и неоправданной секретностью, окружавшей Чернобыльскую трагедию, противоречивыми суждениями и оценками, особенно по медицинским аспектам, и недостатком беспристрастной и надежной информации, доступной населению, о действительном положении вещей. Позднее было признано официально, что меры, принятые первоначально для ликвидации негативных последствий аварии, часто были неудовлетворительными и недостаточными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС

1.1 Экономический аспект после трагической аварии на ЧАЭС.
1.2 Последствия аварии на ЧАЭС в России и на Украине.
1.3 Последствия аварии на ЧАЭС в Республике Беларусь.

ФИСКАЛЬНАЯ И МОНИТОРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ПОЛИТИКА МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

 Данные радиологического  мониторинга показывают, что на  большинстве территорий не наблюдается  превышение уровней загрязнения  сельскохозяйственной продукции,  установленных СанПиН 3.2-560-96. Исключение  составляют юго-западные районы  Брянской области и 3 района Калужской области. Так, ветеринарным радиологическим центром Брянской области установлено, что в 1998 году производилось молоко, содержащее цезий выше допустимого санитарного уровня, в 111 хозяйствах общественного сектора и на личных подворьях более чем в 300 населенных пунктах. В последние 4 года объемы производства мяса в Брянской области, превышающие по содержанию цезия действующие ВДУ, составляли 0.05–0.7% от валового производства, а молока 0.5–0.7%. По-прежнему наблюдается сверхнормативное загрязнение кормов. В 1993–1997 годах вследствие снижения применения мероприятий наблюдалась тенденция к росту объемов производства загрязненной продукции растениеводства. В 1997 году средний уровень загрязнения зеленой массы трав составил 891 Бк/кг, что в 3.1 раза выше уровня 1996 года. В 1998 году внесение калийных удобрений на сенокосно-пастбищных угодьях позволило снизить эту величину до 464 Бк/кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Последствия аварии на ЧАЭС в Республике Беларусь.

 

Наиболее серьезной экологической проблемой нашей страны остается радиоактивное загрязнение в результате чернобыльской катастрофы около 22 % территории, на которой проживает 2,2 млн. человек, расположено свыше 3600 населенных пунктов, в том числе 27 городов. Острее всего эта проблема стоит в Гомельской и Могилевской области, где радионуклидами загрязнено соответственно 68 и 35 % территории. В Брестской, Гродненской и Минской областях радиоактивное загрязнение занимает соответственно 13,7 и 5 % их площади, в Витебской — менее 1%.

Ликвидация последствий  крупнейшей ядерной катастрофы мирного  времени потребовала проведения в республике чрезвычайно капиталоемких  мероприятий. Из наиболее загрязненных в чистые районы было переселено 135 тыс. человек; пришлось ликвидировать 415 населенных пунктов, 287 производственных объектов, 607 школ и детских садов, 95 больниц и других медицинских учреждений, множество предприятий общественного питания, торговли, бытового обслуживания. Из сельскохозяйственного оборота была выведена часть радиоактивно загрязненных территорий — так называемая зона отчуждения. Учеными и специалистами Беларуси досконально изучена радиационная обстановка, выяснены особенности поведения радионуклидов в почве, воде, воздухе, растительном и животном мире, исследуется воздействие радиации на здоровье людей. Подсчитано, что социально-экономический ущерб от аварии за 30 лет (1986-2015 гг.) составит 235 млрд. дол. США.

В республике разработаны  Государственные программы по ликвидации и минимизации последствий катастрофы на ЧАЭС, ряд законов и постановлений правительства. Их реализация способствовала некоторому смягчению общей ситуации, в частности, нормализации радиационного фона атмосферного воздуха в большинстве населенных пунктов республики. Однако в последние годы наметился и ряд осложняющих факторов. Наряду с сохранением во всех экосистемах довольно высокого уровня долгоживущих радиоизотопов цезия-137, стронция-90, трансурановых элементов начался распад плутония-241 с образованием америция-241, что увеличивает опасность перехода радионуклидов в пищевые цепочки. Максимальное накопление этого элемента в почве ожидается, согласно расчетам специалистов, к 2050 г., и его активность почти в 2 раза будет превышать активность плутония-239 и 240. Таким образом, суммарная альфа-активность трансурановых элементов к 2050 г. может увеличиться в 2 раза.

В результате Чернобыльской  катастрофы 104 200 км2 территории было загрязнено радионуклидами с плотностью 1 Ки/км2. Здесь проживало около 4 млн. человек. Экономические потери трех республик в 1986-1989 гг. составили 9,2 млрд. руб. Эта сумма включает 900 млн. руб. потерь основных производственных и непроизводственных фондов, расположенных на этой территории; 1200 млн. руб. составили потери в сельском хозяйстве и других производственных сферах; 2940 млн. руб. ушло на постройку жилья и социальное, культурное и коммунальное обустройство, строительство дорог, защиту лесов и вод, очистку территорий и развитие газового хозяйства в загрязненных населенных пунктах, 1250 млн. руб. было затрачено на социальную защиту населения и 180 млн. руб. — на ограничение потребления пищевых продуктов местного производства. Страховые агентства выплатили населению и предприятиям 274 млн. руб. за их потери, было также израсходовано 532 млн. из общественных фондов.

Экономическое бремя Чернобыльской катастрофы отрицательно повлияло на развитие народного хозяйства трех особо пострадавших стран. Экономические потери включают:

— долговременное изъятие  из нормального пользования основных природных ресурсов (144 тыс. га сельскохозяйственных земель и 492 тыс., га леса);

— ограничение многих видов производственной деятельности человека на загрязненных территориях;

— стоимость переселения  людей и создания для них рабочих  мест, смена местожительства и  обеспечение населения жильем (в 1986 г.-- 116 тыс. чел.; план на 1990--1995 гг. — около 800 тыс. чел.).

— стоимость мероприятий  на менее загрязненных территориях (мониторинг, очистка, снабжение "чистой" пищей, дополнительные выплаты и т.д.);

— стоимость медицинского обслуживания на пораженных территориях (около 4 млн. чел.);

— потери валового национального  продукта, вызванные негативными  явлениями в социальном развитии и связанные с перемещением населения.

Потери Беларуси составляют около 100 млрд. руб. (в ценах 1989 г.) и  включают:

— экономические потери более чем 3 млрд. руб. в течение первых трех с половиной лет после катастрофы;

— долгосрочные потери в  национальном доходе, равные 55 млрд. руб.;

— потери, связанные с  программой реабилитации и восстановления на 1990--1995 гг., — 25 млрд. руб.;

— потери людских ресурсов в результате негативных демографических  тенденций и неблагоприятных  экономических факторов — около 17 млрд. руб.

Приведенные расчеты  дают реалистическую картину того, как много в действительности было затрачено на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы. Ниже приведены цифры за 1991 г. для Беларуси.

«Чернобыльские расходы» Беларуси на 1991 г., тыс. руб.:

1. Затраты на строительные работы , 3 266 000

2. Специальная медицинская помощь 10666

3. Контроль над уровнем радиации 12 567

4. Научное обеспечение . 31 500

5. Сельское хозяйство и лесоводство 27 666

6. Программа "Дети Чернобыля" • 16 780

7. Оборудование для радиационного контроля . 690

8. Зарплата медицинского персонала 4 338

9. Информация 365

10. Социальная защита 1 394 224

11. Текущие расходы по снижению последствий катастрофы 158 000

12. Прочие расходы 10 000

13. Общие затраты 4 932 796

Основные расходы были связаны с переселением людей, очисткой территорий, медицинским обслуживанием  и социальной защитой пострадавшего населения.

Республика Беларусь выделила 10 784 300 тыс. руб. на ликвидацию последствий Чернобыльской катастрофы в 1992 г. Чтобы покрыть эти издержки, введен специальный чернобыльский  налог на государственные и частные  предприятия. Долгосрочные экономические потери связаны с ограничениями на использование природных ресурсов.

     В общем ряду негативных экономических и социальных последствий чернобыльской катастрофы углубление социально-экономического кризиса занимает особое место. С одной стороны, оно как бы аккумулирует в себе практически все рассмотренные ранее частные последствия кризиса, а с другой – само порождает целый ряд новых последствий, которые так же весьма отрицательно сказываются на нашем экономическом и социальном развитии. Причем как на уровне всего нашего народного хозяйства страны, так и на уровне отдельных регионов, предприятий и организаций, а также каждой семьи и каждого ее члена.

Углубление нынешнего  социально-экономического кризиса  связано с чернобыльской катастрофой  прежде всего необходимостью ежегодного осуществления значительных затрат на преодоление и минимизацию ее негативных последствий.

Уровень расходов государства  на преодоление и минимизацию  последствий аварии на Чернобыльской  АЭС:

Показатели

1991г

1992г

1993 г

1994г

199г

1996г

1997г

Расходы на преодоление и минимизацию  последствий катастрофы на ЧАЭС, млрд. руб. (в текущих ценах)

1,0

39,5

403,4

491,5

3002,

4164,

7561,4

То же в процентах к валовому внутреннему продукту

1,1

4,3

4,1

2,8

2,5

2,3

2,1

расходам республиканского бюджета

4,1

12,6

9,7

6,9

7,8

7,7

6,2


 

Как видно из таблицы, в 1991-1997 годы нашему государству на указанные  цели приходилось тратить от 4,1 до 12,6 процента всей расходной части  своего бюджета. Удельный вес расходов на преодоление и минимизацию  негативных последствий аварии на Чернобыльской АЭС в валовом внутреннем продукте в анализируемые годы колебался в пределах 1,1-4,3 процента.

Для сравнения - в соседней Украине, которая также пострадала от аварии на ЧАЭС, доля бюджетных ассигнований на проведения защитных мероприятий в расходной части бюджета в 1992-1995 годы, за которые мы располагаем соответствующими данными, была на 1,8-6,2 процентного пункта меньше. Еще большими были различия между Беларусью и Украиной в удельном весе расходов на преодоление и минимизацию последствий чернобыльской катастрофы в произведенном национальном доходе: на Украине они оказались меньшими в 1,6-4,2 раза.

Выделение столь значительных ассигнований на проведение защитных мероприятий, вполне понятно, существенно ограничивает возможности нашего государства относительно проведения многих других мероприятий, в которых сегодня также ощущается настоятельнейшая потребность. Это касается как осуществления кардинальной реструктуризации и технологической модернизации материального производства, без чего нам практически никогда не вырваться из тисков нынешнего кризиса и не достигнуть желаемой стабильности в своем социально-экономическом развитии, так и реализации многих социальных программ. Чтобы убедиться в сказанном, достаточно сравнить бюджетные расходы на преодоление и минимизацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС с другими статьями расходов государственного бюджета

Возьмем для примера 1997 год. В этом году фактические расходы из республиканского бюджета на указанные цели, включая капитальные вложения, составили 7561,4 миллиарда рублей. На финансирование же науки из того же бюджета было выделено всего 1749,9 миллиарда рублей, или в 4,3 раза меньше. А ведь всем нам хорошо известно, что только отечественная наука может и должна обеспечить нашей стране подлинный прорыв в области разработки и освоении новых высоких технологий, конкурентоспособных на мировом рынке, и таким образом добиться желаемой устойчивости в своем экономическом и социальном развитии.

Расходы из республиканского бюджета на преодоление и минимизацию последствий чернобыльской катастрофы превысили расходы на образование и подготовку кадров на 61 процент, здравоохранение — на 79 и на социальное обеспечение — на 117 процентов. Расходы же на культуру оказались меньшими почти в 16 раз. Между тем все эти жизненно важные отрасли социальной сферы и направления общественной деятельности на протяжении многих последних лет испытывают хронический недостаток финансовых средств. Таким образом, выходит, что, направляя средства на проведение защитных мероприятий, государство тем самым тормозит развитие отечественного образования и здравоохранения, национальной культуры, обрекает на голодный паек учителей и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, врачей и работников культуры, выплачивает своим гражданам нищенские пенсии.

Все это, конечно же, обязательно аукнется снижением общего уровня образования, ухудшением здоровья людей, деградацией нашей национальной культуры, что, в свою очередь, лишь усложнит решение стоящих перед нашей страной судьбоносных социально-экономических и общественно-политических проблем.

Вторым важнейшим направлением, по которому сказывалось и по сегодняшний  день продолжает сказываться негативное воздействие чернобыльской катастрофы на социально-экономическую ситуацию, складывающуюся в пострадавших районах  и в стране в целом, является снижение конкурентоспособности предприятий и организаций, вынужденных работать в условиях радиоактивного загрязнения. Притом оно обусловлено не только тем, что потребители весьма настороженно относятся к продукции, произведенной на загрязненных территориях, предпочитая, при прочих равных условиях, приобретать продукцию, которая изготовлена предприятиями, расположенными в чистых регионах. Есть тому и еще одна более веская причина. Имеются ввиду дополнительные затраты, которые вынуждены нести предприятия, хозяйствующие на загрязненных радионуклидами территориях, для получения радиационно чистой продукции.

Чтобы хоть как-то облегчить  финансовые трудности предприятий, в том числе функционирующих  на пострадавших территориях, руководство  страны было вынуждено пойти на неоднократное снижение ставок чрезвычайного налога. Вначале, с 1994 года, его ставка была снижена с 18 до 12 процентов от фонда заработной платы. Через два года она была понижена еще на четыре процента, а затем доведена до четырех процентов. В последнее время все настойчивее звучат голоса, призывающие полностью отказаться от взимания чрезвычайного налога. Если не со всех хозяйствующих субъектов, то хотя бы с тех из них, что расположены в загрязненных районах.

Информация о работе Политика минимизации последствий аварии на ЧАЭС