Экологическое направления молодежного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:41, реферат

Краткое описание

Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего детства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5—7 классы) и третьем (8—9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 87.89 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В основе любой цивилизации лежит образование – передача следующим поколениям приобретенного опыта и знаний, культурных и нравственных ценностей. В нынешних условиях жестокого экологического кризиса, только преодоление, которого может обеспечить сохранение человечества на планете, основой нравственного воспитания и образования человека становится, прежде всего, разработка принципов взаимоотношений человека и природы. 
        Экологическое воспитание и образование являются непременным условием общего и экологического развития личности [1]. 
        В силу этого вопросы экологического образования и воспитания студентов, равно как и подготовки будущих учителей к организации экологического образования и воспитания, приобретают большое значение. От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете или его ждет деградация с последующей мутацией. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно, относиться к природе, они погубят себя, в этом заключается актуальность темы.  
        Экологическое воспитание - целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых нравственных и эстетических взглядов на природу и места в ней человека как части природы, научного понимания экологических проблем, активной жизненной позиции в реализации природоохранных задач и рационального использования природных ресурсов. В своей деятельности преподавателю необходимо достичь осознания студентами всей сложности экологических проблем и понимания необходимости соблюдения правил поведения в разнообразных формах взаимодействия с природой [2]. 
        Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего детства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5—7 классы) и третьем (8—9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов. В течение четвертого этапа (10—12 классы) завершается обобщение добытых экологических знаний [3]. 
        Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологизации материальной и духовной деятельности общества.   «В соответствии с Программой мероприятии по реализации Концепции

экологического образования и воспитания подрастающего поколения, утвержденной постановлением Кабинета Министров РК от 3 февраля 1997 года за №137, Министерства образования культуры и здравоохранения РК и Министерства экологии и природных ресурсов РК утвердили национальную программу экологического образования в которой приняты во внимание общие принципы экологической политики в области экологического образования, выработанные ООН, ЮНЕСКО, ЮНЕП и другие, определены собственные специфические периоды роста и развития системы экологического образования и воспитания [4]. 
        Как известно, экологическое образование ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на понятии о единстве человека и природы. Оно должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека [1].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ОБЩАЯ ЧАСТЬ

   1.1 Историко-педагогический аспект проблемы экологического воспитания

 

Экология имеет точную формальную дату своего рождения, ее «отцом» был последователь Чарльза Дарвина Эрнест Геккель, в 1886 году определивший экологию как «Общую науку об отношениях организмов с окружающей средой». Само слово «экология» в переводе с греческого на русский язык означает «знание о доме», что образно отражает суть дела: дом - окружающий нас мир, знание устройства дома - это наука, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой обитания.

Однако факт рождения науки не означает, что до этого никто не занимался ее предметом - «отношениями организмов и среды». Тема эта постоянно была в поле зрения биологов, и без своего названия наука как система знаний фактически существовала всегда. Но появление термина само по себе еще не означает немедленного формирования соответствующей научной дисциплины.

В 1972 году в Стокгольме состоялся I Международный конгресс по окружающей среде, и только на этом конгрессе впервые понятия «экология», «эколог» получили современную расширенную трактовку, и именно этот конгресс является вехой, от которой можно вести прямой отсчет становления современной экологии. Именно в это время экология становится целостной «осознающей себя» наукой, имеющей собственные объекты и методы исследования, а также собственный концептуальный аппарат.

Большой вклад в формирование экологических знаний внесли такие выдающиеся ученые как шведский естествоиспытатель Карл Линней и французский исследователь Жорж Боффон. Огромное значение для развития экологии имели труды известного русского зоолога Н.А. Северцова. Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Чарльза Дарвина - основателя учения об эволюции органического мира. Большой вклад внесли Тимирязев, Сукачев, Вернадский, известный английский химик Роберт Бойль оказался первым, кто осуществил экологический эксперимент.

Если в период своего возникновения экология была составной частью биологии, то современная экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом наук: таких как биология, география, геология, физика, химия, генетика, математика, агрономия, медицина. Таким образом, современная экология - это универсальная, бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты.

Экология - это наука будущего, и возможно, само существование человека будет зависеть от прогресса этой науки. Поэтому воспитание экологически грамотного человека должно начинаться с раннего детства, с начальной школы.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.

Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т.е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Эпиграфом к этой книге послужил девиз "Пусть течет все свободно, без применения насилия". Коменский утверждал, что природа развивается по определенным законам, а человек - это часть природы, следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим закономерностям природы. Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое. Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен изучаться постепенно, так как "природа не делает скачков, а идет вперед постепенно". В юном возрасте дается общее образование, затем оно углубляется с годами так как "всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным". То есть Коменский вывел дидактические принципы обосновывая их примерами природы. Например, здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к частному. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга [16].

Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. -Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781-1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.). Впервые швейцарский педагог- демократ А.Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж.-Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.

Ж.-Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей вдали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.

Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.

Против узкого практицизма и утилитаризма, а также формального изучения и бездушного отношения к ней выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А.И. Герцен (1844 г.), Н.А. Добролюбов (1858 г.),

Д.И. Писарев (1861 г.), Н.Г. Чернышевский (1863 г.) . Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.

Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К.Д. Ушинский. Следует отметить, что познание объективного мира невозможно без познания экологических связей, реально существующих в нем. Их изучение, столь важное в наши дни, надо рассматривать как необходимое условие формирование у школьников основ диалектико-материалистического мировоззрения. Вместе с тем изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. Ушинский заметил, что логика природы - есть самое доступное и самое полезное для учеников. А логика природы, как нам известно, состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов. Изучение же существующих в окружающем мире связей служит одним из основных звеньев формирования экологической культуры школьников, необходимым условием становления ответственного отношения к природе. К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и сетовал: "странно, что воспитательное влияние природы... так мало оценено в педагогике". В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы; при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.

Во второй части "Детского мира", в отдел I, который называется "Из природы", Ушинский дает систематизацию животных и растений, описывает отдельных животных (строение, способ выведения потомства, безопасность или опасность для человека).

Вот как раскрывается логика природы паука: "Паука нельзя назвать красивым животным; многие чувствуют к нему отвращение и даже боятся его: такой у него разбойничий вид. Но не забудем, что ядовитые змеи бывают иногда очень красивы, паук же не только безвреден, но даже очень полезен, истребляя множество наших крылатых мучителей - комаров и мух". Кроме насекомых в книге повествуется о морских животных, деревьях, ягодах, цветах, зерновых культурах, пальмах, грибах и проводится классификация растений. Данный отдел заканчивается рассказом о сотворении мира. И здесь Ушинский снова обращается к логике природы: "Животное веселилось, не требуя красоты, искало только пищи и, пожирая премудрые создания божьи, не подозревала, сколько премудростей в каждой, самой маленькой травинке". Идеи Ушинского о воспитании средствами природы в дальнейшем разрабатывались многими педагогами-натуралистами. [17].

Проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Многообразие экологического воспитания

 

Характерно, что природа в деятельности людей выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей, так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности на уроках и дома; реальным пространством, где протекает деятельность; окружающей средой - в занятиях спортом, путешествиях; объектом и предметом художественного изображения - в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.

Что бы обеспечить наиболее благоприятные условия для формирования отношений учащихся к действительности, образовательные учреждения организует трудовую, познавательную, опытническую, конструкторскую, художественную, игровую, туристско-краеведческую и спортивно - оздоровительную деятельность детей среди природы.

На формирование сознания в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение. В условиях влияния различных окружающих условий на сознание учащегося его формирование во многом зависит именно от целенаправленных действий преподавателя. Здесь находят применение разнообразные приемы и методы педагогической работы, раскрытие смысла практической деятельности, беседы и лекции о труде и природе, разъяснение долга и приемы убеждения в необходимости личной заботы каждого о среде, требования к поведению и вовлечение в художественное творчество, поощрения и наказания, соревнование и личный пример воспитателя. Как актуальная социально - педагогическая задача формирование сознательного, ответственного отношения учащихся к природе должно пронизать все направления планирования, организации и контроля в работе образовательных учреждении: в общешкольных планах и документах классных руководителей, в системе идейно политической, трудовой, нравственной, эстетической и физической подготовки учащихся.

Информация о работе Экологическое направления молодежного движения