Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:41, реферат
Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего детства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5—7 классы) и третьем (8—9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов
Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды. Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции учащегося. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно - эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.
Третья предпосылка формирования отношения учащихся к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями.
Формирование у них положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От преподавателей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогают учащимся овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела. Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.
Среди субъективных предпосылок формирования отношений к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.
Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств [18].
В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством преподавателя формируются навыки рационального природопользования. Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить учащихся к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям.
Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.
Особую роль во взаимодействии с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого - форма, третьего - орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира.
Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам преподаватель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Образовательные учреждения испытывают потребность в преподавателе - универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям [19].
2.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗов
2.1 Сущность и проблемы
Определяя сущность
1) ступенчатый характер:
а) формирование экологических
представлений ;
б) развитие экологического
сознания и чувств;
в) формирование убеждений в
необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек
поведения в природе;
д) преодоление в характере
учащихся потребительского отношения
к природе;
2) длительность;
3) сложность;
4) скачкообразность;
5) активность;
во-вторых: огромное значение
психологического аспекта, который включает
в себя:
1) развитие экологического
сознания;
2) формирование соответствующих
(природосообразных) потребностей, мотивов
и установок личности;
3) выработку нравственных, эстетических
чувств, навыков и привычек;
4) воспитание устойчивой воли;
5) формирование значимых целей
экологической деятельности.[2]
Основные проблемы
экологического воспитания
Каждый человек является субъектом
и объектом функционирования глобальной
экосистемы, но неумелое использование
людьми её ресурсов и сосуществование
с ней на основе традиционного подхода
(с позиций силы) к управлению экосистемами
привело человечество к такому уровню
функционирования созданной им техносферы,
что любое её развитие в том, же русле может
в любой момент привести к необратимым
экологическим последствиям и неминуемой
экологической катастрофе. Одной из основных
причин возникновения данной ситуации
является простое незнание людьми способов
оптимального сосуществования с природой,
отсутствие у них экологической культуры,
что объясняется недостатком экологического
знания и воспитания.
В настоящее время в Казахстане отсутствует соответствующая современным требованиям система всеобщего экологического воспитания и образования.
Экологическая пропаганда, несмотря на большой объем используемых материалов, в том числе средств массовой информации, недостаточно эффективна. Это связано не с трудностями получения экологической информации, но с тем, что глобальные концепции развития слабо увязываются с ценностными ориентациями и экономическими мотивациями конкретного человека (выполнение экологических требований должно стать не только престижным, но и экономически выгодным) [5].
2.2 Цели и задачи
Экологическое
воспитание - составная часть нравственного
воспитания. Поэтому под экологическим
воспитанием надо понимать единство экологического
сознания и поведения, гармоничного с
природой [6]. На формирование экологического
сознания оказывают влияние экологические
знания и убеждения.
Н.С.Назарова главной целью экологического
Цель экологического воспитания
- формирование ответственного отношения
к окружающей среде, которое строится
на базе экологического сознания. Это
предполагает соблюдение нравственных
и правовых принципов природопользования
и пропаганду идей его оптимизации, активную
деятельность по изучению и охране природы
своей местности.
Условием такого обучения и
воспитания выступает организация взаимосвязанной
научной, нравственной, правовой, эстетической
и практической деятельности учащихся,
в частности студентов, направленной на
изучение и улучшение отношений между
природой и человеком [2].
Экологическое сознание в развитом
виде формируется на основе познания людьми
законов целостности природной среды
и тех законов, которые должны обусловить
человеческую деятельность в целях сохранения
жизнепригодного состояния природы.
Стратегической целью образования
должно стать экологическое мышление,
основу которого составляют научные знания,
экологическая культура и этика. Тема
экологического сознания должна отождествиться
с мировыми жизненными стоимостями. Академик
Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое
сознание требует подкрепления чувством,
эмоционально целостным, глубоко нравственным
отношением к природе, обществу, людям.
Современное экологическое
образование должно быть направлено в
будущее, опираться на идеи гармонии природы
и человека, стойкого развития биосферы,
оказывать содействие преодолению имеющихся
в обществе стереотипов путем формирования
духовной, моральной, экологически просвещенной
личности и создавать условии для ее развития
и, наконец, стать фактором социальной
стабильности общества.
Цель
экологического воспитания достигается
по мере решения в единстве следующих
задач:
Задачи экологического воспитания студентов
По мнению Р.С.Пионовой в
основу программы экологической работы
со студентами могут быть положены следующие
задачи:
В работе со студентами можно выделить следующие направления, которые способствуют конкретизации основных задач:
- развитие интереса к
вопросам взаимоотношений
- формирование экологического восприятия - умения слышать, видеть, обонять, осязать природу во всей ее гармоничной естественной и эстетической целостности;
- формирование философского понимания значения экологии для человека;
- развитие социально ценных мотивов личного отношения студентов к природе;
- вовлечение студентов в непосредственную работу по охране природы и среды обитания;
- осуществление экологического дизайна интерьера учебных аудиторий, кабинетов, коридоров: размещение комнатных растений, растительных композиций, аквариумов, плакатов и фотостендов на экологические темы [9].
З.Н. Курлянд выделяла такие задачи воспитательной работы:
- «вооружение» студентов знаниями в области экологии;
- формирование экологической культуры;
- научить студентов понимать целостность природы Земли, единство ее процессов, связь человека с природой;
- развить ощущение причастности к природе, ощущения ее вдохновленности, что не позволит молодым людям обращаться с ней неаккуратно;
- научить согласовывать деятельность относительно природы с ее законами [6].
2.3 Формы и методы
Под системой экологического
воспитания мы понимаем совокупность
взаимосвязанных компонентов взаимодействия
учителя и учащихся (задач, принципов,
содержания, форм, методов) в их последовательности,
преемственности и единой направленности,
формирующих восприятие действительности
с позиции экологически культурной личности.
Форма - характер ориентации
деятельности. В основе формы лежит ведущий
метод. Формы и методы воспитательной
работы выбираются ученическими коллективами
на основе системного, демократичного
подхода, с учетом интересов и потребностей
личности и реальной действительности.
Воспитание более важных качеств личности
предусматривает умение классного руководителя
организовать жизнь ученического коллектива
[10].
Формы воспитания - это те конкретные
мероприятия или средства воспитательной
работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии),
виды деятельности учащихся (учебные занятия,
предметные кружки, конкурсы, олимпиады),
а также наглядные пособия (кинодемонстрации,
картины) , которые используются в процессе
реализации того или иного метода.
Используются с целью воспитания
экологического сознания в учебно-воспитательном
процессе эколого-психологический тренинг,
интегрально-поисковые групповые и ролевые
игры, творческая «терапия», «мозговой
штурм», имитационное моделирование, направлены
на актуализацию личной причастности,
эмоциональной сферы, формирования мотивов
экологического содержания, что обеспечивает
систематизацию мировоззренческих установок
учеников. [3].
Содержание экологического
воспитания усваивается учащимися в их
различной деятельности. Каждая из форм
организации учебного процесса стимулирует
разные виды познавательной деятельности
учащихся: самостоятельная работа с различными
источниками информации позволяет накопить
фактический материал, раскрыть сущность
проблемы; игра формирует опыт принятия
целесообразных решений, творческие способности,
позволяет внести реальный вклад в изучение
и сохранение местных экосистем, пропаганду
ценных идей [2].
А.В.Сахно важнейшими формами
экологического воспитания студентов
называет практическую деятельность студентов
под руководством кураторов, преподавателей
по охране природы, облагораживанию территорий,
включая посадки зеленых насаждений, очистку
мелких рек, ручьев от мусора и хлама, шефство
над зонами отдыха в черте города [11].
Методы экологического
Формирование экономических
знаний в основах наук предполагает использование
активных методов: проблемного изложения
нового материала, эвристической беседы
на семинаре, исследовательского метода
при выполнении учащимися экономических
заданий разной сложности.
Проблема методов обучения
и воспитания является одной из кардинальных
в дидактике и в целом в педагогике. От
ее правильного решения зависит эффект
всех функций обучения и воспитания. Назначение
метода состоит не в простой передаче
знаний, а в том, чтобы побудить познавательную
потребность учащегося, его интерес к
знаниям [10].
Методы воспитания в высшей
школе - это способы совместной целенаправленной
деятельности преподавателя и студентов
по решению задач формирования разносторонне
развитой личности будущего специалиста.
Наиболее распространены следующие
методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция,
работа с учеником, демонстрация, анализ,
синтез, сравнение, проблемное изложение
материала, лабораторные и практические
работы, упражнения, самостоятельная работа,
творческая работа, поощрение, одобрение,
порицание, осуждение, опрос, контрольные
работы, проверка домашних работ, зачет,
экзамены [10].
Некоторые исследователи, в
частности Г.И.Щукина, выделяют такую классификацию
методов экологического воспитания:
Информация о работе Экологическое направления молодежного движения