Экологическое воспитание дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Сущность и содержание экологического воспитании дошкольников….5
1.2. Особенности экологического воспитания дошкольников …………….10
Выводы по 1 главе……………………………………………………………….13
Глава 2. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Информация об опыте………………………………………………………14
2.2 Технология опыта……………………………………………………………19
Выводы по 2 главе……………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экологическое воспитание дошкольников.docx

— 60.21 Кб (Скачать файл)

Консультации для родителей  «Нормы экологического поведения и  особенности их восприятия дошкольниками», «Подкормите птиц зимой» осуществляли взаимосвязь детского сада и семьи  в воспитании гуманного отношения  к природе и формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного  возраста (Приложение №7) .

 

Результативность опыта

Педагогическая диагностика  результативности данного опыта  заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях экологических  представлений о природе у детей дошкольного возраста, произошедших в ходе практического применения педагогом развивающих дидактических игр, в условиях целенаправленной работы в непосредственно - образовательной деятельности, и в свободной деятельности дошкольников.

Последующее проведение заданий  на выявление уровня формирования представлений  о жизни и повадках птиц позволило  выявить качественные позитивные изменения  у детей. У них были сформированы представления о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о  связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Знания о  пернатых были закреплены и систематизированы, уточнены представления о среде  их обитания, о питании, передвижении. Дети познакомились с тем, как  птицы устраивают свои гнёзда.

В ходе диагностики выявилась  позитивная динамика формирования у  детей представлений о жизни  и повадках птиц.

Дошкольники приобрели практические навыки помощи птицам зимой; у детей  появилась потребность в общении  с представителями мира птиц; проявляли  доброту и чуткость, милосердие и  бережное отношение ко всему окружающему.

У дошкольников сформированы представления о жизни и повадках птиц, расширился навык делать самостоятельно обобщения, мотивированно и объективно оценивать свою и чужую работу, произошло значительное обогащение словаря, развитие наблюдательности, интереса к познавательной и исследовательской  деятельности.

Дети проявляют интерес  к условиям жизни птиц, оценивают  их состояние с позиций «хорошо  – плохо»; с желанием участвуют  в экологически ориентированной  деятельности, эмоционально реагируют  при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных  видах творчества.

В результате работы над  проектом дети узнали многое о жизни  птиц и интересные факты об их «достижениях». Познакомились с народным творчеством, где используется образ птиц: поговорки, пословицы, приметы.

Все это в сочетании  с дальнейшим развитием и формированием  личности ребенка будет способствовать более легкому и правильному  установлению контакта с окружающим миром.

Полученные знания в ходе проектной деятельности, изменили отношение  детей к природе, в частности, к птицам. Это проявилось в заботе о пернатых друзьях: изготовлении кормушек, скворечников, подкормке птиц зимой. Таким образом, опыт педагога «Формирование  представлений о жизни и повадках птиц у детей дошкольного возраста посредством проекта «Птицы - наши друзья» актуален и приемлем в  работе с детьми.

Педагогическая диагностика  результативности данного опыта  заключалась в выявлении качественных изменений в уровнях экологических  представлений о природе у  детей дошкольного возраста, произошедших в ходе практического применения педагогом развивающих дидактических  игр, в условиях целенаправленной работы в непосредственно - образовательной  деятельности, и в свободной деятельности дошкольников.

Последующее проведение заданий  на выявление уровня формирования представлений  о жизни и повадках птиц позволило  выявить качественные позитивные изменения  у детей. У них были сформированы представления о знакомых птицах, их образе жизни и поведении, о  связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Знания о  пернатых были закреплены и систематизированы, уточнены представления о среде  их обитания, о питании, передвижении. Дети познакомились с тем, как  птицы устраивают свои гнёзда.

 

 

Выводы по 2 главе

По полученным результатам диагностики, педагогом сделан вывод, что есть необходимость повышать уровень экологической воспитанности у детей второй младшей группы, так как у некоторых детей недостаточно знаний о животных, о растительном мире, о птицах, о неживой природе. В связи с этим был разработан проект «Птицы - наши друзья» по экологическому воспитанию дошкольников в непосредственной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

Просмотрев и изучив результаты диагностики, изучив литературу по экологическому воспитанию дошкольников, педагог отобрала необходимый материал, который наиболее доступен и интересен детям.

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию и  обучению педагог использовала интегрированный  подход, предполагающий взаимосвязь  непосредственной образовательной  деятельности, наблюдений в природе, исследовательской деятельности, подвижных  и дидактических игр, изобразительной  деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, экскурсий, а также организации самостоятельной  деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. 

В работе с дошкольниками  по их экологическому воспитанию должен быть использован интегрированный  подход, предполагающий взаимосвязь  исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра  телепередач, экскурсий, а также  организации самостоятельной деятельности детей т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. 

Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и  наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о  растительном мире; знания о неживой  природе; знания о временах года).

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артёмова, Л. А. Окружающий  мир в дидактических играх  дошкольников / Л. А. Артёмова. –  М. : Просвещение, 1992.-126 с.

2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду // А. К. Бондаренко. – М. : Педагогика, 1985.-98 с.

3. Грунина, С. О. Теория и методика экологического образования детей // С. О. Грунина. – Йошкар-Ола: 2006.-226 с.

4. Згурская, Л. Д. Экология – малышам // Дошкольное воспитание. – 2004. - 40-48 с.

5. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика // С. А. Козлова – М. : Педагогика, 2001.-168с.

6. Кондратьева, Н. Н. Теоретические основы программы экологического воспитания дошкольников / .Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Мозаика-Синтез, 1992.-153 с.

7. Кондратьева, Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к её решению / Н. Н. Кондратьева. – СПб. : Мозаика-Синтез, 1992.-265 с.

8. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева. – М. :Просвещение, 1999.-187 с.

9. Николаева, С. Н. Формирование начал экологической культуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - 58-60 с.

10. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве/С. Н. Николаева. - М. : Педагогика, 2005. – 296 с.

11. Николаева, С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации в детском саду/С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 1999. – 187 с.

12. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993.

13. Рыжова, Н. Стратегии экологического образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. -1998. - 18-20 с.

14. Савенков, А. И. Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2005. - 6-11 с.

15. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.

16. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей // Ребенок в детском саду. 2002. - 80-82 с. 

17. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - 36-42 с. 

18. Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2000. - 38-46 с. 

19. Большакова М., Морева Н. Народные названия растений как одно из средств формирования интереса к природе // Дошкольное воспитание. 2000. - 12-20 с. 

20. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.  
21. О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - 23 с. 

22. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим: // Дошкольное воспитание. 2003. - 31-34 с.

23. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. 10-12 с. 

24. Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2005. - 70-73 с.

25. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.  
26. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 1998. – 34 с. 
27. Кочергина В. Наш дом - Земля // Дошкольное воспитание. 2004. - 50-53 с. 

28. Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. - М.: Просвещение, 2006. – 438 с.

29. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: детство-пресс, 2003. - 319 с. 

30. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 336 с. 

31. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. - 52-64 с. 

32. Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. - 26-34 с. 

33. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, 21 – 27 с. 

34. Словарь по естественным наукам [электронный ресурс] режим доступа: http://slovari.yandex.ru

35. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Экологическое воспитание дошкольников