Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:20, курсовая работа
Старший дошкольный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - перед поступлением в школу. Дошкольный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Цель исследования - обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников.
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности……………………………………………… 1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста………………………………………………………………. 1.2 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников… Глава 2. Методические особенности формирования наблюдательности в ходе экскурсий по предметам "Окружающий мир"…………………………………… 2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию……….. 2.2 Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности………………………………….. 2.3 Опытно-экспериментальная работа……………………………………….. Заключение…………………………………………………………………………Список литературы………………………………………………………………… Приложения Приложение 2
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое
обоснование роли экскурсий в
процессе формирования наблюдательности……………………………………
Введение
В начале 90-х годов XX века в стране начался процесс обновления начального образования, ориентированный на принципиальное изменение в понимании целей обучения. На первый план были выдвинуты развивающая функция обучения, становление и развитие личности младшего школьника. Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность детей, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий - этой специальной формы организации обучения или как часть занятия. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный, обонятельный. Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника. Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы. Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. В то же время, на практике мы видим, что количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно - обычно не более 3-5 в год. Это связано с тем, что далеко не все изучаемые объекты и явления можно наблюдать в окрестностях школы, своего населённого пункта. Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, воспитателю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы. Таким образом, актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников. Цель исследования - обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников. Объект исследования - экскурсии по естествознанию в начальных классах. Предмет - влияние экскурсий на развитие наблюдательности дошкольников. Гипотеза - систематическое проведение природоведческих экскурсий с использованием серии психолого-педагогических приемов окажут положительное влияние на развитие наблюдательности как качество личности дошкольника.
Задачи исследования:
изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
определить особенности психических процессов дошкольников;
изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в процесс естественнонаучного обучения дошкольников;
разработать и внедрить в
процесс естественнонаучного
Методы исследования: наблюдения; опытно-экспериментальная работа; беседа; тестирование.
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности
1.1 Наблюдательность
как одна из психологических
особенностей младшего
Старший возраст (6-7 лет) в подготовительной группе определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - перед поступлением в школу. Дошкольный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).
Развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность. Учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение старшего дошкольника уже приобретают самостоятельность - ребенок начинает владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
Развитие внимания.
Развитие воображения. В старшем дошкольном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению ребенка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Воспитатель на занятии предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков.
Развитие мышления. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?". Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи, происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
Развитие восприятия. Восприяти
Наблюдательность - это свойство личности, умение подмечать характерные, но мало заметные особенности предметов, явлений, людей. Различия в наблюдательности в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность - как качество. Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдения за предметами природы способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Наблюдения - важнейший источник знаний об окружающем мире. Они дают материал, основу, на которой строятся мыслительные операции. Поэтому наблюдения являются важным средством развития мышления детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся. В практике школы содержание выполненных детьми наблюдений всегда использовалось для составления детьми устных рассказов, включалось в тематику сочинений.
Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании. Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т.д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включается в процесс активного наблюдения. Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию старших дошкольников. Общение ребенка с природой - это могучий источник развития эмоций. Наблюдение как восприятие тесно связано с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает выводы, обобщения, выделяет закономерности и связи. Наблюдение характеризуется большой активности личности. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс. В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности - наблюдательность, т.е. умение подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Мир наблюдательного человека всегда богат яркими впечатлениями и представлениями. Такой человек отличается более широким кругозором. Развитие наблюдательности - важная задача формирования адекватного восприятия действительности. Наблюдательность развивается постепенно в процессе направленной деятельности ребенка, постоянных, систематических упражнений. Все это имеет немаловажное значение для развития мыслительной деятельности ребенка, выработки у него логического мышления, желания познавать окружающий. Задача развития наблюдательности особенно успешно решается, если при организации наблюдений до учащихся доводятся цель и способы (приемы) наблюдений, указывается их последовательность в виде конкретных заданий и формы фиксирования результатов наблюдений. Именно с учетом этих требований и рекомендуется использовать наблюдения. Такое качество личности у детей развивается постепенно.
Развитие наблюдательности - это одна из важных задач формирования познавательной установки и адекватной действительности. Критерии развитости наблюдательности: способность к самостоятельному нахождению новых свойств, объектов, явлений в окружающей природной и социальной среде; восприятие не только отдельных объектов, чаще всего представителей животного и растительного мира, но и как можно большего числа объектов и, в конечном счете, целостное восприятие природного и социального окружения.
Таким образом, наблюдение -
это восприятие, тесно связанное
с деятельностью мышления: сравнением,
синтезом, анализом. Развитие у детей
способности к
1.2 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.
Экскурсия - форма учебно-воспитательного
процесса, которая позволяет наблюдать,
а также непосредственно
К специфическим признакам экскурсии относятся: быстрое усвоение знаний детьми при помощи передвижения в пространстве; экскурсия по объекту; способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа; способ предметного изучения; эмоциональность.
Первый этап - подготовительный. Важным условием успешности ведения наблюдений является разумный отбор объектов. Цель его - вызвать у детей интерес к объекту наблюдения. Во время экскурсий это достигается различными приемами: краткая беседа ориентирует на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание). Например, во время экскурсии в парк учитель дает задание определить цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения; обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видели ли они это растение раньше, где видели, каким оно было тогда, что знаете о нем).
Второй этап. В начале наблюдения произвольное внимание требуется направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе. Известный прием возбуждения произвольного внимания у старших дошкольников - использование загадочности, неожиданности. Но этого не всегда достаточно. С этой целью хорошо использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, вопросы и указания. Все эти приемы направлены, в первую очередь, на постановку перед ребенком умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом объекте.
Информация о работе Роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников