Политика минимизации последствий аварии на ЧАЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание социального напряжения на пораженных территориях было вызвано и неоправданной секретностью, окружавшей Чернобыльскую трагедию, противоречивыми суждениями и оценками, особенно по медицинским аспектам, и недостатком беспристрастной и надежной информации, доступной населению, о действительном положении вещей. Позднее было признано официально, что меры, принятые первоначально для ликвидации негативных последствий аварии, часто были неудовлетворительными и недостаточными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС

1.1 Экономический аспект после трагической аварии на ЧАЭС.
1.2 Последствия аварии на ЧАЭС в России и на Украине.
1.3 Последствия аварии на ЧАЭС в Республике Беларусь.

ФИСКАЛЬНАЯ И МОНИТОРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ПОЛИТИКА МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Однако эта мера вряд ли существенно повлияла на конкурентоспособность предприятий, работающих на загрязненных территориях. Хотя бы уже только потому, что она в равной мере коснулась и предприятий, что расположены в чистых районах. Ко всему, уменьшение чрезвычайного налога составило лишь малую дольку общей суммы дополнительных затрат, которые вынуждены производить предприятия, осуществляющие изготовление продукции в условиях радиоактивного загрязнения.

Поэтому проблема обеспечения  конкурентоспособности данных предприятий  сегодня стоит не менее остро, чем вчера. И если она в самое ближайшее время не будет успешно решена, то это может иметь для нас весьма нежелательные и далеко идущие последствия.

Неконкурентоспособность многих предприятий, расположенных  на пострадавших территориях, может  привести, в частности, к их массовому банкротству. А это, в свою очередь, может стать причиной массовой безработицы со всеми сопутствующими ей крайне нежелательными экономическими и социальными явлениями, способными при неблагоприятном стечении обстоятельств резко обострить и без того далеко не простую общественно-политическую обстановку в стране и даже поставить под сомнение существование нашего независимого государства.

Так что, как видим, катастрофа на Чернобыльской АЭС явилась  для Беларуси исключительно мощным дестабилизирующим фактором долговременного действия. Причем в гораздо большей степени, чем в соседних нам Украине и России, которые также пострадали от этой катастрофы. Она не только существенно углубила социально-экономический кризис, охвативший нашу страну при переходе от административно-командной к рыночной экономике, но и серьезно осложнило обеспечение быстрейшего выхода из него.

Уточнение принципов  подхода, оценок и критериев установления возможностей безопасного для здоровья людей проживания на загрязненных радионуклидами территориях, изменение ограничений и условий жизни в таких зонах согласно новой Концепции выдвигает ряд проблем, связных с созданием соответствующей социально-бытовой сферы.

Анализ современного состояния социально-культурной и  бытовой сферы загрязненных территорий Гомельской и Могилевской областей за послеаварийный период показывает, что несмотря на некоторые положительные сдвиги в развитии отдельных отраслей, обстановка в этой сфере остается сложной и требует эффективных мер по ее улучшению.

Можно выделить следующие  основные социальные проблемы на загрязненных территориях:

- ухудшилось качество медицинского обслуживания в регионах с высокой плотностью радиационного заражения.

- во всех зонах, загрязненных радионуклидами, средняя обеспеченность населения общей площадью жилых домов в сельской местности достаточно высокая. Однако сельский жилищный фонд, преимущественно деревянный, с печным отоплением и необустроенными домовыми территориями, наименее приспособлен для проживания в загрязненных зонах. Кроме того, в сельских поселениях есть много ветхих строений и бесхозных крестьянских дворов, что создает пожароопасную обстановку для жилищного фонда.

- по сравнению с доаварийным 1985г. наблюдается значительное(около 30% в Гомельской и Могилевской областях) числа общеобразовательных школ и особенно в сельской местности.

- в системе образования и культурного обслуживания в радиологически грязных районах республики сложилась неблагоприятная обстановка с обеспечением кадрами.

- сокращается действующая сеть бытового обслуживания населения.

Если на 1000 жителей, проживающих  на загрязненной территории Могилевской  области, в 1990 г. приходилось 1, 2 ед.предприятий  бытовых услуг, то в 1991 и 1992 гг. - соответственно 1 и 0,8 ед.

Нынешнее состояние  отрасли обусловлено двумя основными причинами:

* разрушение сложившейся  инфраструктуры загрязненных районов;

* либерализация цен  и тарифов, начатая в отрасли  в 1991 г.

Существующая система  налогообложения и удорожание затрат привели к формированию непомерно высоких цен, тарифов и вызвали сокращение объемов реализации бытовых услуг и потребительского спроса на них. Наблюдается тенденция закрытия химчисток, бань и прачечных, что для районов с высоким уровнем радиоактивного загрязнения недопустимо.

Соответственно сокращается и численность промышленно-производственного персонала. За 1991 - 1992 гг. количество работающих уменьшилось на 2,4%. Основные причины: вынужденный отъезд жителей из загрязненных территорий и высокий уровень цен и тарифов на платные услуги, обусловивший убыточность многих предприятий. Эффективность финансовой поддержки на развитие бытового обслуживания со стороны территориальных органов власти крайне незначительна.

Радиационная обстановка в Беларуси отрицательно сказывается  прежде всего на состоянии здоровья населения, проживающего на загрязненных территориях, где не снижаются темпы прироста заболеваний эндокринной системы, системы кровообращения и появления новообразований. Регистрируемая заболеваемость населения, пострадавшего в результате катастрофы на ЧАЭС, почти по всем классам болезней выше, чем в целом по республике. На загрязненной радионуклидами территории проживает 530 тыс. детей и подростков. Заболеваемость раком щитовидной железы в республике в последние пять лет колеблется в пределах 2,1 – 3,2 чел. на 100 тыс. детей, тогда как в странах Европы этот показатель не превышает 0, 5 чел. В структуре детской заболеваемости растет удельный вес врожденных и наследственных патологий, которые связаны с наличием в окружающей среде дополнительных мутагенных факторов, обусловленных последствием катастрофы на ЧАЭС. Начался рост патологий и на территориях с низким уровнем загрязнения.

Динамика роста больных  с заболеваниями системы кровообращения (на 10 000 взрослого населения):

 

 

Динамика уровня регистрируемых первичных заболеваний инфарктом миокарда по РБ (на 10 000 взрослого населения):

 

 

Для получения целостного представления об общей величине и структуре социально-экономического ущерба, причиненного Республике Беларусь аварией на Чернобыльской АЭС, показатели ущерба, исчисленные по отдельным отраслям народного хозяйства и сферам общественной деятельности, сведены в таблицы и рисунки.

Суммарный социально-экономический  ущерб Республики Беларусь от катастрофы на Чернобыльской АЭС (млрд. долларов):

 

Периоды (годы)

Виды ущерба

Итого

 

прямые и косвенные потери

упущенная выгода

дополнительные затраты

 

1986-1990

14,3

1,4

13,3

29,0

1991-1995

5,0

2,0

43,0

50,0

1996-2000

7,3

2,9

50,8

61,0

2001-2015

3,0

7,4

84,6

95,0

1986-2015

29,6

13,7

191,7

235,0


 

В структуре ущерба преобладающее место занимают дополнительные затраты на проведение мероприятий по преодолению и минимизации негативных последствий чернобыльской катастрофы. В среднем за весь анализируемый 30-летний период их доля в общей сумме социально-экономического ущерба составляет 81,6 процента. На втором месте находятся прямые и косвенные потери - 12,6 процента.

Наглядное представление  о структуре социально-экономического ущерба Республики Беларусь от чернобыльской  катастрофы по его основным компонентам  дает рисунок.

 

 

Как видно из приведенных  выше данных, общая сумма социально-экономического ущерба от чернобыльской катастрофы за 1986-2015 годы по нашей стране оценена  в 235 млрд. долларов США (5871,8 млрд. рублей в ценах на 1 июня 1992 года). Это  равно почти 32 государственным бюджетам Беларуси доаварийного 1985 года. Поскольку государственный бюджет страны за указанный год далеко не самый малый за все годы, истекшие после аварии на Чернобыльской АЭС, то отсюда выходит, что даже если вся наша экономика будет работать только на преодоление и ликвидацию ее негативных последствий, то и в этом случае нам самим будет не под силу выполнить запланированный объем мероприятий, направленных на решение данной проблемы. Поэтому высшее руководство страны, конечно же, имело все основания для того, чтобы объявить Беларусь зоной экологического бедствия.

Структура ущерба по отраслям народного хозяйства и сферам общественной деятельности также сведена  в таблицу и показана рисунком.

Отраслевая структура  социально-экономического ущерба Республики Беларусь от аварии на Чернобыльской АЭС (млрд. долларов):

Отрасли народного хозяйства или  сферы общественной деятельности

Периоды (годы)

 

1986-1990

1991-1995

1996-2000

2001-2015

1986-2015

           

Здоровье населения

4,05

16,77

18,13

54,32

93,27

Агропромышленный комплекс

18,30

20,00

15,60

18,10

72,00

Лесное хозяйство

0,58

0,68

0,70

2,15

4,11

Промышленность

0,06

0,13

0,11

0,33

0,63

Строительный комплекс

0,15

1,25

0,32

0,96

2,68

Минерально-сырьевые и водные ресурсы

2,00

0,12

0,15

0,40

2,67

Транспорт и связь

0,93

1,20

0,36

0,90

3,39

Социальная сфера

2,84

5,45

2,96

6,45

17,70

Дезактивация загрязненных территорий

0,04

4,19

22,48

10,12

36,83

Радиоэкологический мониторинг

0,05

0,21

0,19

1,27

1,72

Всего

29,00

50,00

61,00

95,00

235,00


 

Структура ущерба, нанесенного Республике Беларусь в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС за период до 2015 года.

 

 

1 - ухудшение здоровья  населения, 39,7%,

2 - промышленность, социальная  сфера и строительный комплекс,

3 - жилищно-коммунальное  хозяйство, 1,5%,

4 - агропромышленный комплекс, 30,6%,

5 - лесное хозяйство, 1,7%,

6 - минерально-сырьевые  ресурсы, 1,1%,

7 - организация службы  мониторинга, 0,7%,

8 - дезактивация, 15,7%

Как видно, наибольшая часть  общей величины социально-экономического ущерба, причиненного Беларуси аварией на Чернобыльской АЭС падает на долю ухудшения здоровья населения (включая затраты на переселение и выплаты различного рода социальных льгот и компенсаций населению, подвергшемуся радиоактивному облучению, в соответствии с законом "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС"). В среднем за все 1986-2015 годы его удельный вес в общей сумме социально-экономического ущерба составил лишь немногим менее 40 процентов. Если же к ущербу, отнесенному на счет потери здоровья населения, добавить ущерб, исчисленный по здравоохранению, входящему в состав социальной сферы, которое также имеет прямое отношение к здоровью людей, то его удельный вес в совокупном социально-экономическом ущербе будет равен 41,6 процента.

Второе место по доле в общем объеме ущерба, причиненного Республике Беларусь аварией на Чернобыльской  АЭС, занимает агропромышленный комплекс - 30,6 процента. А между тем это  как раз тот народнохозяйственный комплекс, которому принадлежит решающая роль в жизнеобеспечении общества, в том числе здоровья людей. Далее следуют дезактивация загрязненных территорий, социальная сфера и лесное хозяйство.

Завершая анализ социально-экономического ущерба, считаю необходимым еще раз  подчеркнуть определенную условность приведенных выше его количественных оценок, вызванную использованием целого ряда допущений. В связи с этим нельзя утверждать, что приведенные выше расчетные данные адекватно отображают действительную величину социально-экономического ущерба, как уже понесенного под воздействием чернобыльской катастрофы, так и еще ожидаемого в последующие годы. Со всей определенностью можно только сказать, что эти данные не являются завышенными. Скорее, наоборот, реальный социально-экономический ущерб Республики Беларусь от аварии на Чернобыльской АЭС на деле окажется значительно большим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ФИСКАЛЬНАЯ И МОНИТОРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОЛИТИКА МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС.

 

Исходя из сказанного выше, главная цель социально-экономической реабилитации пострадавших территорий, в конечном итоге сводится к доведению качества жизни населения загрязненных радионуклидами районов до среднереспубликанского, а в ряде случаев и до более высокого уровня, гарантирующего каждому отдельному человеку сохранение его здоровья и удовлетворение его разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей в соответствии общепринятыми нормами, а обществу в целом - устойчивое развитие по всем основным направлениям его жизнедеятельности. Достижение поставленной цели предполагает решение целого комплекса взаимосвязанных задач.

В области охраны здоровья населения, пострадавшего от радиоактивного облучения, это, прежде всего, обеспечение  его бесперебойного снабжения радиационно  чистыми продуктами питания в полном соответствии с потребностями; недопущение производства загрязненной сверх радиационно допустимых уровней продукции в личных подсобных хозяйствах сельских жителей (в том числе посредством применения специальных агротехнических приемов и других рекомендованных наукой мер), а также установления жесткой административной и уголовной ответственности за продажу продуктов питания, включая дикорастущие ягоды и грибы, с повышенным содержанием радионуклидов, превышающим радиационно допустимый уровень. Помимо указанных выше, к числу наиболее актуальных задач социально-экономической реабилитации пострадавших территорий, касающихся охраны здоровья людей, следует отнести также организацию повсеместной специализированной диспансеризации населения, испытавшего на себе вредное воздействие радиоактивного облучения, и создание сети специализированных медицинских учреждений для организации и координации наблюдения и контроля за динамикой состояния здоровья детей и взрослого населения, пострадавшего от чернобыльской катастрофы; обеспечение приоритетного развития кардиологической, онкологической и службы реабилитации для проведения систематического эндокринологического, онкологического, гематологического и генетического мониторинга; создание в загрязненных районах благоприятных условий труда и быта для медицинских работников с целью их закрепления, а в радиационно чистых районах - сети оздоровительных учреждений семейного типа для реабилитации населения, пострадавшего от радиоактивного облучения.

Информация о работе Политика минимизации последствий аварии на ЧАЭС