Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:48, контрольная работа
Государственная экологическая экспертиза реально является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений.
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли казахстанского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы
Хотя в
соответствии с Республиканским
законом «Об экологической
В Республиканском
законе дан обширный перечень объектов
государственной экологической
экспертизы, проводимой как на федеральном
уровне, так и на уровне субъектов
РК. С учетом того обстоятельства, что
основным фактором отрицательного воздействия
на природу является социально-экономическое
развитие, экологической экспертизе
подлежат все формы планирования
и проектирования такого развития –
проекты комплексных и целевых
социально-экономических, научнотехнических
и иных программ, при реализации
которых может быть оказано воздействие
на окружающую природную среду; проекты
генеральных планов развития территорий
свободных экономических зон
и территорий с особым режимом
природопользования и ведения хозяйственной
деятельности; проекты схем развития
отраслей народного хозяйства РК,
в том числе промышленности; проекты
генеральных схем расселения, природопользования
и территориальной организации
производительных сил РК; проекты
схем расселения, природопользования
и территориальной организации
производительных сил крупных регионов
и национально-государственных
В целом можно
сказать, что в перечень включены
наиболее значимые объекты, требующие
обязательной государственной экологической
экспертизы. Включение некоторых
объектов отражает новые подходы
государства к решению вопросов
охраны окружающей среды, обусловленные
национальными потребностями
Так, в соответствии со ст. 11 и 12 Республиканского закона в число объектов обязательной государственной экологической экспертизы включены проекты правовых актов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду. Причем на федеральном уровне обязательной экспертизе подлежат проекты правовых актов РК как нормативного, так и ненормативного характера.
На уровне
Республики Казахстан практика нормотворчества,
при которой экологические
Если исходить из общественной полезности государственной экспертизы законопроектов, как и проектов иных правовых актов, то Государственная Дума может решить вопрос об экспертизе двояким путем: либо посредством проведения обязательной государственной экологической экспертизы в рамках Федерального закона «Об экологической экспертизе», как это имеет место, либо в рамках Федерального закона «О законах и иных правовых актах», которым будет урегулирована процедура подготовки, обсуждения, согласования и принятия законодательных и иных правовых актов. Необходимо при этом, чтобы соответствующие нормы формировались на основе принципа научной обоснованности.
Виды экологической экспертизы определяются непосредственно в законодательстве. И Закон РК «Об охране окружающей природной среды», и Республиканский закон «Об экологической экспертизе» устанавливают, что в Казахстане осуществляются государственная и общественная экологическая экспертизы. Проведение экспертизы таких видов имеет юридически значимый характер.
В литературе
по экологическому праву можно встретить
мнение о том, что помимо государственной
и общественной проводится ведомственная,
научная и коммерческая экологическая
экспертиза. Такое утверждение есть
не что иное, как позиция авторов.
Однако по решению органа или предприятия,
инициирующего деятельность, которая
будет оказывать вредное
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
С учетом роли
экологической экспертизы как гаранта
обеспечения учета
- презумпции
потенциальной экологической
- обязательности
проведения государственной
- комплексности
оценки воздействия на
- обязательности
учета требований
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости
экспертов экологической
- научной
обоснованности, объективности и
законности заключений
- гласности,
участия общественных
- ответственности
участников экологической
Последовательное соблюдение названных принципов в процессе организации и проведения государственной экологической экспертизы – важнейшее требование и условие ее эффективности в обеспечении реализации экологического права. На практике в связи с соблюдением этих принципов возникает немало проблем.
Содержащиеся в названном Республиканском законе принципы применяются и к государственной, и к общественной экологической экспертизе.
Сформулированные
нормы и принципы экологической
экспертизы являются стержнем всей системы
права в данной сфере. Они выражают
сущность и социальное назначение экологической
экспертизы, основу ее правового регулирования
и осуществления. Принципы должны соблюдаться
всеми субъектами, участвующими в
эколого-экспертном процессе, включая
заказчика планируемой
2.2 Общественная экологическая экспертиза
Согласно статье 19 РЗ «об экологической экспертизе» граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
выдвигать предложения
о проведении в соответствии с
настоящим Республиканским
направлять
в письменной форме федеральному
органу исполнительной власти и его
территориальным органам в
получать
от республиканского органа исполнительной
власти и его территориальных
органов в области
осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Республики Казахстан.
При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.
Согласно
ст. 20 Республиканского закона «Об экологической
экспертизе» «общественная
В соответствии со статьей устанавливается два вида субъектов, участвующих в осуществлении общественной экологической экспертизы:
1) субъекты,
инициирующие процедуру
2) субъекты,
проводящие общественную
Статья 21 определяет объекты общественной экологической экспертизы, которые в целом совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, предусмотренными ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.
В данной статье перечислены два вида охраняемых законом сведений: государственная тайна и коммерческая тайна. Вместе с тем данный перечень не исчерпывающий, и законодательством могут быть предусмотрены также иные виды конфиденциальной информации, которая не может предоставляться для проведения общественной экологической экспертизы.
Статья 22 устанавливает
порядок проведения общественной экологической
экспертизы. Исходя из содержания данной
статьи, общественная экологическая
экспертиза может проводиться либо
до проведения государственной экологической
экспертизы, либо во время ее проведения.
Также она предусматривает
На экспертов общественной экологической экспертизы распространяется ряд требований, предъявляемых к экспертам государственной экологической экспертизы.