Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31
ФГАОУВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО
Теории обучения и воспитания
ТЕМА
Экологическое воспитание дошкольников
Работа завершена:
студентка 2 курса
группа 17.1-215, очное отделение
«__»_________2013 г.
Работа допущена к защите:
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
«__»_________201_ г.
Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор
«__»_________201_ г.
Казань – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Каких бы образовательных концепций воспитатель не придерживался, по каким бы программам дошкольного воспитания не работал, он не может не ставить перед собой цель: научить бережно относиться к природе своего края, своей Родины.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.
Актуальность темы исследования позволило сформулировать противоречие исследования: между потребностью общества в экологической воспитанности дошкольников, с одной стороны, и недостаточно изученными вопросами развития экологической воспитанности у детей дошкольного возраста.
Проблема исследования: каковы сущность, формы и методы экологического воспитания дошкольников.
Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: формы и методы экологического воспитания дошкольников в работе воспитателей детских садов.
Цель - выявить уровень экологической воспитанности дошкольников и наметить пути их экологического воспитания.
Задачи:
Методы педагогического исследования: теоретический метод исследования; изучение опыта работы ДОУ; метод наблюдения.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Для дошкольной педагогики
экологическое воспитание - это новое
направление, которое появилось
на рубеже 80-х и 90-х годов и в
настоящий момент проходит этап становления.
Его базовой основой является
традиционно сложившийся
Экологическое воспитание - «это формирование у детей экологического сознания как совокупности знаний, мышления, чувств, воли и готовности к активной природоохранительной деятельности, помогающего понимать окружающую действительность как среду обитания и как эстетическое совершенство и ориентирующего на бережное к ней отношение, позволяющего заранее предусматривать и предотвращать отрицательные последствия промышленного освоения природных богатств» [34].
Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. [35, с. 54] В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней.
Взаимодействие человека
с природой - второй, чрезвычайно важный
аспект экологии, ставший основой бурно
развивающихся отраслей - социальной экологии,
экологии человека - не может остаться
в стороне от познания современного ребенка.
Конкретные примеры использования человеком
природных ресурсов и последствия этого
воздействия на природу и на здоровье
людей могут быть взяты на вооружение
дошкольной педагогикой с целью формирования
у детей начальной позиции по этому вопросу.
Итак, в основе экологического воспитания
- адаптированные на школьный возраст
ведущие идеи экологии: организм и среда,
сообщество организмов и среда, человек
и среда.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Эта цель согласуется с
Концепцией дошкольного воспитания,
которая, ориентируясь на общегуманистические
ценности, ставит задачу личностного развития
ребенка: заложить в дошкольном детстве
фундамент личностной культуры - базисные
качества человеческого начала в человеке.
Красота, добро, истина в четырех ведущих
сферах действительности - природе, «рукотворном
мире», окружающих людях и себе самом -
это те ценности, на которые ориентируется
дошкольная педагогика нашего времени.
Природа планеты - уникальная ценность
для всего человечества: материальная
и духовная. Материальная, потому что в
комплексе все эти компоненты составляют
среду обитания человека и основу его
производственной деятельности. Духовная,
потому что является средством вдохновения
и стимулятором творческой деятельности.
Природа, отраженная в различных произведениях
искусства, составляет ценности рукотворного
мира.
Формирование начал экологической культуры
- это становление осознанно-правильного
отношения непосредственно к самой природе
во всем ее многообразии, к людям, охраняющим
и созидающим ее, а также к людям, создающим
на основе ее богатств материальные или
духовные ценности. Это также отношение
к себе, как части природы, понимание ценности
жизни и здоровья и их зависимости от состояния
окружающей среды. Это осознание своих
умений созидательно взаимодействовать
с природой.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. [12, с. 32]
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Биоцентрический подход к вопросам
экологического образования, ставящий
в центр внимания природу и рассматривающий
человека как ее часть, выдвигает необходимость
изучения закономерностей, которые существуют
в самой природе. Только их доскональное
знание позволяет человеку правильно
взаимодействовать с ней и самому жить
по ее законам.
Это тем более важно для России, спецификой
которой являются большая протяженность
и географическое разнообразие. Исторически
сложившееся благоговейное отношение
народов России к природе, представлено
в настоящее время ярко выраженной природоохранной
тенденцией в образовании. Можно отметить
и тот факт, что в России не прижился термин
«образование в области окружающей среды»,
который принят во всем мире и, который
отражает антропоцентрические тенденции
во взаимоотношении человека с природой.
Термин «экологическое образование»,
соединяющий в себе изучение природы,
ее охрану, взаимодействие человека с
природой, среду его обитания, соответствует
российской специфике и решению существующих
экологических проблем средствами образования.
Изучение законов природы может быть начато
в дошкольном детстве в рамках экологического
воспитания. Возможность и успешность
этого процесса доказаны многочисленными
психолого-педагогическими отечественными
исследованиями.
В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг: [15, с. 21]
Первая и вторая позиции - это классическая экология, ее основные разделы: аутэкология, рассматривающая жизнедеятельность отдельно взятых организмов в их единстве со средой обитания, и синэкология, вскрывающая особенности жизни организмов в сообществе с другими организмами на общем пространстве внешней среды.
Ознакомление с конкретными
примерами растений и животных, их
обязательной связью с определенной
средой обитания и полной зависимостью
от нее позволяет сформировать у
дошкольников первоначальные представления
экологического характера. Дети усваивают:
механизмом связи является приспособленность
строения и функционирования различных
органов, контактирующих с внешней
средой. Выращивая отдельные экземпляры
растений и животных, дети познают
различный характер их потребностей
во внешних компонентах среды
на разных стадиях роста и развития.
Важным аспектом при этом является
рассмотрение труда людей как
средообразующего фактора.
Третья позиция позволяет познакомить
детей с группами живых организмов - сформировать
первоначальные представления о некоторых
экосистемах, пищевых зависимостях, которые
существуют в них. А также внести понимание
единства в многообразие форм живой природы
- дать представление о группах сходных
растений и животных, которые могут быть
удовлетворены лишь в нормальной жизненной
среде. У детей закладываются понимание
самоценности здоровья и первые навыки
здорового образа жизни.
Четвертая позиция - это элементы социальной
экологии, позволяющие продемонстрировать
на некоторых примерах потребление и использование
в хозяйственной деятельности природных
ресурсов (материалов). Ознакомление с
этими явлениями позволяет начать вырабатывать
у детей экономное и бережное отношение
к природе, ее богатствам.
Все обозначенные позиции содержания
экологических знаний для детей дошкольного
возраста согласуются с содержанием общеобразовательной
области «Экология», представленной в
Концепции общего среднего экологического
образования. Этап дошкольного детства
можно рассматривать в плане ее пропедевтики.