Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экологическое воспитание дошкольников.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

2.2. Технология  опыта

Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта заключается  в разработке и апробации системы  работы по обучению дошкольников исследовательской  деятельности, изучению представлений  о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи:

  1. Создать условия для осмысления связей и отношений между человеком и представителями фауны.
  2. Развивать исследовательские способности дошкольников.
  3. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы, передвижения, перьевой покров) .
  4. Расширять представления о пернатых друзьях, их важной роли в природе.
  5. Закреплять представления детей о знакомых птицах.
  6. Уточнять представления о среде их обитания, о питании, передвижении.
  7. Обобщить знания дошкольников, полученные при наблюдении за птицами.
  8. Побуждать к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.

Работа над опытом проводилась  в три этапа:

I этап Аналитико – диагностический.

Первый этап педагог начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических  представлений о природе у  дошкольников, проводилась педагогом  по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой.

Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических  знаний и экологически правильного  отношения к природным явлениям и объектам.

Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий  по следующим направлениям:

1) на выявление уровня  экологических знаний– проводится беседа по вопросам, цель которых изучить ценность природных объектов для дошкольника, выявить наличие у детей интереса к природным объектам и деятельности с ними;

2) на выявление уровня  представлений детей о правилах  и нормах поведения в природе  и понимание значимости их  соблюдения при взаимодействии  с птицами (беседа по картинкам); на изучение особенностей проявления целостного отношения к природе и ее объектам в поведении детей (практическая ситуация);

3) на выявление уровня  отношения детей к птицам - выявить  характер отношения детей к  птицам: его активность, избирательность,  устойчивость, осознанность в естественных  условиях.

Было выявлено, что уровень представлений детей о природе, отношения к ней недостаточный.

Таким образом, по полученным результатам диагностики, педагогом  сделан вывод, что есть необходимость  повышать уровень экологической  воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых  детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о  неживой природе. В связи с  этим был разработан проект «Птицы - наши друзья» по экологическому воспитанию дошкольников в непосредственной образовательной  деятельности и в повседневной жизни (Приложение №1) .

В план включила мероприятия, позволяющие расширить представления  детей о пернатых друзьях, их важной роли в природе; создать условия  для осмысления связей и отношений  между человеком и представителями  фауны.

II этап: Реализационный.

Просмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям.

Людмила Степановна считает, что достичь успешных результатов  у детей по формированию представлений  о жизни и повадках птиц поможет  проект «Птицы - наши друзья».

В рамках реализации проекта  педагог использовала активные методы и приемы обучения для формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста:

словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы;

практические: игровой метод, упражнения, наблюдения;

наглядные: рассматривание картин, таблиц, схем, личный пример взрослых.

Применяла разнообразные  формы работы: непосредственно-образовательная  деятельность, экскурсии, наблюдения, беседы, дидактические игры, чтение специальной литературы, сюжетно-ролевые  игры.

На данном этапе работа проводилась в следующих направлениях:

  1. создание оптимально насыщенной, целостной, многофункциональной среды для гармоничного развития детей в соответствии созданием условий для формирования представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста, элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам фауны;
  2. разработка перспективного плана и реализация проекта «Птицы - наши друзья» (Приложение №1) ;
  3. составление конспектов непосредственно - образовательной деятельности, консультаций (Приложение №2) ;
  4. создание презентаций;
  5. разработка авторских, дидактических игр, сюжетно – ролевых игр (Приложение №3) ;
  6. работа с родителями (Приложение №7) .

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию и  обучению педагог использовала интегрированный  подход, предполагающий взаимосвязь  непосредственной образовательной  деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных  и дидактических игр, изобразительной  деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной  деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Учитывая, что чувственные  представления детей о пернатых, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в непосредственной образовательной деятельности, Андросова Л. С. большое внимание отводила наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе).

Первостепенное значение педагог уделяла словесным методам  работы. Наглядность в сочетании  с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогали восприятию детьми новых образов о птицах и обеспечивали успешный результат.

В непосредственной образовательной  деятельности по развитию речи педагог  проводила беседы «Что мы знаем о  птицах? »; «Птицы зимой»; «Назови части  тела птиц ласково»; «Чего не хватает? »; «Кто лишний? »; «Одень птицу» (Приложение №5) .

Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем  виде и повадках птиц, воспитывали  интерес и любовь к пернатым, желание  заботиться о них, охранять. Людмила  Степановна составляла с детьми описательные рассказы по теме «Птицы», которые обеспечивают высокую умственную и речевую  активность детей.

Важное внимание при формировании экологических представлений о  природе у детей Людмила Степановна уделяла прочтению художественной литературы о жизни птиц. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства  детей. Прежде всего, педагог использовала литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После  чтения с детьми воспитатель проводила  беседу, задавала вопросы, видела в  глазах детей сочувствие, сопереживание  или радость и восторг.

Для развития потребности  в приобретении новых знаний в  процессе исследовательской деятельности у дошкольников педагогом применялось  чтение произведений по теме, разучивание  считалок, загадок, пословиц и поговорок  о птицах.

Сказки: «Жар - птица»; «Царевна лебедь»; «Синяя птица»; «Птица Феникс»; «Финист - ясный сокол»; «Гуси-лебеди»; «Кукушка» развивали эмоционально - чувственную сферу личности дошкольника, формировали положительное отношение к природе, к птицам.

В целях обогащения представлений  детей о жизни и повадках птиц педагог проводила такие виды игр - развлечений, как игра - путешествие, игра - фантазия, игра – исследование (Приложение №6) .

Большое значение при закреплении  экологических представлений о  природе у детей Андросова  Л. С. придавала ведущей форме  деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные  игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях педагогом были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам.

Дети играли в различные  экологические игры: «Что общего? »; «Приятного аппетита»; «Сосчитай птиц»; «Похожа – не похожа»; «Угадай меня»; «Разбери фигурки птиц»; «Кто больше назовёт птиц»; «Сложи птичку» Эти игры развивают познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц.

Дидактическая игра «Кто больше назовёт птиц», проводимая педагогом, помогала расширять представления  детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; закрепить представление о пользе птиц (Приложение №3).

Педагог в своей педагогической деятельности постоянно стремилась поддерживать и развивать игровые  интересы детей. Людмила Степановна применяла сюжетно-ролевую игру «Дружба птиц», которая закрепляет представления детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. (Приложение № 3).

Используя игру «Меню для  птиц», воспитатель расширяла представления  детей о том, чем питаются пернатые, и учила составлять «меню» для  конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель  называл птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Дидактическая игра «Птички на кормушках» помогает уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются, природоохранительные представления (Приложение №3).

В формировании у детей  эмоционального отношения к природе  воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, дидактические, но и все другие виды игр.

Начиная с раннего возраста, проводила очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе  основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы  знаний, которые дети получают в  наблюдениях.

Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение  птиц.

Развивать интерес к жизни  птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей педагогу помогали подвижные игры: «Птички  в гнёзда летят»; «Петушиный бой»; «Цапли»; «Найди пару»; «Летели две птички»; «Совушка» (Приложение №3) .

Достаточно широко используется Людмилой Степановной метод наблюдения. Взаимодействуя с природой, дети познали  факты и достаточно сложные закономерности природных явлений, связей в природе, многообразие птиц, влияние человека на природу.

Педагог помогает детям установить зависимость отлёта птиц от наличия  корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимних птиц; побудить детей к сопереживанию  и оказании действенной помощи пернатым.

Воспитатель пыталась выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят  «птичьи столовые», развешивают  их в лесу, в парке, в сквере и  просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть. Людмила Степановна предложила посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении. Дети совместно с родителями заготавливали корм для птиц, мастерили кормушки, вешали их на участке и вели дальнейшие наблюдения за птицами (Приложение №8) .

В рамках проектной деятельности педагог предлагала детям такие  поисковые задания, как насыпать семечки, зёрнышки, хлебные крошки, развесить кусочки сала; определить, что любят синички. Дети на прогулках  зимой всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют  корм, как перемещаются по участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.

Учитывая, что развитие познавательного  интереса занимает важное место в  системе формирования отношений  детей к природному окружению, к  воспитанию элементов экологического сознания дошкольников, воспитателем создавалась для детей проблемная ситуация. На стенде «Всё обо всём»  появлялось изображение клюва птицы. Предлагалось догадаться, какой птице  он принадлежит. Дети вместе с родителями составляли рассказ о птице и  поясняли, что нового узнали о пернатом друге.

Рассказ воспитателя по схеме (2 птицы, гнездо, яйцо, птица высиживает яйца, птенец в скорлупе, птенец без  скорлупы, кормление птенца, пустое гнездо) помог понять детям, что в  мире птиц происходят чудесные превращения, что самое главное чудо - это  птичье яйцо и появление на свет птичьего потомства - это долгий путь.

Работая над проектом «Птицы - наши друзья»(Приложение №1) дети и родители подбирали загадки о птицах, учили стихи (Приложение №4) .Этими приемами Людмила Степановна формировала и развивала способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.

Педагог применяла практические умения и навыки детей в изображении  птиц с помощью красок, пластилина, восковых карандашей. Сюжетное рисование  на тему «Как розовые яблоки, на ветках снегири» способствовало развитию любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения детей. Во время коллективной лепки «Прилетайте в гости птицы» воспитатель формировала у детей представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, перья (Приложение №8) .

Одной из форм экологического воспитания являются праздники и  развлечения. Роль праздников и развлечений  заключается в сильнейшем воздействии  на эмоциональную сферу личности ребенка. Воспитателем был проведен праздник «Весенний праздник птиц» (Приложение №6). По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, Андросова Л. С. старалась вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

Работу по экологическому развитию дошкольников педагог осуществляла в тесном сотрудничестве с семьей. Родители принимали непосредственное и активное участие в формировании предметно – игровой развивающей  среды группы. Педагог проводила  консультационно – разъяснительную работу с родителями о методах и игровых приемах экологического воспитания детей в семейной обстановке.

Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников