Экологическое направления молодежного движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 18:41, реферат

Краткое описание

Экологическое воспитание человека следует начинать с раннего детства. У младших школьников оно призвано формировать первые представление об окружающем мире, живую и неживую природу, отношение к природе, которая оказывается в конкретном поведении на эмоциональном уровне. На втором (5—7 классы) и третьем (8—9 классы) этапах происходит нагромождение знаний о естественных объектах, закономерности развития и функционирования биологических систем, формирования навыков анализа и прогнозирования несложных экологических ситуаций, закрепления нормативных правил поведения, в окружающей среде. В этот период углубляются и расширяются знания о явлениях и законах природы, причинах экологического кризиса, а также о путях сохранения естественных комплексов

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 87.89 Кб (Скачать файл)
    • методы формирования сознания:
      • убеждение
      • упражнение
      • пример
    • методы формирования положительного опыта поведения в процессе жизнедеятельности (рефлексивные методы): 
      • переживание
      • самоанализ
      • осознание
    • методы поощрения и наказания (тренинго - игровые методы):

 

      • деловые игры
      • тренинги и др.

 
Также методами воспитательной работы могут выступать: 

 Устное изложение материала учителем как метод обучения. К нему относятся: рассказ .объяснение, школьная лекция, беседа. Их называют вербальными (устные, словесные). Рассказ и объяснение - наиболее распространенные. Это последовательное изложение изучаемого материала. Школьная лекция - изложение более сложного, обширного материала. Рассказ, объяснение, лекция - монологические или сообщающие методы. Беседа - диалогический метод [2].

 Беседа как метод воспитания. Суть метода в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, эстетического восприятия окружающей жизни и искусства.Во время беседы учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт и пользуясь вопросами, подводит учащихся к пониманию и усвоению новых знаний. 

 Это вопросно-ответный метод воспитания, применяемый на всех этапах процесса воспитания. Виды бесед для сообщения новых знаний, для закрепления знаний, а также для повторения пройденного материала. Беседа - весьма сложный метод, необходима весьма тщательная подготовка, вопросы и ответы должны быть четкими, краткими, понятными, полными. 
         В ходе беседы могут планироваться дискуссии, диспуты. Они требуют еще большей подготовки, чем беседа.

- Конференции, круглые столы.

- Просмотр кинофильмов, проведение фестивалей рисованных фильмов .

- Олимпиады по экологии.

- Экскурсии, походы.

- Выставки. Работы местных художников, показ поделок из природного

материала, тематические выставки.

- Встречи с экологами. 

 

       В заключение хотелось бы привести некоторые методы, которые используются в процессе воспитания средствами действительности (труда, природы, учебно-познавательной деятельности, окружающей среды, педагогического общения). 
 
I. Исходные методы:

    • методы диагностики, с помощью которых определяется уровень эстетической культуры, эстетического опыта, отдельных эстетических качеств личности: анкетирование, интервью, составление независимых характеристик, педагогические консилиумы и т. д.;
    • методы целевой ориентации: постановка конкретных целей и задач эстетического воспитания на каждом этапе образования с учетом индивидуальных особенностей учащихся;
    • методы планирования: включение в общий план воспитательной работы обязательного раздела по эстетическому воспитанию.

II. Ведущие методы:

  • самообслуживание в целях создания эстетически выразительной 
    учебной и бытовой среды;
  • методы убеждения: рассказ, беседа, лекция, консультации по проблемам эстетики, искусства, личный пример учителя, конференции;
  • художественная самодеятельность учащихся, встречи с художниками, композиторами, писателями.
  • Методы коррекции: творческие конкурсы, художественно-творческие выставки, диспуты. Формы контроля: творческие отчеты, экзамены, поощрения за успехи в творческой художественной деятельности.
  • Методы самоорганизации: ученическое самоуправление или соуправление в творческих коллективах, объединениях, клубах; взаимное просвещение в области эстетического; создание положительного эмоционального климата в классе, школе, творческих самодеятельных коллективах; внесение эстетического аспекта в отношения с учащимися [8].

 

 

 2. 4 Принципы и педагогические требования экологического воспитания студентов ВУЗов 

        Объем современных экологических знаний очень велик и постоянно возрастает. Важным условием прочного усвоения студентами экологических понятий, законов и закономерностей, понимания происходящих явлений в природе является проецирование основных дидактических принципов на процесс экологического образования и воспитания[12]. 
         Принципы воспитания в высшей школе - это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направление, содержание, выбор методов, форм. 
         А. В. Гаврилов, Л. А. Гаврилова выделяют такие принципы:

  • Принцип научности (научное обоснование изучаемых природных явлений, законов, закономерностей, позволяющее студентам познавать их сущность; предусматривает соответствие содержания изучаемого курса (в данном случае – экологии) уровню развития этой науки в данный исторический период). Научность учебного материала обязывает включать в его содержание строго проверенные и установленные наукой факты. 

 

  • Принцип гуманизации (предполагает обращенность к личности студента, обеспечение условий для обучения, воспитания и развития в соответствии с его интересами, способностями и возможностями).

 

  • Принцип системности и доступности. При разработке учебных планов и программ системность предполагает использование предметно-цикловой структуры, на основе которой строится содержание экологического образовании я как логической системы формируемых знаний, умений и навыков. Доступность в отборе и построении учебного материала требует, чтобы изучаемый материал по своему содержанию, объему и методам преподавания соответствовал возрасту студентов, уровню их подготовленности и познавательным возможностям обучаемых. 

 

 

  • Принцип гибкости: реализация принципа должна обеспечивать реальную возможность оптимального учета специфики региона, природных ресурсов, отличительных особенностей конкретного учебного заведения, возможность изменения содержания экологического образования в зависимости от изменяющихся условий. 

 

  • Принцип единства и взаимосвязи общего, политехнического и экологического образования (предусматривает такую структуру учебных планов и программ, которая обеспечивала бы оптимальность реализации межпредметных и межцикловых связей, оптимальное соотношение общего, профессионального и экологического образования, органическую связь теоретического и практического обучения). 
  • Принцип деятельной направленности экологического образования (предполагает непосредственную связь требований к знаниям и умениям обучаемых с содержанием их деятельности, понимания важности формирования не только экологических знаний, но и способностей к активной деятельности в сложно-прогнозируемых и изменяющихся условиях окружающей среды). 

 

  • Принцип унификации (принцип предполагает использование модели учебного плана для различных вариантов экологического обучения, использование единого типового плана на  учебную специальность; расширение возможностей использования типовых учебных программ по экологическому воспитанию для нескольких учебных специальностей). 

 
       Исходные принципы обеспечивают реализацию единых требований к уровню профессиональной компетентности будущих специалистов, которые определяются в образовательных стандартах на каждую учебную специальность [12]. 
      Целостная гуманистическая система принципов воспитания студентов включает:

- целенаправленность и идейность всего воспитательного процесса;

- гармонизацию общечеловеческих и национальных ценностей;

- гармонизацию личных и общественных интересов;

 
- связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического и культурного развития общества;

- воспитание личности в коллективе;

- природосообразность воспитания;

- уважение личности студента;

- воспитание в процессе деятельности и общения [13].

А.Л.Кузьминский озвучивает принципы воспитания студентов на основе Концепции национального воспитания:

  • Принцип народности (единство общечеловеческих и национальных ценностей, обеспечение национальной направленности воспитания, уважительное отношение к национальным достижениям). 

 

  • Принцип демократичности (преодоление авторитарного стиля воспитания, обеспечение сотрудничества воспитателей и воспитанников, воспитание личности как высшей природной и социальной ценности).
  • Принцип природосоответствия.

 

  • Принцип гуманизации (воспитание у молодежи чувства гуманизма, милосердия, благотворительности, создание оптимальных условий для интеллектуального и социального развития каждого воспитанника).
  • Принцип непрерывности (воспитание - многогранный процесс, не ограничивающийся ни возрастными, ни временными рамками, природная и социальная среда, деятельность личности так или иначе влияют на формирование некоторых качеств).
  • Принцип индивидуализации и дифференциации.
  • Принцип единства воспитания и жизнедеятельности.
  • Принцип этнизации.
  • Принцип последовательности и систематичности (постепенное расширение системы требований к деятельности, определенное влияние на личность с учетом ее возрастных возможностей и развития).
  • Принцип культуросоответствия [8].

 

           Особого внимания заслуживает принцип природосообразности или природосоответствия, который принадлежит Я.А.Каменскому. Он считал, что человек - это часть природы, которая живёт по её законам.

          Педагогические требования экологического воспитания включает в себя систему норм, которые вытекают из ценностных ориентации. Система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. 
         Как известно, воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. 
         Среди педагогических требований к экологическому воспитанию нужно выделить:

- доступность и посильность;

- общественную полезность;

- творческий характер;

- коллективный характер экологической деятельности;

- активность и самостоятельную инициативу учащихся.

         Так как доступность и посильность определяются возрастными особенностями воспитанника, накопленными прежде знаниями, зависят от индивидуальных особенностей и организации учебного процесса, необходимо рассмотреть особенности студенческого возраста. Классическое правило реализации этого требования (Я.А.Коменский) - от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простому к сложному. 
         Поэтому экологическое воспитание необходимо начинать с раннего детского возраста и продолжать в течение всего воспитательного процесса. В этом случае экологическое сознание воспитанника будет постоянно развиваться, а эффективность экологического воспитания - умножаться. Экологическое воспитание - непрерывный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Научно-техническое развитие идет вперед, и даже взрослому человеку необходимо совершенствовать свои знания в вопросах экологии современного производства и хозяйственной деятельности [6]. 
 
         Экологическое воспитание, в частности, не должно иметь стихийного характера. Знания, полученные в школе по природоведению, географии, биологии, химии, физике, должны активно использоваться в процессе экологического воспитания студентов. Обычно студент обладает достаточным запасом экологической информации. 
         Педагог не должен начинать воспитание с чистого листа, он должен освежить имеющиеся знания и строить процесс дальше, постепенно усложняя материал и форму его подачи. 
        Всякое хорошее начинание на словах должно подкрепляться общественно полезным делом на практике. Теоретическую экологическую подготовку следует дополнять практической природоохранной деятельностью. Не вызывает сомнения общественная полезность таких мероприятий, как очистка и облагораживание территорий, посадка зеленых насаждений, сбор мусора [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

В настоящее время созрела необходимость развивать совместное сотрудничество экологического и молодежного движения. И такая возможность реально существует. Ресурсы этих двух секторов гражданского общества могут значительно дополнять друг друга. Сейчас в Казахстане существует широкий спектр молодёжных организаций. Но, по большому счёту, в их работе отсутствует серьёзная экологическая составляющая. Конечно, есть региональные, местные организации, которые занимаются проблемами охраны окружающей среды. Но, я считаю, что, в целом, говорить о существовании в Казахстане мощного молодёжного экологического движения преждевременно. Оно еще не сформировалось.

Информация о работе Экологическое направления молодежного движения