Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа
Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31
Консультации для родителей «Нормы экологического поведения и особенности их восприятия дошкольниками», «Подкормите птиц зимой» осуществляли взаимосвязь детского сада и семьи в воспитании гуманного отношения к природе и формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста (Приложение №7) .
Результативность опыта
Педагогическая диагностика
результативности данного опыта
заключалась в выявлении
Последующее проведение заданий на выявление уровня формирования представлений о жизни и повадках птиц позволило выявить качественные позитивные изменения у детей. У них были сформированы представления о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Знания о пернатых были закреплены и систематизированы, уточнены представления о среде их обитания, о питании, передвижении. Дети познакомились с тем, как птицы устраивают свои гнёзда.
В ходе диагностики выявилась позитивная динамика формирования у детей представлений о жизни и повадках птиц.
Дошкольники приобрели практические
навыки помощи птицам зимой; у детей
появилась потребность в
У дошкольников сформированы
представления о жизни и
Дети проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций «хорошо – плохо»; с желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности, эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
В результате работы над проектом дети узнали многое о жизни птиц и интересные факты об их «достижениях». Познакомились с народным творчеством, где используется образ птиц: поговорки, пословицы, приметы.
Все это в сочетании с дальнейшим развитием и формированием личности ребенка будет способствовать более легкому и правильному установлению контакта с окружающим миром.
Полученные знания в ходе
проектной деятельности, изменили отношение
детей к природе, в частности,
к птицам. Это проявилось в заботе
о пернатых друзьях: изготовлении кормушек,
скворечников, подкормке птиц зимой.
Таким образом, опыт педагога «Формирование
представлений о жизни и
Педагогическая диагностика
результативности данного опыта
заключалась в выявлении
Последующее проведение заданий на выявление уровня формирования представлений о жизни и повадках птиц позволило выявить качественные позитивные изменения у детей. У них были сформированы представления о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Знания о пернатых были закреплены и систематизированы, уточнены представления о среде их обитания, о питании, передвижении. Дети познакомились с тем, как птицы устраивают свои гнёзда.
Выводы по 2 главе
По полученным результатам диагностики, педагогом сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе. В связи с этим был разработан проект «Птицы - наши друзья» по экологическому воспитанию дошкольников в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни.
Просмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям.
В работе с дошкольниками
по их экологическому воспитанию и
обучению педагог использовала интегрированный
подход, предполагающий взаимосвязь
непосредственной образовательной
деятельности, наблюдений в природе,
исследовательской
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
В работе с дошкольниками
по их экологическому воспитанию должен
быть использован интегрированный
подход, предполагающий взаимосвязь
исследовательской
Работа с детьми предполагает
сотрудничество, сотворчество педагога
и ребенка и исключает
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Артёмова, Л. А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. А. Артёмова. – М. : Просвещение, 1992.-126 с.
2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду // А. К. Бондаренко. – М. : Педагогика, 1985.-98 с.
3. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2006.-226 с.
4. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. - 40-48 с.
5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика, 2001.-168с.
6. Кондратьева, Н. Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников / .Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Мозаика-Синтез, 1992.-153 с.
7. Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Мозаика-Синтез, 1992.-265 с.
8. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. :Просвещение, 1999.-187 с.
9. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - 58-60 с.
10. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296 с.
11. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 187 с.
12. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993.
13. Рыжова, Н. Стратегии экологического образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. -1998. - 18-20 с.
14. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - 6-11 с.
15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
16. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. - 80-82 с.
17. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - 36-42 с.
18. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. - 38-46 с.
19. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. - 12-20 с.
20. Букин А. П. В дружбе с людьми
и природой. - М.: Просвещение, 1991.
21. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в
экологию» - современная технология экологического
образования дошкольников // Дошкольная
педагогика. – 2006, - 23 с.
22. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. - 31-34 с.
23. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 10-12 с.
24. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. - 70-73 с.
25. Коломина Н. В. Воспитание
основ экологической культуры в детском
саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004.
- 144 с.
26. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное
воспитание. 1998. – 34 с.
27. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное
воспитание. 2004. - 50-53 с.
28. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. – 438 с.
29. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с.
30. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с.
31. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. - 52-64 с.
32. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - 26-34 с.
33. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, 21 – 27 с.
34. Словарь по естественным наукам
[электронный ресурс] режим доступа: http://slovari.
35. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.