Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31
Экологические знания, предназначенные
для детей, отвечают моменту «истины»
в общечеловеческих ценностях. «Добро»
и «красоту» дети обретают в процессе
трансформации знаний в отношение.
Таким образом, экологическое воспитание
- новая категория, которая непосредственно
связана с наукой экологией, различными
ее ответвлениями. В основе экологического
воспитания - адаптированные на школьный
возраст ведущие идеи экологии: организм
и среда, сообщество организмов и среда,
человек и среда. Формирование начал экологической
культуры - это становление осознанно-правильного
отношения непосредственно к самой природе
во всем ее многообразии, к людям, охраняющим
и созидающим ее, а также к людям, создающим
на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение
к себе, как части природы, понимание ценности
жизни и здоровья и их зависимости от состояния
окружающей среды. Это осознание своих
умений созидательно взаимодействовать
с природой.
1.2 Особенности
экологического воспитания
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природу, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Дошкольный возраст –
самоценный этап в развитии экологической
культуры человека. В этот период закладываются
основы личности, в том числе позитивное
отношение к природе, окружающему
миру. В этом возрасте ребенок начинает
выделять себя из окружающей среды, развивается
эмоционально-ценностное отношение
к окружающему, формируются основы
нравственно-экологических
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Воспитание заботливого
отношения к окружающей природной
среде у детей раннего возраста
закладывается в семье и
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры дошкольников составляет содержание воспитательной деятельности детского сада, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах.
Целевые установки экологического воспитания в детском саду обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания дошкольников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в детскому саду. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, дошкольники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды.
Выводы по 1 главе
Проблема экологического
воспитания дошкольника относится
к числу коренных проблем теории
воспитания и имеет первостепенное
значение для воспитательной работы.
В современных условиях, когда
сфера воспитательного
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ.
2.1. Информация об опыте
Формирование представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста посредством проекта «Птицы - наши друзья».
Автор опыта Андросова Людмила Степановна более восьми лет работает в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида №39 «Золотая рыбка», расположенном по адресу: г. Губкин, Белгородская область, улица Космонавтов.
Возникновение опыта тесно связано с процессом обновления содержания образования на основе федеральных государственных требований, внедрением инновационных технологий воспитания дошкольников по образовательным областям, предусмотренным реализуемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программой «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова).
На территории ДОУ разработана
экологическая тропа, состоящая
из множества познавательных остановок,
имеется оборудованная
В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, так как в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотного поведения.
Исходя из того, что детский сад посещают дошкольники, проживающие в городской местности, педагог работает над развитием у детей чувства эмпатии ко всему живому через продуктивную деятельность.
Поэтому педагог решила уделить внимание проблеме формирования представлений о жизни птиц, познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за повадками птиц, как наиболее доступному средству приобщения к экологической культуре.
На первом этапе проверила
уровень экологической
Для улучшения положения необходимо было внедрение инновационных технологий. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой педагогом признана организация проектной деятельности дошкольников. Данная деятельность позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместную творческую, продуктивную деятельность и формировать настоящее сообщество детей и взрослых.
Актуальность.
Проблема взаимосвязи человека с природой имела место всегда. Но в настоящее время, проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Современное дошкольное образовательное учреждение призвано воспитать поколение, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Экологическое образование - важнейшая задача ДОУ в настоящее время. Начинать экологическое образование надо с младшего возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Большинство современных
детей редко общаются с природой.
Экологическое образование
Педагог считает, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе и школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Перед педагогом встала проблема:
может ли развивающая игровая деятельность
стать естественным, социально – значимым
средством экологического развития дошкольников,
развитием познавательно-
Решение данной проблемы педагог
видит в создании системы педагогической
работы, направленной на формирование
представлений о птицах, их важной
роли в природе, побуждение к необходимости
беречь пернатых друзей, защищать их. Создание
такой системы возможно при активном
включении детей в различные
виды и формы игровой деятельности,
а также в условиях проведения
целенаправленной работы в непосредственно-
В совместной работе с родителями
нужно создать условия для
общения ребенка с миром
До сих пор у старшего поколения, значит и у детей приоритеты: человек - «хозяин», «царь» природы. Тогда как правильным должны быть другие приоритеты: человек - часть Природы, согласование человеческих потребностей с экологическими требованиями. Какие формы взаимодействия с ребенком выбрать, чтобы сформировать в нём основы экологической культуры?
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающуюся систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.
Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентированного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей является технология проектирования.
Выбор темы «Формирование
представлений о жизни и
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в разработке и апробации проекта «Птицы- наши друзья» с целью формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, в создании условий для развития у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны.
Длительность работы над опытом.
Данный опыт разрабатывался и внедрялся в практику работы педагогом в течение трех лет с 2008-2009 уч. г. по 2010-2011 уч. г.
1-й этап — аналитико-диагностический: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подбор научно-популярной и художественной литературы о птицах, проведение диагностики. (Сентябрь 2008 г. – декабрь 2008г.) .
2-й этап — практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами. (Январь 2009 –февраль 2011г.).
3-й этап — аналитико-
Диапазон опыта.
Диапазон опыта представлен
единой системой работы по внедрению
проектной деятельности в образовательный
процесс – непосредственно- образовательная
деятельность + совместная деятельность
педагога с детьми (игры, прогулки, экскурсии,
беседы, индивидуальная работа, самостоятельная
деятельность детей) + работа с родителями
(системное и планомерное
При составлении плана реализации проекта автор проекта использовала современные источники. Изучила литературу по экологическому воспитанию детей: Кондратьева Н. Н. «Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению»; Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» и «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; Рыжова Н. «Наш дом – природа».
Новизна опыта.
Новизной опыта является
создание системы педагогической работы,
направленной не только на формирование
представлений о жизни и