Экологическое направления молодежного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:41, реферат

Краткое описание

Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего детства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5—7 классы) и третьем (8—9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 87.89 Кб (Скачать файл)

Среди объективных предпосылок личных отношений к природной среде следует назвать, прежде всего, свойства и явления естественной среды. Другой объективной предпосылкой выступает отношение общества к природе, влияющее на позиции учащегося. Познание опыта общества не только расширяет знания, но и обогащает использование экономических и нравственно - эстетических оценок окружающей среды. Осмысливая ее материальную и духовную ценность, учащиеся глубже осознают необходимость заботиться о ее сбережении.

Третья предпосылка формирования отношения учащихся к природе - это процесс воспитания и обучения, в ходе которого они овладевают общественно ценными отношениями и действиями.

Формирование у них положительного отношения к окружающей среде является целенаправленным процессом. От преподавателей во многом зависит планирование и организация общественно - полезных действий. Они помогают учащимся овладевать коллективными формами деятельности среди природы, выработать продуманные позиции в отношениях со средой претворить заботу о ней в конкретные дела. Наконец, предпосылкой личного отношения к среде является собственная деятельность ребенка, в которой возникают, осознаются и реализуются цели личности и коллектива, отношения воспитателей и воспитуемых к природе и обществу.

Среди субъективных предпосылок формирования отношений к окружающей среде необходимо выделить способность ее восприятия, переживания и осмысления; заинтересованность в познании, преобразовании и поддержании среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовать во взаимодействии с внешним миром общественные и личные цели и таким образом удовлетворять свои потребности и стремления.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств [18].

В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством преподавателя формируются навыки рационального природопользования. Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде. Организованные действия в защиту природы должны приводить учащихся к пониманию эстетической ценности естественных явлений. Постижение красоты окружающей среды столь же закономерно должно порождать стремление охранять среду, готовность к соответствующим практическим действиям. Эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют пол, индивидуальные особенности школьников, место жительства, профессия и образование родителей. По данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимаю ландшафт, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом. Есть различия в отношении к природе у сельских и городских учащихся. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям.

Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично. Рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой. Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.

Особую роль во взаимодействии с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание, другого - форма, третьего - орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира.

Развивая средствами природы духовным мир школьников, они в то же время закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам преподаватель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Образовательные учреждения испытывают потребность в преподавателе - универсале, который глубоко знает не только свой предмет, но и общие закономерности воспитания отношений к природе и людям [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗов

    2.1 Сущность и проблемы

Определяя сущность экологического воспитания можно выделить, во-первых: особенности этого процесса: 
1) ступенчатый характер: 
а) формирование экологических представлений ; 
б) развитие экологического сознания и чувств; 
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; 
г) выработка навыков и привычек поведения в природе; 
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; 
2) длительность; 
3) сложность; 
4) скачкообразность; 
5) активность; 
        во-вторых: огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: 
1) развитие экологического сознания; 
2) формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности; 
3) выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек; 
4) воспитание устойчивой воли; 
5) формирование значимых целей экологической деятельности.[2] 
 
Основные проблемы экологического воспитания

Каждый человек является субъектом и объектом функционирования глобальной экосистемы, но неумелое использование людьми её ресурсов и сосуществование с ней на основе традиционного подхода (с позиций силы) к управлению экосистемами привело человечество к такому уровню функционирования созданной им техносферы, что любое её развитие в том, же русле может в любой момент привести к необратимым экологическим последствиям и неминуемой экологической катастрофе. Одной из основных причин возникновения данной ситуации является простое незнание людьми способов оптимального сосуществования с природой, отсутствие у них экологической культуры, что объясняется недостатком экологического знания и воспитания. 
 

В настоящее время в Казахстане отсутствует соответствующая современным требованиям система всеобщего экологического воспитания и образования.

  • Во-первых, система непрерывного всеобщего экологического воспитания и образования еще не до конца сложилась, законодательно не обеспечена и организационно не подкреплена. Основные блоки системы не достаточно взаимодействуют между собой.
  •  
    Во-вторых, существующие разработки как концептуального, так и прикладного характера, разрозненны и не всегда учитывают изменения, произошедшие в экологии как науке и сфере деятельности:
    • экология - конгломерат научных дисциплин, изучающий весь комплекс взаимодействий общества и природы, а не наука только биологического цикла, изучающая экосистемы;
    • методически более правильно рассматривать управление природопользованием не только как охрану природы, но и как систему использования и восстановления природных ресурсов.

Экологическая пропаганда, несмотря на большой объем используемых материалов, в том числе средств массовой информации, недостаточно эффективна. Это связано не с трудностями получения экологической информации, но с тем, что глобальные концепции развития слабо увязываются с ценностными ориентациями и экономическими мотивациями конкретного человека (выполнение экологических требований должно стать не только престижным, но и экономически выгодным) [5].

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Цели и задачи  
 
       Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой [6]. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. 
       Н.С.Назарова главной целью экологического воспитания выделяет формирование всесторонне развитойличности, ее духовного мира, формирование потребностей, не противостоящих миру природы. Экологическим императивом, или еще одной целью, является улучшение среды как общей вечной собственности, неотчуждаемого условия существования и воспроизводства постоянно сменяющихся человеческих поколений [7]. 
        Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.  
        Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, в частности студентов, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком [2]. 
        Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы. 
        Стратегической целью образования должно стать экологическое мышление, основу которого составляют научные знания, экологическая культура и этика. Тема экологического сознания должна отождествиться с мировыми жизненными стоимостями. Академик Б.Т. Лихачев отмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. 
        Современное экологическое образование должно быть направлено в будущее, опираться на идеи гармонии природы и человека, стойкого развития биосферы, оказывать содействие преодолению имеющихся в обществе стереотипов путем формирования духовной, моральной, экологически просвещенной личности и создавать условии для ее развития и, наконец, стать фактором социальной стабильности общества. 
 
        Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: 

    • образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
    • воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
    • развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды [8].

Задачи экологического воспитания студентов

 По мнению Р.С.Пионовой в основу программы экологической работы со студентами могут быть положены следующие задачи: 

    • формирование научных знаний и представлений о системе «человек-природа». Они позволяют понять, что происходит в результате взаимоотношений человека и природы и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности;
    • развитие такого отношения к природе, которое определяет характер целей взаимодействия с природой, выбор мотивов и стратегий целесообразного поведения в природе;
    • формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой, направленное на осуществление целесообразной экологической деятельности.

В работе со студентами можно выделить следующие направления, которые способствуют конкретизации основных задач:

- развитие интереса к  вопросам взаимоотношений человека  с природой;

- формирование экологического восприятия - умения слышать, видеть, обонять, осязать природу во всей ее гармоничной естественной и эстетической целостности;

- формирование философского понимания значения экологии для человека;

 

- развитие социально ценных мотивов личного отношения студентов к природе;

- вовлечение студентов в непосредственную работу по охране природы и среды обитания;

- осуществление экологического дизайна интерьера учебных аудиторий, кабинетов, коридоров: размещение комнатных растений, растительных композиций, аквариумов, плакатов и фотостендов на экологические темы [9].

З.Н. Курлянд выделяла такие задачи воспитательной работы:

- «вооружение» студентов знаниями в области экологии;

- формирование экологической культуры;

- научить студентов понимать целостность природы Земли, единство ее процессов, связь человека с природой;

- развить ощущение причастности к природе, ощущения ее вдохновленности, что не позволит молодым людям обращаться с ней неаккуратно;

- научить согласовывать деятельность относительно природы с ее законами [6].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Формы и методы 

Под системой экологического воспитания мы понимаем совокупность взаимосвязанных компонентов взаимодействия учителя и учащихся (задач, принципов, содержания, форм, методов) в их последовательности, преемственности и единой направленности, формирующих восприятие действительности с позиции экологически культурной личности. 
        Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Формы и методы воспитательной работы выбираются ученическими коллективами на основе системного, демократичного подхода, с учетом интересов и потребностей личности и реальной действительности. Воспитание более важных качеств личности предусматривает умение классного руководителя организовать жизнь ученического коллектива [10]. 
        Формы воспитания - это те конкретные мероприятия или средства воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии), виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады), а также наглядные пособия (кинодемонстрации, картины) , которые используются в процессе реализации того или иного метода.  
          Используются с целью воспитания экологического сознания в учебно-воспитательном процессе эколого-психологический тренинг, интегрально-поисковые групповые и ролевые игры, творческая «терапия», «мозговой штурм», имитационное моделирование, направлены на актуализацию личной причастности, эмоциональной сферы, формирования мотивов экологического содержания, что обеспечивает систематизацию мировоззренческих установок учеников. [3]. 
           Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей [2]. 
           А.В.Сахно важнейшими формами экологического воспитания студентов называет практическую деятельность студентов под руководством кураторов, преподавателей по охране природы, облагораживанию территорий, включая посадки зеленых насаждений, очистку мелких рек, ручьев от мусора и хлама, шефство над зонами отдыха в черте города [11].  
 
Методы экологического воспитания 

Формирование экономических знаний в основах наук предполагает использование активных методов: проблемного изложения нового материала, эвристической беседы на семинаре, исследовательского метода при выполнении учащимися экономических заданий разной сложности. 
         Проблема методов обучения и воспитания является одной из кардинальных в дидактике и в целом в педагогике. От ее правильного решения зависит эффект всех функций обучения и воспитания. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы побудить познавательную потребность учащегося, его интерес к знаниям [10]. 
         Методы воспитания в высшей школе - это способы совместной целенаправленной деятельности преподавателя и студентов по решению задач формирования разносторонне развитой личности будущего специалиста. 
         Наиболее распространены следующие методы: объяснение, рассказ, беседа, лекция, работа с учеником, демонстрация, анализ, синтез, сравнение, проблемное изложение материала, лабораторные и практические работы, упражнения, самостоятельная работа, творческая работа, поощрение, одобрение, порицание, осуждение, опрос, контрольные работы, проверка домашних работ, зачет, экзамены [10].  
         Некоторые исследователи, в частности Г.И.Щукина, выделяют такую классификацию методов экологического воспитания:

Информация о работе Экологическое направления молодежного движения