Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:48, контрольная работа
Государственная экологическая экспертиза реально является действенным инструментом охраны окружающей среды. Она проверяет соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определяет допустимость реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий. Итак, экологическая экспертиза выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений.
Введение
1. Понятие экологического права как комплексной отрасли казахстанского права
1.1 Предмет, метод и система экологического права
2. Понятие государственной экологической экспертизы и ее содержание
2.1 Принципы государственной экологической экспертизы
2.2 Общественная экологическая экспертиза
3. Экологический контроль, понятие и виды
Заключение
Список использованной литературы
Таким образом, законодатель, раскрыв категорию "проверка", ввел самостоятельное определение, тем самым, расширив понятие "государственного контроля" и сузив понятие "мероприятие по контролю". Следовательно, в своем смысловом значение более широкое понятие "государственный контроль", включающий в себя в том числе и "проверку", а последняя, в свою очередь, заключается в совокупности мероприятий по контролю.
Согласно РЗ от 26.12.2008 г. N 294РЗ мероприятия по контролю могут включать в себя:
· действия
по рассмотрению документов юридического
лица, индивидуального
· действия
по обследованию используемых юридическими
лицами, индивидуальными
· действия по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной сферы;
· действия по проведению их исследований, испытаний,
· действия по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинноследственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Как видим, мероприятия по контролю, а, следовательно, и проверка, не включают в себя меры по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений, а, значит, не включают в себя меры по привлечению виновных лиц к ответственности. Указанные меры законодатель рассматривает самостоятельно и лишь в совокупности все указанные меры по контролю являются составляющими деятельности уполномоченных органов исполнительной власти, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований.
Если сравнивать тексты двух законов, то увидим следующее. Предыдущий РЗ от 08.08.2001 г. N 134РЗ закреплял требования по организации и проведению мероприятий по контролю, чаще используя формулировку "мероприятие по контролю", новый РЗ от 26.12.2008 г. N 294РЗ в зависимости от видов проверки закрепляет требования по ее организации и проведению, используя формулировку "проверка". На основании вышеизложенного, это совершенно обоснованно.
Республиканский закон от 10.01.2002 г. N 7РЗ "Об охране окружающей среды" раскрывает понятие экологического контроля следующим образом.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Контроль
в области охраны окружающей среды
(экологический контроль) проводится
в целях обеспечения органами
государственной власти Республики
Казахстан, органами государственной
власти субъектов Республики Казахстан,
органами местного самоуправления, юридическими
и физическими лицами исполнения
законодательства в области охраны
окружающей среды, соблюдения требований,
в том числе нормативов и нормативных
документов, в области охраны окружающей
среды, а также обеспечения
При этом РЗ "Об охране окружающей среды" выделяет следующие виды экологического контроля:
- государственный
экологический контроль (государственный
экологический контроль, осуществляемый
федеральными органами
- производственный экологический контроль;
- общественный экологический контроль.
Так, общественный
экологический контроль согласно ст.
68 РЗ "Об охране окружающей среды"
осуществляется в целях реализации
права каждого на благоприятную
окружающую среду и предотвращения
нарушения законодательства в области
охраны окружающей среды. Такой вид
экологического контроля осуществляется
общественными объединениями и
иными некоммерческими
Результаты общественного экологического контроля, представленные в органы государственной власти РК, органы государственной власти субъектов РК, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.
Кроме того, такие обращения, содержащие информацию и иные доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушений, являются основанием для проведения внеплановых мероприятий по контролю.
Так, согласно
п. 2 ст. 10 Государственного закона от 26.12.2008
г. N 294РЗ "О защите прав юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении
"Основанием
для проведения внеплановой
1) истечение
срока исполнения юридическим
лицом, индивидуальным
2) поступление
в органы государственного
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)".
Вместе с тем, Республиканский закон от 26.12.2008 г. N 294РЗ закрепляет требования, согласно которым обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о вышеизложенных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
В свою очередь, основные права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды, а также основные права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, устанавливаются соответственно статьями 11 и 12 РЗ "Об охране окружающей среды".
Так, согласно ст. 11 указанного закона среди основных прав в области охраны окружающей среды за гражданами закрепляются следующие права:
1) право создавать
общественные объединения,
2) оказывать
содействие органам
3) обращаться
в органы государственной
4) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
5) осуществлять
другие предусмотренные
В соответствии со ст. 12 РЗ "Об охране окружающей среды" общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, в том числе, имеют право:
1) оказывать
содействие органам
2) обращаться
в органы государственной
3) обращаться
в органы государственной
4) подавать
в органы государственной
5) предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
6) осуществлять
другие предусмотренные
Производственный экологический контроль осуществляется согласно ст. 67 РЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом на
субъектов хозяйственной и иной
деятельности п. 2 ст. 67 РЗ "Об охране
окружающей среды" возлагаются обязанности
по представлению следующих
- сведения
о лицах, ответственных за
- сведения
об организации экологических
служб на объектах
- результаты
производственного
Таким образом,
исходя из смысла ст. 67 указанного федерального
закона осуществление
Государственный экологический контроль осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РК.
На государственный
экологический контроль распространяются
требования РЗ от 26.12.2008 г. N 294РЗ "О
защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при
осуществлении государственного контроля
(надзора) и муниципального контроля".
Так, в случае, если при строительстве,
реконструкции, капитальном ремонте
объектов капитального строительства
предусмотрено осуществление
Заключение
Экологическая
ситуация в Республики Казахстан
может быть стабилизирована и
улучшена только путем коренного
изменения ориентации социально-экономического
развития страны, формирования новых
ценностных и нравственных установок,
пересмотра структуры потребностей,
целей, приоритетов и способов деятельности
человека. Это требует реализации
целого комплекса радикальных