Политика минимизации последствий аварии на ЧАЭС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2013 в 19:31, курсовая работа

Краткое описание

Возрастание социального напряжения на пораженных территориях было вызвано и неоправданной секретностью, окружавшей Чернобыльскую трагедию, противоречивыми суждениями и оценками, особенно по медицинским аспектам, и недостатком беспристрастной и надежной информации, доступной населению, о действительном положении вещей. Позднее было признано официально, что меры, принятые первоначально для ликвидации негативных последствий аварии, часто были неудовлетворительными и недостаточными.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС

1.1 Экономический аспект после трагической аварии на ЧАЭС.
1.2 Последствия аварии на ЧАЭС в России и на Украине.
1.3 Последствия аварии на ЧАЭС в Республике Беларусь.

ФИСКАЛЬНАЯ И МОНИТОРНАЯ ПОЛИТИКА В ЗАКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ.

ПОЛИТИКА МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Одной из первоочередных задач реабилитации пострадавших территорий социального плана должна стать всемерная активизация работы по социально-психологической поддержке населения загрязненных районов и систематическому обеспечению его достоверной, не отягощенной политическими и конъюнктурными соображениями информацией о медико-биологических последствиях радиоактивного воздействия на организм человека и степени риска проживания на загрязненных радионуклидами территориях, по сравнению с другими регионами. С помощью этого предполагается помочь жителям чернобыльской зоны побыстрее адаптироваться к проживанию в условиях радиоактивного загрязнения местности и по возможности избежать крайне опасных для здоровья нервно-психологических стрессов.

С тем чтобы облегчить  положение людей, проживающих на пострадавших территориях, и до минимума свести негативное воздействие на них радиационного фактора, перед ра- ботинками социальной сферы ставятся большие задачи по кардинальному улучшению жилищных, социально-культурных и всех иных условий труда и быта жителей чернобыльской зоны Прежде всего предстоит незамедлительно восстановить статус сельских населенных пунктов с постоянным населением для тех сел и деревень, куда уже начали возвращаться ранее отселенные жители и самостоятельно прибывать мигранты из иных регионов Беларуси, а также из других стран, и таким образом подвести законодательную основу под восстановление в них нормального общественного обслуживания местных жителей. Это особенно важно, поскольку среди "самоселов" немало лиц пенсионного возраста, которые уже были физически не в состоянии самостоятельно обслуживать самих себя.

Вдобавок, ставятся конкретные задачи по расширению и обновлению материально-технической базы социально-бытовой  и культурно- просветительной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в чернобыльской зоне, обустройству прилегающих к жилым домам и объектам соцкультбыта территорий в соответствии с принятыми нормами безопасного нахождения в них людей, созданию сети станций по комплексной обработке и дезактивации одежды и белья. В частности, намечается довести до установленного нормативного уровня обеспеченность населения загрязненных районов объектами бытового обслуживания, торговыми площадями магазинов и посадочными местами в общедоступной сети общественного питания, открыть постоянно действующие магазины во всех населенных пунктах с численностью жителей более 50 человек, а во всех остальных сельских поселениях организовать торговое обслуживание местного населения с помощью автомагазинов и лавок на дому.

Особое внимание уделяется  повышению степени безопасности проживания на пострадавших территориях  детей, как наиболее подверженных негативному  воздействию радиоактивного облучения, в первую очередь улучшению условий  их пребывания в детских дошкольных учреждениях и школах. Для этого предусматривается разработать специальные повышенные санитарно-гигиенические требования к объемно-планировочным решениям зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ и учреждений культурного обслуживания местного населения, включая детей, направленные на оптимизацию внутренней среды обитания, обеспечение ее надлежащей чистоты и создание возможности, наряду с воспитанием и обучением, проводить необходимые мероприятия по оздоровлению детей, их закалке и т.п. Соблюдение указанных требований должно стать непреложным правилом для строителей как при возведении новых, так и при реконструкции ныне функционирующих в загрязненных районах зданий детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, спортивных сооружений, клубов и домов отдыха. Большинство из расположенных на постра-

давших территориях  детских садов и школ целесообразно  перепрофилировать соответственно в сады-санатории и школы-санатории.

Не снята с повестки дня и проблема обеспечения жителей  загрязненных районов доброкачественными товарами народного потребления, в том числе радиационно чистыми продуктами питания. Степень удовлетворения потребностей в них надлежит довести до принятых норм рационального потребления.

Наряду с выше изложенным, назрела настоятельная необходимость в изменении ранее принятых статуса и зонирования загрязненных радионуклидами территорий. В частности, в последнее время все чаще высказываются предложения исключить из действующего законодательства, регламентирующего жизнедеятельность населения чернобыльской зоны, такие понятия, как "зона последующего отселения" и "зона с правом на отселение", объединив их в одну "зону жесткого радиационного контроля и проведения обязательных защитных мероприятий". Тем самым была бы внесена определенная ясность в судьбу районов чернобыльской зоны с уровнем радиоактивного загрязнения, не превышающим 40 Ки/км2. Жители указанных районов в таком случае достоверно знали бы, что правительство не собирается впредь переселять их в радиационно чистые и менее загрязненные районы. Вместо этого оно намерено обеспечить здесь создание безопасных для жизни и здоровья условий проживания.

Одновременно предлагается ограничить масштабы строительства  жилья для переселенцев из чернобыльской  зоны в чистых районах за государственный счет. Это должно не только сократить количество жителей загрязненных районов, желающих переехать на новое место жительства, но и существенно расширить реальные возможности нашего государства для дальнейшего наращивания и качественного улучшения жилищного фонда на реабилитируемых территориях.

Немало сложных задач, связанных с рационально-экономической  реабилитацией пострадавших территорий, предстоит решить непосредственно  в области градостроительства. Прежде всего необходимо во всех населенных пунктах с постоянным населением, расположенных на указанных территориях, провести "пошаговую" съемку уровней загрязнения местности с тем, чтобы в каждом отдельном случае можно было более четко определиться с применением специальных экологически и экономически наиболее целесообразных приемов планировки и застройки (формирование жилых групп зданий на более "чистых" участках, раскрытие общей застройки в сторону господствующих ветров, строительство разновысотных зданий для улучшения воздухообмена и миграции загрязнений за пределы застроенных участков и т.д.).

В связи с намечаемыми  большими масштабами работ по дезактивации населенных пунктов ставится задача добиться существенного удешевления  дезактивационных мероприятий. С этой целью предусматривается, в частности, обеспечить более широкое применение при их проведении инертных материалов, образующихся в процессе инженерной подготовки мест строительства и вертикальной планировки отдельных участков местности при комплексном благоустройстве междомовых пространств, улиц, проездов, площадок для отдыха и т.п.

Особенно большие задачи поставлены по кардинальному улучшению  обеспечения жилых застроек современными радиационно безопасными и ресурсосберегающими  системами инженерного оборудования, которым отводится решающая роль в снижении дозовых нагрузок на население, проживающее на заряженных радионуклидами территориях. При этом первостепенное значение придается применению централизованного водоснабжения с вводом водопровода в каждое строение, канализировании стоков, организации специальной санитарной очистки и систематической уборки мусора с его последующим складированием на оборудованных соответствующим образом площадках. Предполагается также полностью исключить применение дров на всей загрязненной радионуклидами территории как для печного отопления, так и для приготовления пищи.

Немало предстоит сделать  для улучшения на реабилитируемых  территориях демографической ситуации, которая в последние годы здесь  становится все более неблагоприятной, в том числе и с точки  зрения крайне нежелательного обострения криминогенной обстановки. Поскольку главными виновниками этого, как правило, становятся иммигранты из бывших союзных республик, на территории которых после развала Союза ССР резко обострились межэтнические отношения, то в первоочередном порядке нужно законодательно закрепить статус беженца и вынужденного мигранта, порядок реализации их прав на жилище и трудоустройство, изменить ныне действующий порядок установления гражданства Республики Беларусь для мигрантов белорусского происхождения, открыв им тем самым доступ к рынку жилья и кредитным ресурсам на его строительство. Наряду с этим, следует существенно увеличить выдачу льготных кредитов для индивидуального жилищного строительства всем остальным гражданам страны, проживающим в загрязненных районах, прежде всего в тех населенных пунктах, развитие которых в складывающихся планировочных условиях конкретных местностей представляется наиболее целесообразным.

Для стимулирования заселения  пострадавших территорий, подлежавших  социально-экономической реабилитации, необходимо внести соответствующие изменения в действующее законодательство о земельной собственности и социальной защите граждан, направленные на расширение их прав в части получения земли в частную собственность либо в долгосрочную аренду с правом наследования и различного рода социальных льгот и компенсаций, обусловленных дополнительными издержками, вызываемыми проживанием в условиях радиоактивного загрязнения. В дополнение к этому надлежит организовать регулярный индивидуальный медицинский контроль за здоровьем населения для оценки безопасности проживания на загрязненных радионуклидами территориях, что должно помочь местным жителям быстрее избавиться от крайне неприятного чувства "'заложника зоны"; целенаправленно перемещать на указанные территории филиалы и производственные подразделения промышленных и иных предприятий и организаций; создавать здесь учебные центры по подготовке и переподготовке кадров и центры занятости для лиц трудоспособного возраста; существенно расширить привлечение в реабилитируемые районы высококвалифицированных кадров для работы на предприятиях с высокотехнологическими наукоемкими производствами и в социальной сфере, создавая для них более благоприятные условия труда и быта. Осуществление перечисленных мер должно обеспечить более стабильную сбалансированную структуру занятости населения загрязненных районов, создать здесь необходимые социально-демографические предпосылки для возникновения новых "полюсов роста".

Однако, безусловно, больше всего задач, связанных социально-экономической реабилитацией пострадавших территорий, приходится на долю реальной экономики. И не только потому, что ей отводится решающая роль в практическом осуществлении всего намеченного комплекса реабилитационных мероприятий. Не в меньшей мере здесь сказываются общие трудности переходного периода в развитии нашей экономики, существенно усугубляемые радиационным фактором. Предприятия и организации, расположенные на пострадавших территориях, предстоит адаптировать не только к непривычным для нас рыночным отношениям, но и к работе в условиях радиоактивного загрязнения местности.

Особую сложность представляют собой задачи, касающиеся осуществления  намеченных структурных преобразований в экономике, направленных на обеспечение  приоритетного развития в загрязненных районах отраслей и производств, работающих на нужды реабилитации пострадавших территорий, а также специализирующихся на выпуске конкурентоспособной наукоемкой продукции, пользующейся повышенным спросом не только на внутреннем, но и на внешних рынках, в том числе в высокоразвитых странах так называемого дальнего зарубежья. С тем чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции, выпускаемой предприятиями чернобыльской зоны, и тем самым гарантировать им право на жизнь в условиях складывающейся рыночной экономики, а следовательно, и стабильную занятость местного населения, большие задачи намечаются по реконструкции, модернизации и техническому перевооружению предприятий и организаций, расположенных на пострадавших территориях, обеспечению широкого внедрения прогрессивных ресурсосберегающих наукоемких технологий, а также формированию новых эффективных хозяйственных структур, наиболее отвчающих современным рыночным отношениям и особенностям условий функционирования в загрязненных районах.

При этом особое внимание уделяется потребительскому комплексу, обеспечивающему потребности населения реабилитируемых территорий в товарах народного потребления и, в первую очередь, в доброкачественных продуктах питания, безопасных для здоровья человека. В частности, ставится задача в самое ближайшее время завершить переспециализацию сельского хозяйства на загрязненных радионуклидами угодьях при одновременном создании необходимых предпосылок для более широкого распространения в пострадавших районах прогрессивных форм собственности и форм хозяйствования, содействующих повышению эффективности сельскохозяйственного производства и занятости жителей чернобыльских сельских поселений. Особую группу составляют задачи, касающиеся совершенствования организационно-экономического механизма функционирования хозяйствующих субъектов на реабилитируемых территориях. Их решение должно обеспечить создание более благоприятного режима функционирования предприятий, выпускающих продукцию для нужд социально-экономической реабилитации зон радиоактивного загрязнения, а также малого и среднего бизнеса, которому отводится существенная роль в повышении эффективности производства и занятости местного населения. Успешное осуществление намечаемого комплекса крупномасштабных мероприятий по реабилитации обширных территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, предполагает решение целого ряда задач и в области государственного управления регионами. Предстоит, в частности, в самое ближайшее время сформировать в загрязненных районах полноценные стабильные органы местного управления, способные взять на себя основную долю ответственности за судьбу подведомственных территорий и проживающего на них населения. Для этого следует прежде всего наделить их соответствующими властными полномочиями, а главное - финансовыми ресурсами, необходимыми для успешного решения на региональном уровне преобладающей части задач, связанных с реабилитацией пострадавших территорий. В ряде случаев, возможно, надо будет пойти на изменение существующего административно территориального деления, которое должно облегчить местным органом власти и управления соблюдение требований комплексного подхода к проведению реабилитационных мероприятий, а также быстрейшее формирование своей собственной устойчивой финансовой базы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Чернобыльская катастрофа по своим масштабам, нанесенному  ущербу и негативным последствиям для  населения, окружающей природной среды, экономики и социальной среды - наикрупнейшая  техногенная катастрофа на Земле  за всю историю человечества. Радиационные выбросы Чернобыльской АЭС, подвергшейся аварии, покрыли своим черным крылом многие страны. Однако преобладающая часть их (по оценкам специалистов, примерно 70%) пришлась на долю Беларуси.

С учетом короткоживущих радионуклидов загрязненной оказалась  практически вся ее территория. При этом уровни загрязнения указанными радионуклидами были столь велики, что облучение ими миллионов людей во многих регионах нашей страны было квалифицировано специалистами как «йодовый удар».

Обширные площади подверглись  загрязнению долгоживущими радионуклидами, негативное воздействие которых на человека и окружающую его среду сказывается многие годы и десятилетия. В частности, цезием-137 с содержанием в почве более 37 кБк/м2 загрязнено 46,45 тысячи квадратных километров, на которых проживала пятая часть всего населения Беларуси.

Огромные масштабы чернобыльской  катастрофы и ее устрашающие угрозы здоровью и самой жизни миллионов  людей, национальной экономике и  культуре послужили основанием для  Верховного Совета признать всю территорию нашей страны зоной экологического бедствия. Правительством были приняты чрезвычайные меры, призванные максимально, насколько это было возможно, ослабить удар чернобыльской катастрофы. Вскоре была разработана и принята специальная Государственная программа по преодолению последствий катастрофы на ЧАЭС на 1990-1995 годы, предусматривавшая в качестве главной цели создание в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, условий жизнедеятельности, безопасных для здоровья человека.

И вот минуло тринадцать лет с того рокового момента, когда четвертый блок Чернобыльской АЭС озарился зловещим пламенем, взметнувшимся ввысь. Хотя для мировой истории это - всего лишь мимолетный миг, для нынешних поколений белорусского народа - весьма значительный отрезок всего их жизненного пути. Значительный не только по продолжительности, но и по степени воздействия на людские судьбы.

Время, отделяющее наше сегодня  от 26 апреля 1986 года, вполне достаточно для того, чтобы не только осмыслить  трагедию белорусского народа и каждого  из нас, граждан Республики Беларусь, случившуюся в тот злопамятный день, но и многое сделать для минимизации последствий чернобыльской аварии. И надо сказать в том и другом направлениях уже сделано немало. Проведены многочисленные научные исследования, позволившие в первом приближении оценить влияние радиоактивного загрязнения территории на людей, окружающий их животный и растительный мир, экономику и социальную сферу. Опираясь на полученные результаты фундаментальных и прикладных исследований, осуществлены крупномасштабные мероприятия по отселению жителей из районов, подвергшихся наиболее сильному радиоактивному загрязнению, строительству для них благоустроенного жилья и созданию новых рабочих мест в так называемых «чистых» районах; массовому оздоровлению людей, получивших высокие дозы радиоактивного облучения; реабилитации пострадавших территорий и т.д Написано немало научных, художественных и публицистических книг, брошюр и статей. Сделано множество докладов и выступлений на различных конференциях, симпозиумах и семинарах

Информация о работе Политика минимизации последствий аварии на ЧАЭС