Роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 01:20, курсовая работа

Краткое описание

Старший дошкольный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - перед поступлением в школу. Дошкольный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению. В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь). Цель исследования - обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности……………………………………………… 1.1 Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста………………………………………………………………. 1.2 Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников… Глава 2. Методические особенности формирования наблюдательности в ходе экскурсий по предметам "Окружающий мир"…………………………………… 2.1 Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознанию……….. 2.2 Анализ программ по естествознанию с точки зрения экскурсионного движения и формирования наблюдательности………………………………….. 2.3 Опытно-экспериментальная работа……………………………………….. Заключение…………………………………………………………………………Список литературы………………………………………………………………… Приложения Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Micrееееееееosoft Word (4).docx

— 85.36 Кб (Скачать файл)

Основу содержания курса "Природа и люди" составляют естественно-научные знания и методы исследования. Поэтому ведущими методами преподавания являются непосредственные наблюдения предметов и явлений природы, моделирование, опыты и т.д. Видное место занимают и специфические формы организации учебной деятельности учащихся. Это экскурсии, учебные прогулки, фиксация результатов наблюдений и т.п. Наблюдения в природе ведутся по заданиям учебников и учителя. Порядок и конкретные объекты для наблюдений определяются особенностями природы и последовательностью изменений в природе данной местности.

Курс "Природа и люди" представляет единую систему, состоящую  из двух подсистем: "Я и мир  вокруг" (I и II классы) и "Природоведение" (III и IV классы). Содержание подсистемы "Я и мир вокруг" представлено в таблице 1 и содержание подсистемы "Природоведение" представлено в  таблице 2.

Таблица 1

Подсистема "Я и мир  вокруг"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Мир людей

По школе, по пришкольному участку, по микрорайону (селу)

Наблюдение за правилами  поведения в общественных местах

Мир природы

В окружающую природу

Наблюдения за разнообразием  растений и места их произрастания; за разнообразием животных и места  их обитания; за природой осенью, зимой, весной, летом

Здоровье

Экскурсии в кабинет биологии

Экскурсии в окружение  школы (дороги)

1. С целью уяснения  роли зрения и слуха в познании  окружающего мира

2. С целью наблюдения  дорожных знаков, их содержания, размещения на улицах; с целью  наблюдения выполнения правил  в системе "дорожный знак - дорога - пешеход" и выработки у  учащихся умения пользоваться  советами дорожных знаков

II класс

Мир людей

Экскурсии в одно из общественных учреждений, в учреждение культуры

С целью наблюдения за трудом людей различных профессий

Мир природы

Экскурсии в природу осенью, зимой, весной; в кабинет биологии или оранжерею, или зимний сад с целью ознакомления с разнообразием комнатных растений, раннецветущими растениями; ознакомление с жизнью грачей весной; с трудом людей весной (сад, поле, парк, сквер)

Наблюдения в природе; за отношением людей к окружающей среде


 

Таблица 2

Подсистема "Природоведение"

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Введение: Что такое природа

В заповедник (парк, лесопарк, лесопитомник, музей и т.п.)

С целью наблюдения многообразия растений и животных, положительного и отрицательного отношения человека к природе, результатов этого  отношения; с целью наблюдения положительной  природоохранной деятельности человека в природе

Неживая природа. Тела и вещества

В музей, в природу, на выставку

С целью наблюдения за разнообразием  веществ в природе (на примере полезных ископаемых при наличии условий)

Летние и осенние изменения  в природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменением состояния леса, парка или сада в период золотой осени, а затем  поздней осени

Зимние изменения в  природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения состояния  природы в начале и в конце  зимы

Весенние изменения в  природе

В лес, парк, сад

С целью наблюдения за изменениями  в природе ранней весной и в  конце весны

IV класс

Природа нашего края

Ознакомление с формами  поверхности, полезными ископаемыми; ознакомление с особенностями местного водоема, его использованием

С целью наблюдения за экологией, за растениями и животными около  водоема


 

Учебно-методический комплект "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"

Автор О.Т. Поглазова

В курсе предусмотрены  разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений. Большое  значение отводится выявлению изменений  в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе - в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Содержание программы  представлено в таблице 3.

 

Таблица 3

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Окружающий мир и его  изучение

По пришкольному участку, в пришкольный уголок живой природы

Наблюдения за объектами  живой природы

Разнообразие и красота  растений

На пришкольный участок (в парк, в лес)

Наблюдения многообразий растений

Разнообразие и красота  животных

В зоологический музей (в  зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин)

Наблюдения за повадками  домашних животных, диких птиц, за жизнью насекомых

II класс

Красота и разнообразие неживой  природы

На природу (к берегу реки, пруда, к холму)

Домашнее наблюдение звездного  неба и созвездием, за Луной; наблюдения за Солнцем, облаками, небом

Человек-творец

К достопримечательностям города, в исторический или краеведческий  музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей

Наблюдения за ближайшими объектами городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; наблюдения за источником загрязнением своего двора, своей улицы

Красота и симметрия в  окружающем мире

По городу, в парк, музей  архитектуры, в старинную усадьбу

Наблюдения за домашним обиходом, городских сооружений, парковых ансамблей  с целью выявления симметричных узоров

III класс

Осенние изменения в природе  и в жизни человека

В лес (в парк, к водоему)

Наблюдения за осенними изменениями  в природе и сбора природного материала для поделок; ведение  дневника наблюдений за природой

Почва и ее роль в природе

По городу (селу) для выявления  источников загрязнения воздуха, воды, почвы

Наблюдения за изменениями  состояния почвы

Зимние изменения в  природе и жизни человека

В зимний лес (в парк, на пришкольный  участок)

С целью наблюдения состояния  природы в начале и в конце зимы; ведение дневника наблюдений за природой

Дерево в жизни человека

В зимний лес (в парк, на пришкольный  участок)

Наблюдения изменений  в жизни деревьев; исследования спилов

Весна - утро года

На пришкольный участок (в парк, в лес)

Наблюдения первых признаков  весны

Жизнь цветкового растения

На пришкольный участок (в парк, в лес)

Наблюдения за распусканием почек, за развитием цветкового растения (фасоли или гороха)

Удивительные превращения

На пришкольный участок (в парк, в лес); в зоологический  музей

Продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); наблюдения за цветением  трав и опыления деревьев

IV класс

Организм человека

В кабинет биологии (в  палеонтологический музей)

Наблюдения за работой  своих мышц; измерение пульса и  наблюдения за его изменениями; наблюдения за работой своих легких, определение  объема легких

Земная поверхность и  недра на географичес-кой карте

В кабинет географии (в  минералогический музей)

Внимательное целенаправленное рассматривание горных пород и минералов

Земля - планета

В зоопарк, в кабинет биологии и географии

Наблюдения за разнообразием  растений и животных

Природные зоны

В биологический музей

Наблюдения за приспособленностью растений, животных и человека к  условиям природным зон

Жизнь у воды

К водоему для знакомства на месте с его состоянием и  источниками загрязнениями

Наблюдения за состоянием водоема, за растениями и животными  водоема

Из прошлого в будущее  родного края

В краеведческий музей

Наблюдения за изменениями  растительного и животного мира в разные периоды времени


 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Автор А.А. Вахрушев

Одна из трудностей преподавания в начальной школе состоит  в том, что множество наблюдаемых  явлений, которые пытаются понять и  осмыслить дети, часто превышает  тот круг представлений, которые  они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят  пытаться самостоятельно объяснять  их.

Содержание программы "Окружающий мир" А.А. Вахрушева, с точки зрения экскурсий и наблюдений на экскурсиях, представлено в таблице 4.

 

Таблица 4

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

II класс

Части света

Знакомство с рекой, озером, равнинной местностью, горами (или  холмами)

Наблюдения за особенностями  растительного и животного мира природных зон

III класс

Живые участники круговорота  веществ

В природное окружение  школы (водоем, поле, луг, лес)

Наблюдения за экосистемой  и ее обитателями


 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (I и II классы)

Авторы А.А. Плешаков, О.Н. Сороцкая

Формы, методы и средства ознакомления детей с окружающим миром разнообразны. Учащиеся ведут  наблюдения явлений природы и  общественной жизни с помощью  учителя и самостоятельно. Занятия  проводятся не только в классе, но и  на улице, в лесу, в парке, в музее  и т.д. Экскурсии, встречи с людьми разных профессий, беседы, рисование - все это позволит сделать занятия  интересными, увлекательными для детей.

Содержание программы  представлено в таблице 5.

 

Таблица 5

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Дом и школа

По школе

Наблюдения за организацией и работой школы, ее кабинетов

Наш город (село)

С целью ознакомления с  ближайшим природным окружением и признаками времен года; в магазин, на почту, в библиотеку, музей

Наблюдения за общественной жизнью, трудом людей

II класс

Родной край

Поверхность и водоемы  края; природа и труд людей в  нашем крае осенью, зимой и весной

Наблюдения за изменениями  природы; за сезонным трудом людей


 

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ (III и IV классы)

Автор А.А. Плешаков

Формы организации работы при изучении курса природоведения разнообразны: уроки в классе и  на природе, экскурсии, полевые практикумы. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям в  природе, практическим работам.

В программе указан минимум  экскурсий, практических работ, демонстраций, обобщающих уроков. При планировании учебного материала учителем их количество может быть увеличено. В ряде случаев (например, в условиях крупного города) проведение экскурсий может быть затруднено или невозможно.

Содержание программы  представлено в таблице 6.

Таблица 6

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

III класс

Природа и мы

1. Многообразие природы  (маршрут выбирается с учетом  возможности показа различных  объектов живой и неживой природы)

2. Охрана природы (в  лесопитомник, в ботанический сад,  зоопарк, на зоологическую тропу  и т.п.)

Наблюдения за многообразием  природы; за охраной природы; за влиянием человека на природу

IV класс

Сохраним природу своего края

Природные сообщества родного  края

Наблюдения за природными сообществами и почвами родного  края


 

Планета загадок (факультативный курс) IV класс

Автор А.А. Плешаков

Занятия в классе следует  по возможности дополнить экскурсиями. Это могут быть экскурсии в  природу, в ботанический сад и  зоопарк, в морской аквариум и  дельфинарий, в музеи - краеведческий, геологический, палеонтологический, зоологический. Поскольку условия для проведения таких экскурсий имеются далеко не везде, они не включены в основную сетку часов. Рекомендуется их проведение во внеурочное время по усмотрению учителя.

Содержание программы  представлено в таблице 7.

 

Таблица 7

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

Жили-были динозавры… и не только они

На геологическое обнажение  для поиска окаменелостей, в палеонтологический или геологический музей

Целенаправленное рассматривание строения скелета древних животных и птиц, их эволюции

Тайны камней

В геологический музей

Целенаправленное рассматривание разнообразия горных пород и минералов

Загадки растений

В природу, в ботанический сад

Знакомство и наблюдения за местной флорой, с экзотическими  растениями

Утконос и компания

В зоопарк, в зоологический  музей

Ознакомление и наблюдение за экзотическими животными

Планета насекомых

В краеведческий или зоологический  музей

Ознакомление и наблюдение за живыми экспонатами музея

Загадки под водой и  под землей

В морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей

Знакомство и наблюдения за морской фауной


 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Авторы: Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Курс "Окружающий мир" предполагает использования нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне  класса (на пришкольном участке, в  парке, учреждении культуры, в физкультурном  зале, биологическом кабинете и т.д.).

Содержание программы  представлено в таблице 8.

 

Таблица 8

Класс;

тема

Место и цель проведения экскурсии

Наблюдения

I класс

Ты и вещи

В ателье, обувную мастерскую, на швейную фабрику или др. (по выбору учителя с учетом местных  особенностей и возможностей)

Наблюдения за трудом людей

Природа вокруг нас

Сезонные экскурсии: в  теплицу, парник, хозяйство по выращиванию  цветов и т.п. (по выбору учителя с  учетом местных условий)

Наблюдения за признаками различных времен года

Твоя страна

Ознакомление учащихся с  различным трудом (по выбору учителя  с учетом местных особенностей и  возможностей)

Наблюдения за трудом людей  разных профессий

II класс

Где мы живем

В школе; по городу, в краеведческий  музей; в Дом культуры, театр, выставки

Наблюдения за трудом людей, за достопримечательностями города

Человек и природа

В природу в разные времена  года

Наблюдения сезонного  труда людей, за организацией скверов, парков

Наша страна - Россия

На фабрику, завод (по выбору учителя с учетом местных возможностей). Экскурсии в краеведческий, художественный музеи, дом-музей писателя, художника

Наблюдения за трудом людей, ознакомление с творчеством писателей, поэтов

III класс

Введение

В окружающую природу

Наблюдения за красотой и  многообразием окружающего мира

Природа вокруг нас

К местному водоему для  знакомства учащихся с его особенностями, использованием и охраной

Наблюдения за состоянием местного водоема

Труд в жизни человека

Ознакомление с различными видами труда на местных предприятиях, в сельском хозяйстве; знакомство с  домом-музеем знаменитого писателя, художника, ученого

Наблюдения за трудом людей

IV класс

Природа нашей родины

1. Знакомство учащихся  с разнообразием природы своей  местности

2. Ознакомление с формами  поверхности местности в окрестностях  школы

3. Знакомство с местными  полезными ископаемыми, их добычей и первичной переработкой (по материалам краеведческого музея, на местном предприятии)

4. Знакомство с растениями  и животными леса, луга, водоема,  поля

Наблюдения за разнообразием  окружающей природы

Люди на планете Земля

В поле, сад

Наблюдения за трудом людей, условием выращивания культурных растений

Информация о работе Роль экскурсий в развитии наблюдательности у дошкольников