Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:41, реферат
Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего детства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5—7 классы) и третьем (8—9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов
Также методами воспитательной
работы могут выступать:
Устное изложение материала уч
Беседа как метод воспитания. Суть
метода в том, что учитель с помощью умело
поставленных вопросов побуждает учащихся
к активному воспроизведению изложенного
материала с целью его более глубокого
осмысления и усвоения, эстетического
восприятия окружающей жизни и искусства.Во время беседы учитель, опираясь
на имеющиеся у учащихся знания и практический
опыт и пользуясь вопросами, подводит
учащихся к пониманию и усвоению новых
знаний.
Это вопросно-ответный метод
воспитания, применяемый на всех этапах
процесса воспитания. Виды бесед для сообщения
новых знаний, для закрепления знаний,
а также для повторения пройденного материала.
Беседа - весьма сложный метод, необходима
весьма тщательная подготовка, вопросы
и ответы должны быть четкими, краткими,
понятными, полными.
В ходе беседы могут планироваться
дискуссии, диспуты. Они требуют еще большей
подготовки, чем беседа.
- Конференции, круглые столы.
- Просмотр кинофильмов, проведение фестивалей рисованных фильмов .
- Олимпиады по экологии.
- Экскурсии, походы.
- Выставки. Работы местных художников, показ поделок из природного
материала, тематические выставки.
- Встречи с экологами.
В заключение
хотелось бы привести некоторые методы, которые
I. Исходные методы:
II. Ведущие методы:
2. 4 Принципы
и педагогические требования экологического
воспитания студентов ВУЗов
Объем современных экологических
знаний очень велик и постоянно возрастает.
Важным условием прочного усвоения студентами
экологических понятий, законов и закономерностей,
понимания происходящих явлений в природе
является проецирование основных дидактических
принципов на процесс экологического
образования и воспитания[12].
Принципы воспитания в высшей
школе - это основные, исходные положения,
идеи, которые определяют процесс воспитания
студентов, его направление, содержание,
выбор методов, форм.
А. В. Гаврилов, Л. А. Гаврилова выделяют такие принципы:
Исходные принципы обеспечивают
реализацию единых требований к уровню
профессиональной компетентности будущих
специалистов, которые определяются в
образовательных стандартах на каждую
учебную специальность [12].
Целостная гуманистическая
система принципов воспитания студентов
включает:
- целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса;
- гармонизацию общечеловеческих и национальных ценностей;
- гармонизацию личных и общественных интересов;
- связь воспитания с жизнью, современным
уровнем социально-политического и культурного
развития общества;
- воспитание личности в коллективе;
- природосообразность воспитания;
- уважение личности студента;
- воспитание в процессе деятельности и общения [13].
А.Л.Кузьминский озвучивает принципы
Особого внимания заслуживает принцип природосообразности или природосоответствия, который принадлежит Я.А.Каменскому. Он считал, что человек - это часть природы, которая живёт по её законам.
Педагогические требования
Как известно, воспитание в
широком смысле слова - это процесс и результат
развития личности под воздействием целенаправленного
обучения и воспитания. Обучение же - это
процесс взаимодействия учителя и учащегося,
в ходе которого осуществляется образование
человека.
Среди педагогических требований
к экологическому воспитанию нужно выделить:
- доступность и посильность;
- общественную полезность;
- творческий характер;
- коллективный характер экологической деятельности;
- активность и самостоятельную инициативу учащихся.
Так как доступность и посильность определяются возрастными особенностями
воспитанника, накопленными прежде знаниями,
зависят от индивидуальных особенностей
и организации учебного процесса, необходимо
рассмотреть особенности студенческого
возраста. Классическое правило реализации
этого требования (Я.А.Коменский) - от легкого
к трудному, от известного к неизвестному,
от простому к сложному.
Поэтому экологическое воспитание
необходимо начинать с раннего детского
возраста и продолжать в течение всего
воспитательного процесса. В этом случае
экологическое сознание воспитанника
будет постоянно развиваться, а эффективность
экологического воспитания - умножаться.
Экологическое воспитание - непрерывный
процесс, который осуществляется на протяжении
всей жизни человека. Научно-техническое
развитие идет вперед, и даже взрослому
человеку необходимо совершенствовать
свои знания в вопросах экологии современного
производства и хозяйственной деятельности
[6].
Экологическое воспитание, в частности,
не должно иметь стихийного характера.
Знания, полученные в школе по природоведению,
географии, биологии, химии, физике, должны
активно использоваться в процессе экологического
воспитания студентов. Обычно студент
обладает достаточным запасом экологической
информации.
Педагог не должен начинать
воспитание с чистого листа, он должен
освежить имеющиеся знания и строить процесс
дальше, постепенно усложняя материал
и форму его подачи.
Всякое хорошее начинание на
словах должно подкрепляться общественно
полезным делом на практике. Теоретическую
экологическую подготовку следует дополнять
практической природоохранной деятельностью.
Не вызывает сомнения общественная полезность
таких мероприятий, как очистка и облагораживание
территорий, посадка зеленых насаждений,
сбор мусора [11].
3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
В настоящее время созрела необходимость развивать совместное сотрудничество экологического и молодежного движения. И такая возможность реально существует. Ресурсы этих двух секторов гражданского общества могут значительно дополнять друг друга. Сейчас в Казахстане существует широкий спектр молодёжных организаций. Но, по большому счёту, в их работе отсутствует серьёзная экологическая составляющая. Конечно, есть региональные, местные организации, которые занимаются проблемами охраны окружающей среды. Но, я считаю, что, в целом, говорить о существовании в Казахстане мощного молодёжного экологического движения преждевременно. Оно еще не сформировалось.
Информация о работе Экологическое направления молодежного движения