Экологическое направления молодежного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:41, реферат

Краткое описание

Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего детства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5—7 классы) и третьем (8—9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 87.89 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, потенциал молодёжных организаций позволяет активно

заниматься этой темой. Важно это не только для решения проблем сегодняшнего дня. Необходимость сотрудничества экологического движения с молодёжными структурами, с моей точки зрения, очевидна и потому, что

они — основной кадровый резерв любого общественного движения.

  Сегодня много говориться о большой роли экологического образования. Я тоже считаю, что роль формального образования в формировании экологического сознания очень велика. Но вместе с тем образование является таким институтом, который довольно устойчив и консервативен, в хорошем смысле этого слова. Он очень долго меняется, адаптируется для решения новых насущных проблем, которые ставит время.    

В этой связи, нет смысла ждать, когда будут приняты законодательные инициативы по введению новых образовательных стандартов. Есть и другие формы, которые в молодёжной среде являются чаще гораздо более эффективными. Это методы неформального или гражданского образования. Практика показывает, что через гражданское образование можно в кратчайшие сроки вовлечь большое количество людей и в том числе молодежи для решения злободневных проблем.

Мне кажется, лидирующим экологическим организациям необходимо

встретиться с лидерами молодёжных организаций, для того, чтобы дать ответ на несколько ключевых вопросов. Вопрос первый — в чём заключается содержание экологического образования, если не сводить его только к

проблемам разработки образовательных стандартов? Второй вопрос, какие методы наиболее приемлемы для проведения неформального образования в молодёжной среде? В этой связи наметить конкретный план действий и формы его осуществления. В конечном итоге молодые лидеры или

же представители молодёжных организаций, могут выступать в качестве

мультипликаторов, тренеров по экологическому образованию. Сначала

они сами должны будут ознакомиться с этим содержанием, а потом вовлекать в процесс обучения как можно больше других людей из молодежных организаций. Волна такого эколого-образовательного движения проходила бы по конкретным молодежным организациям, а от них, нарастая, далее по регионам, вовлекая в процесс пропаганды идей, которые актуальны в экологическом движении, все новых и новых участников.

 

Я думаю, что это можно сделать в кратчайшие сроки. Например, ко-

миссия Общественной палаты РФ по вопросам развития гражданского

общества проводит общественные слушания по вопросу развития молодёжного движения. В их работе могли бы принять участие члены комиссии по экологической политике и охране окружающей среды, эксперты неправительственных экологических НПО. На этих слушаниях может проходить рабочее обсуждение перспективного плана работы.

Важно, убедиться, нет ли иллюзий по поводу необходимости создания каких-то новых организаций. Кто-нибудь, пытается создавать молодёжные

структуры. Такие эфемеры существуют до тех пор, пока существует финансирование, есть заказчик. Надеюсь, что мы пойдём правильной дорогой, используя, те ресурсы, которые уже существуют и доказали свою жизнеспособность. В этом процессе надо отказаться от порочной практики использования молодёжных организаций. Наша задача — сделать их своими

союзниками молодежь [ 20].

В Казахстане существует Республиканский штаб молодежных трудовых отрядов "Жасыл Ел». Полное наименование организации: Республиканский штаб молодежных трудовых отрядов «Жасыл ел».

По инициативе Главы государства в 2005 году в Республике Казахстан была широко развернута программа «Жасыл Ел».

В целях координации и  реализации программы был создан Республиканский штаб молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел», в 14 областях республики и в городах Алматы и Астана начали работу региональные штабы «Жасыл Ел», которые успешно работают уже шестой год.

По итогам пяти лет,  число бойцов отрядов «Жасыл Ел» по всей республике составило более 114 тыс. человек. Отрядами «Жасыл Ел» высажено более 28 млн. деревьев, проведены работы по расчистке горельников, посадке саженцев в парках, вдоль железных и автомобильных дорог. По всей стране благоустраивались парки и скверы на территории общей площадью 42 тыс. га. Кроме того,  в течение пяти лет озеленители участвовали в крупномасштабных экологических акциях, таких как: «Таза Әлем», «Мое именное дерево», «Жасыл күн», «Менің жасыл қалам», «Зеленый сад — чистый город», «Ел болашағы тазалықта».

Ежегодно филиалами «Жасыл Ел» под руководством республиканского штаба проводятся крупномасштабные мероприятия по популяризации молодежной инициативы «Жасыл ел». Стало традицией широко праздновать День рожденье «Жасыл Ел», открытие трудового сезона, проводить турниры КВН, летние дискотеки и другие досуговые мероприятия для молодежи.

Наши бойцы выступают за здоровый образ жизни, участвуют в республиканских акциях против наркотиков, в турнирах по футболу, боулингу, бильярду, шахматам, а также в Спартакиадах и в «Веселых стартах».

В течение пяти лет реализация программы «Жасыл Ел» активно освещалась республиканскими и региональными средствами массовой информации. Было опубликовано более 2500 статей, а также широко освещались в СМИ различные интервью, фильмы, видеоролики и другие материалы о реализации национальной программы.

За пять лет в ряды «Жасыл Ел» вступили студенты и учащиеся, сотен высших и средних учебных заведений Казахстана.

Помимо основной деятельности бойцы «Жасыл Ел» проявляют свою жизненную и общественную позицию, активно участвуя в республиканских, областных и общегородских мероприятиях.

Во исполнение поручения министра образования и науки РК Туймебаева Ж.К. в 2008 году под эгидой «Жасыл Ел» объединились все молодежные трудовые отряды (включая студенческие строительные отряды).

   В рамках реализации национальной программы,  планируется развитие новых направлений деятельности МТО «Жасыл ел» — железнодорожные, педагогические, экологические отряды и др.

В свете современных идей дальнейшего развития экономики казахстанской молодежи хотелось бы принять участие не только на напряженных сезонных участках, но и внести свой вклад в создание природоохранной структуры.

«Жасыл Мунай» — идея не только созвучная нашему движению, это идея, которую поддержит вся молодежь страны. Мы видим наше участие в строительстве современных энергосберегающих объектов на селе и в городе: установке ветряных генераторов, солнечных батарей, энергоустановок на биотопливе — все эти известные альтернативные технологии должны быть построены с участием активного подрастающего поколения нашей Республики.

Забота о настоящем и строительство основ здорового и чистого будущего — это мощная идеологическая позиция, несущая серьезную воспитательную функцию.

Программа «Жасыл Ел» нацелена на воспитание нового поколения молодых граждан республики, ответственных не только за озеленение страны, но и за будущее процветание нашего общего дома — Казахстана [21].

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
          Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.

Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознания того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательный влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей па природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь. Исследуемая проблема широка, она ставится не впервые. В развитие теории нравственного воспитания в процессе общения с природой большую лепту внесли известные деятели педагогической науки и просвещения К.Д.Ушинский, В.Г.Огородников, В.А.Сухомлинский и др. 
        Сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни. И прежде всего, конечно, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности: в производстве, быту, в воспитании и обучении. Экологическая проблема обладает рядом таких особенностей, которые очень важно учитывать в процессе экологического воспитания и просвещения людей.Главная же проблема, которую решить просто необходимо, - это воздействие на сознание люден, чтобы произошел наконец переход от упрощенного, метафизического понимания проблемы взаимодействия общества и природы к более адекватному (современному) пониманию. 
     Экологическое сознание в развитом виде формируется на основе познания людьми законов целостности природной среды и тех законов, которые должны обусловить человеческую деятельность в целях сохранения жизнепригодного состояния природы.

Понятно, что стихийно подобные знания не могут стать достоянием человека даже в том случае, если он располагает высоким уровнем воспитания и культуры.

Тут необходима специальная подготовка, соответствующая индивидуальным особенностям. 
         Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения, воспитания, развития. Критерием сформированного ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, преподаватель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.  
          Воспитание личности будущего специалиста является наряду с обучением важнейшей функцией системы высшего образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Федотова Л.А. Экологическое образование и воспитание студентов // Вестник КАСУ (online версия журнала).
  2. Белоусова О.А. Некоторые аспекты воспитания экологической культуры будущего специалиста.
  3. Фицула М.М. Педагогика., – К.: Академвидав, 2007.
  4. adilet.zan.kz/rus/docs/U030001241
  5. Тюмасева, З.И. На пути от обучения экологии к экологическому образованию / З.И. Тюмасева, В.А. Сластенин, В.В. Зотов // Педагогическое образование и наука. - 2004
  6. Педагогика высшей школы., З.Н.Курлянд, Р.И.Хмелюк, А.В.Семенова. – К.: Знания, 2005.
  7. Назарова Н.С. Охрана окружающей среды и экологическое воспитание студентов. – М.: Высшей школы., 1989
  8. Кузьминский А.Л. Педагогика высшей школы., – К.: Знання, 2005.
  9. Педагогика высшей школы: Учебное пособие/ Р.С. Пионова. – Мн.: Высшей школы., 2005.
  10. Носач В.Е. Педагогическая школа Петра Васильевича Плотникова. - Д., 2006.
  11. Сахно А.В. Экологическое воспитание учащихся. – Мн.: Красико-Принт, 2005.
  12. Гаврилов А.В., Гаврилова Л.А. Дидактические принципы экологического образования студентов в высшей школе // Материалы III Междунар. научно-практ. конф. «Профессиональное образование на рубеже тысячелетий: непрерывность и интеграция – состояние, проблемы и перспективы развития». Ч. I. (Минск, апрель, 1999). // Интернет-журнал «Ecologylife.ru».
  13. Каиров И.А. Нравственное развитие в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.
  14. Жевлаков Э.Н. Экологические преступления (уголовно-правовой и криминологический аспекты). М, 2002.
  15. Шлыкова О. В. Статья «Формирование экологической культуры

студентов».- М.

  1. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990.
  2. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения. - М.: Просвещение, 1990.
  3. Клепинина З.А., Мельчаков Л.Ф. Природоведение. Учебник для 2 и 3 классов. - М.: Просвещение, 1987.
  4. Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  5. Захаров В.М.Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения.,М-2008
  6. http://www.zhastar.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=19&Itemid=31&lang=ru

 

 

 

 


Информация о работе Экологическое направления молодежного движения