Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31
2.2. Технология опыта
Цель педагогической деятельности по реализации данного опыта заключается в разработке и апробации системы работы по обучению дошкольников исследовательской деятельности, изучению представлений о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
Работа над опытом проводилась в три этапа:
I этап Аналитико – диагностический.
Первый этап педагог начала с диагностики детей. Педагогическая диагностика уровня экологических представлений о природе у дошкольников, проводилась педагогом по методике Н. Н. Кондратьевой, Т. А. Марковой.
Данная методика включает в себя: выявление формирования экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Диагностика осуществлялась с помощью игровых заданий по следующим направлениям:
1) на выявление уровня
экологических знаний–
2) на выявление уровня
представлений детей о
3) на выявление уровня отношения детей к птицам - выявить характер отношения детей к птицам: его активность, избирательность, устойчивость, осознанность в естественных условиях.
Было выявлено, что уровень представлений детей о природе, отношения к ней недостаточный.
Таким образом, по полученным результатам диагностики, педагогом сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе. В связи с этим был разработан проект «Птицы - наши друзья» по экологическому воспитанию дошкольников в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни (Приложение №1) .
В план включила мероприятия,
позволяющие расширить
II этап: Реализационный.
Просмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям.
Людмила Степановна считает, что достичь успешных результатов у детей по формированию представлений о жизни и повадках птиц поможет проект «Птицы - наши друзья».
В рамках реализации проекта
педагог использовала активные методы
и приемы обучения для формирования
представлений о жизни и
словесные: рассказ педагога, беседы, чтение художественной литературы;
практические: игровой метод, упражнения, наблюдения;
наглядные: рассматривание картин, таблиц, схем, личный пример взрослых.
Применяла разнообразные
формы работы: непосредственно-
На данном этапе работа
проводилась в следующих
В работе с дошкольниками
по их экологическому воспитанию и
обучению педагог использовала интегрированный
подход, предполагающий взаимосвязь
непосредственной образовательной
деятельности, наблюдений в природе,
исследовательской
Учитывая, что чувственные
представления детей о
Первостепенное значение
педагог уделяла словесным
В непосредственной образовательной деятельности по развитию речи педагог проводила беседы «Что мы знаем о птицах? »; «Птицы зимой»; «Назови части тела птиц ласково»; «Чего не хватает? »; «Кто лишний? »; «Одень птицу» (Приложение №5) .
Эти беседы способствовали активизации знаний детей о внешнем виде и повадках птиц, воспитывали интерес и любовь к пернатым, желание заботиться о них, охранять. Людмила Степановна составляла с детьми описательные рассказы по теме «Птицы», которые обеспечивают высокую умственную и речевую активность детей.
Важное внимание при формировании
экологических представлений о
природе у детей Людмила
Для развития потребности в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности у дошкольников педагогом применялось чтение произведений по теме, разучивание считалок, загадок, пословиц и поговорок о птицах.
Сказки: «Жар - птица»; «Царевна лебедь»; «Синяя птица»; «Птица Феникс»; «Финист - ясный сокол»; «Гуси-лебеди»; «Кукушка» развивали эмоционально - чувственную сферу личности дошкольника, формировали положительное отношение к природе, к птицам.
В целях обогащения представлений детей о жизни и повадках птиц педагог проводила такие виды игр - развлечений, как игра - путешествие, игра - фантазия, игра – исследование (Приложение №6) .
Большое значение при закреплении экологических представлений о природе у детей Андросова Л. С. придавала ведущей форме деятельности дошкольников – игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях педагогом были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам.
Дети играли в различные экологические игры: «Что общего? »; «Приятного аппетита»; «Сосчитай птиц»; «Похожа – не похожа»; «Угадай меня»; «Разбери фигурки птиц»; «Кто больше назовёт птиц»; «Сложи птичку» Эти игры развивают познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за повадками птиц.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт птиц», проводимая педагогом, помогала расширять представления детей о птицах, уточнить названия некоторых из них; закрепить представление о пользе птиц (Приложение №3).
Педагог в своей педагогической деятельности постоянно стремилась поддерживать и развивать игровые интересы детей. Людмила Степановна применяла сюжетно-ролевую игру «Дружба птиц», которая закрепляет представления детей о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. (Приложение № 3).
Используя игру «Меню для
птиц», воспитатель расширяла
В формировании у детей эмоционального отношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, дидактические, но и все другие виды игр.
Начиная с раннего возраста, проводила очень простые по содержанию подвижные игры, так или иначе основанные на представлениях о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях.
Например, воспитатель обращает внимание детей на стайки воробьёв, наблюдает их несколько раз, подчёркивая: птички пугливы, к себе близко не подпускают, улетают сразу, как к ним подходишь. А потом проводит игру «Воробышки и автомобиль», в которой дети сами воспроизводят осторожное поведение птиц.
Развивать интерес к жизни птиц, слуховое и зрительное внимание, мышление и память, речь детей педагогу помогали подвижные игры: «Птички в гнёзда летят»; «Петушиный бой»; «Цапли»; «Найди пару»; «Летели две птички»; «Совушка» (Приложение №3) .
Достаточно широко используется Людмилой Степановной метод наблюдения. Взаимодействуя с природой, дети познали факты и достаточно сложные закономерности природных явлений, связей в природе, многообразие птиц, влияние человека на природу.
Педагог помогает детям установить зависимость отлёта птиц от наличия корма и характера погоды, понять трудности, которые ожидают зимних птиц; побудить детей к сопереживанию и оказании действенной помощи пернатым.
Воспитатель пыталась выяснить у детей, видели ли они, как люди готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто на участке, для кого они предназначены и какими должны быть. Людмила Степановна предложила посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её расположении. Дети совместно с родителями заготавливали корм для птиц, мастерили кормушки, вешали их на участке и вели дальнейшие наблюдения за птицами (Приложение №8) .
В рамках проектной деятельности педагог предлагала детям такие поисковые задания, как насыпать семечки, зёрнышки, хлебные крошки, развесить кусочки сала; определить, что любят синички. Дети на прогулках зимой всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах.
Учитывая, что развитие познавательного
интереса занимает важное место в
системе формирования отношений
детей к природному окружению, к
воспитанию элементов экологического
сознания дошкольников, воспитателем
создавалась для детей
Рассказ воспитателя по схеме (2 птицы, гнездо, яйцо, птица высиживает яйца, птенец в скорлупе, птенец без скорлупы, кормление птенца, пустое гнездо) помог понять детям, что в мире птиц происходят чудесные превращения, что самое главное чудо - это птичье яйцо и появление на свет птичьего потомства - это долгий путь.
Работая над проектом «Птицы - наши друзья»(Приложение №1) дети и родители подбирали загадки о птицах, учили стихи (Приложение №4) .Этими приемами Людмила Степановна формировала и развивала способность ребёнка самостоятельно решать подобные проблемы.
Педагог применяла практические умения и навыки детей в изображении птиц с помощью красок, пластилина, восковых карандашей. Сюжетное рисование на тему «Как розовые яблоки, на ветках снегири» способствовало развитию любознательности, творческого потенциала, фантазии и воображения детей. Во время коллективной лепки «Прилетайте в гости птицы» воспитатель формировала у детей представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, перья (Приложение №8) .
Одной из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Воспитателем был проведен праздник «Весенний праздник птиц» (Приложение №6). По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, Андросова Л. С. старалась вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
Работу по экологическому
развитию дошкольников педагог осуществляла
в тесном сотрудничестве с семьей.
Родители принимали непосредственное
и активное участие в формировании
предметно – игровой