Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:48, контрольная работа

Краткое описание

Государственная экологическая экспертиза реально является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений.

Содержание

Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли казахстанского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Костанайский государственный педагогический институт.docx

— 38.39 Кб (Скачать файл)

Хотя в  соответствии с Республиканским  законом «Об экологической экспертизе»  экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной  экологической опасности любой  намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в нем в целом  отражена более рационалистическая позиция, чем в Законе «Об охране окружающей природной среды».

 

В Республиканском  законе дан обширный перечень объектов государственной экологической  экспертизы, проводимой как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  РК. С учетом того обстоятельства, что  основным фактором отрицательного воздействия  на природу является социально-экономическое  развитие, экологической экспертизе подлежат все формы планирования и проектирования такого развития –  проекты комплексных и целевых  социально-экономических, научнотехнических  и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие  на окружающую природную среду; проекты  генеральных планов развития территорий свободных экономических зон  и территорий с особым режимом  природопользования и ведения хозяйственной  деятельности; проекты схем развития отраслей народного хозяйства РК, в том числе промышленности; проекты  генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации  производительных сил РК; проекты  схем расселения, природопользования и территориальной организации  производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований; проекты инвестиционных программ; проекты  комплексных схем охраны природы; технико-экономические  обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной  деятельности и другие проекты независимо от их сметной стоимости, ведомственной  принадлежности и форм собственности, осуществление которых может  оказать воздействие на окружающую природную среду, и др.

В целом можно  сказать, что в перечень включены наиболее значимые объекты, требующие  обязательной государственной экологической  экспертизы. Включение некоторых  объектов отражает новые подходы  государства к решению вопросов охраны окружающей среды, обусловленные  национальными потребностями или  международными обязательствами, вытекающими  из договоров РК.[5]

 

Так, в соответствии со ст. 11 и 12 Республиканского закона в  число объектов обязательной государственной  экологической экспертизы включены проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную  среду. Причем на федеральном уровне обязательной экспертизе подлежат проекты  правовых актов РК как нормативного, так и ненормативного характера.

На уровне Республики Казахстан практика нормотворчества, при которой экологические требования недооцениваются или игнорируются, характерна для всех участников этого  процесса – Государственной Думы, Президента, Правительства, министерств  и ведомств. Поэтому проведение экологической  экспертизы проектов правовых актов  на современном этапе является мерой  оправданной. Она служит тому, чтобы  в процессе нормотворчества обеспечить учет требований охраны окружающей среды.

 

Если исходить из общественной полезности государственной  экспертизы законопроектов, как и  проектов иных правовых актов, то Государственная  Дума может решить вопрос об экспертизе двояким путем: либо посредством  проведения обязательной государственной  экологической экспертизы в рамках Федерального закона «Об экологической  экспертизе», как это имеет место, либо в рамках Федерального закона «О законах и иных правовых актах», которым будет урегулирована процедура подготовки, обсуждения, согласования и принятия законодательных и иных правовых актов. Необходимо при этом, чтобы соответствующие нормы формировались на основе принципа научной обоснованности.

 

Виды экологической  экспертизы определяются непосредственно  в законодательстве. И Закон РК «Об охране окружающей природной  среды», и Республиканский закон  «Об экологической экспертизе»  устанавливают, что в Казахстане осуществляются государственная и  общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов  имеет юридически значимый характер.

В литературе по экологическому праву можно встретить  мнение о том, что помимо государственной  и общественной проводится ведомственная, научная и коммерческая экологическая  экспертиза. Такое утверждение есть не что иное, как позиция авторов. Однако по решению органа или предприятия, инициирующего деятельность, которая  будет оказывать вредное воздействие  на окружающую среду, может быть проведена  ведомственная экспертиза проектных  материалов. В этом бывает заинтересовано само ведомство, если соответствующие  материалы оно должно представлять на государственную экологическую  экспертизу и не уверено в экологической  обоснованности проекта. Такая экспертиза носит служебный характер и обеспечивает удовлетворение внутренних потребностей ведомства или предприятия. Что  касается коммерческой (платной) экспертизы, которая бы проводилась на лицензионной и договорной основе, как и ведомственной, то такие виды экспертизы не предусматриваются  законодательством, хотя соответствующие  предложения вносились. Такая экспертиза может быть, очевидно, отнесена к  общественной экспертизе, если проводится в инициативном порядке общественными  формированиями.

 

2.1 Принципы государственной  экологической экспертизы

С учетом роли экологической экспертизы как гаранта  обеспечения учета экологических  требований при планировании экологически опасной хозяйственной деятельности и принятии решений важным является вопрос о принципах проведения государственной  экологической экспертизы. В соответствии со ст. 3 Республиканского закона «Об  экологической экспертизе» такая  экспертиза основывается на принципах:

 

- презумпции  потенциальной экологической опасности  любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся  объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из  того, что реализация соответствующей  деятельности может влечь вредные  воздействия на окружающую природную  среду.;

- обязательности  проведения государственной экологической  экспертизы до принятия решений  о реализации объекта экологической  экспертизы адресован заказчику  планируемой деятельности и органам  государственной экологической  экспертизы;

- комплексности  оценки воздействия на окружающую  природную среду хозяйственной  и иной деятельности и ее  последствий (данный принцип обязывает  органы и комиссии государственной  экологической экспертизы оценить  полноту видов и масштабов  воздействий на природную среду  в процессе реализации объекта  экспертизы);

- обязательности  учета требований экологической  безопасности при проведении  экологической экспертизы (принцип  обязывает субъектов эколого-экспертного  процесса обеспечивать соблюдение  нормативов качества окружающей  природной среды, устанавливаемых  на уровнях, безопасных для  здоровья человека, объектов животного  и растительного мира, правовых  экологических требований к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации  объектов, влияющих на состояние  природной среды, и в конечном счете права каждого на благоприятную окружающую среду);

- достоверности  и полноты информации, представляемой  на экологическую экспертизу;

- независимости  экспертов экологической экспертизы  при осуществлении ими своих  полномочий в области экологической  экспертизы;

- научной  обоснованности, объективности и  законности заключений экологической  экспертизы;

- гласности,  участия общественных организаций  (объединений), учета общественного  мнения;

- ответственности  участников экологической экспертизы  и заинтересованных лиц за  организацию, проведение, качество  экологической экспертизы.

 

Последовательное  соблюдение названных принципов  в процессе организации и проведения государственной экологической  экспертизы – важнейшее требование и условие ее эффективности в  обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением  этих принципов возникает немало проблем.

 

Содержащиеся  в названном Республиканском  законе принципы применяются и к  государственной, и к общественной экологической экспертизе.

 

Сформулированные  нормы и принципы экологической  экспертизы являются стержнем всей системы  права в данной сфере. Они выражают сущность и социальное назначение экологической  экспертизы, основу ее правового регулирования  и осуществления. Принципы должны соблюдаться  всеми субъектами, участвующими в  эколого-экспертном процессе, включая  заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.

 

2.2 Общественная экологическая  экспертиза

Согласно  статье 19 РЗ «об экологической экспертизе»  граждане и общественные организации (объединения) в области экологической  экспертизы имеют право:

 

выдвигать предложения  о проведении в соответствии с  настоящим Республиканским законом  общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает  экологические интересы населения, проживающего на данной территории;

 

направлять  в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и его  территориальным органам в области  экологической экспертизы аргументированные  предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

 

получать  от республиканского органа исполнительной власти и его территориальных  органов в области экологической  экспертизы, организующих проведение государственной экологической  экспертизы конкретных объектов экологической  экспертизы, информацию о результатах  ее проведения;

 

осуществлять  иные действия в области экологической  экспертизы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.

 

При подготовке заключения государственной экологической  экспертизы экспертной комиссией государственной  экологической экспертизы и при  принятии решения о реализации объекта  государственной экологической  экспертизы должны рассматриваться  материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

Согласно  ст. 20 Республиканского закона «Об экологической  экспертизе» «общественная экологическая  экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также  по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых  в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и  проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в  порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан».

 

В соответствии со статьей устанавливается два  вида субъектов, участвующих в осуществлении  общественной экологической экспертизы:

1) субъекты, инициирующие процедуру проведения  общественной экологической экспертизы. К таковым относятся граждане, общественные организации (объединения), органы местного самоуправления;

2) субъекты, проводящие общественную экологическую  экспертизу. Ее имеют право проводить  исключительно общественные организации  (объединения), а также иные некоммерческие  объединения в соответствии со  ст. 12 Закона об охране окружающей  среды, в уставе которых предусмотрен  указанный вид деятельности и  которые зарегистрированы в установленном  законодательством об общественных  объединениях порядке».

Статья 21 определяет объекты общественной экологической  экспертизы, которые в целом совпадают  с объектами государственной  экологической экспертизы, предусмотренными ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных  с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.

В данной статье перечислены два вида охраняемых законом сведений: государственная  тайна и коммерческая тайна. Вместе с тем данный перечень не исчерпывающий, и законодательством могут быть предусмотрены также иные виды конфиденциальной информации, которая не может предоставляться  для проведения общественной экологической  экспертизы.

Статья 22 устанавливает  порядок проведения общественной экологической  экспертизы. Исходя из содержания данной статьи, общественная экологическая  экспертиза может проводиться либо до проведения государственной экологической  экспертизы, либо во время ее проведения. Также она предусматривает возможность  проведения общественной экологической  экспертизы после проведения государственной  экологической экспертизы.

 

На экспертов  общественной экологической экспертизы распространяется ряд требований, предъявляемых  к экспертам государственной  экологической экспертизы.

Информация о работе Экологическая экспертиза