Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 18:06, курсовая работа
Предпосылки создания системы экологического страхования.
Федеральное и региональное законодательство в области экологического страхования.
Зарубежный опыт в страховании ответственности за ущерб, причиненный загрязнением окружающей среды.
Теоретические и прикладные аспекты экологического страхования.
Функционирование системы экологического страхования на региональном уровне.
Права и обязанности сторон в экологическом страховании.
Расчет тарифных ставок по страхованию риска загрязнения окружающей среды
лабораторий
биологических методов борьбы с
вредителями и болезнями
мероприятий;
участие в финансировании мероприятий
по совершенствованию
сооружений, фильтров на предприятиях с вредными выбросами, других природоохранных объектов;
газопроводов;
мер по охране здоровья населения и снижения травматизма (профосмотр, прививки, вакцинация);
совершенствования методов охраны окружающей природной среды; участие в оплате расходов по найму транспорта (наземного, воздушного, водного), используемого для организации мероприятий по ликвидации последствий аварийного загрязнения окружающей природной среды;
соответствии с определенными нормативными актами. Рассмотрим некоторые общие вопросы экологического страхования. Страховым случаем при страховании риска загрязнения окружающей среды является экологическая авария. При проведении экологического страхования не относятся к страховым случаи:
Большое значение при осуществлении экологического страхования имеет проблема оценки убытков, причиняемых в результате загрязнения окружающей среды. В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации дана следующая формулировка: «Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило впоследствии этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы». Конкретизируя данное определение, д.э.н. Г.А. Моткин дает следующую трактовку убытков, причиненных аварийным загрязнением окружающей среды: «Убытками в экологическом страховании считаются потери, обусловленные аварийным поступлением в окружающую среду от одного источника определенного количества вредного вещества и образованием у конкретных реципиентов негативных эффектов». В результате загрязнения окружающей среды может быть причинен вред здоровью населения, объектам жилищно-коммунального хозяйства, основным фондам промышленности, сельскохозяйственным угодьям, лесному и рыболовному хозяйствам, рекреационным ресурсам.
Страховое возмещение выплачивается
в размерах, предусмотренных
действующим гражданским
В то же время страховые компании, как правило, не возмещают следующие виды убытков:
Расчет величины убытков от аварийного загрязнения окружающей среды следует осуществлять с учетом существующих нормативных методик и подходов, разработанных О.Ф. Балацким, К.Г. Гофманом, А.А. Гусевым, Л.В. Дунаевским.
Существенное
значение при проведении экологического
страхования имеет вопрос о том,
на какой срок после наступления
страхового события распространяется
ответственность страховщика. Практика
показывает, что в некоторых случаях
последствия экологических
Существуют
две формы осуществления
Система
обязательного экологического страхования
является более жесткой, нежели добровольного.
Обязательное страхование осуществляется
в силу закона, определяющего условия
и порядок проведения данного
вида страхования Необходимым
Большое число
одновременно происходящих страховых
событий с тяжелыми экологическими
последствиями может
Перестрахование является системой экономических отношений, в процессе которых страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля договоров страхования, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.
В качестве перестраховщиков
могут выступать как отдельные
страховые и перестраховочные компании,
так и крупные перестраховочные
пулы. Участники таких пулов по
соглашению между собой передают
в пул все подлежащие перестрахованию
риски сверх сумм собственного удержания
по всему страховому портфелю, по отдельным
видам страхования или по особо
опасным рискам. При этом они исходят
из своих финансовых возможностей возместить
вероятный ущерб при
Кроме создания
эффективной отечественной
До недавнего времени в нашей стране экологическое страхование практически не применялось. Только «Ингосстрах» заключал договоры по страхованию ответственности судовладельцев за утечку нефтепродуктов из танкеров и загрязнение ими вод и побережья. Тем не менее в ноябре - декабре 1992 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ совместно с Российской государственной страховой компанией было разработано и утверждено «Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации», на основании которого в настоящее время идет процесс внедрения добровольного экологического страхования. В Типовом положении содержится следующая информация: объекты страхования и характеристика страхового события, порядок и форма заключения договора страхования, уплата страховых платежей, сроки действия договора, страховая оценка, тарифные ставки, лимиты ответственности, франшиза, страховое возмещение, страховая защита, права и обязанности страховщика и страхователя, условия прекращения договора страхования, превентивные мероприятия, льготы и санкции для страховщиков и страхователей, порядок выплаты страхового возмещения, требования, вытекающие из договора страхования.
В целях усиления роли экологического страхования в прогнозировании, предотвращении и ликвидации последствий аварийного загрязнения окружающей среды Минприроды России было организовано проведение эксперимента по развитию экологического страхования. Эксперимент проводился в соответствии с «Положением о порядке проведения эксперимента по развитию экологического страхования», утвержденным приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233 на базе Краснодарского края, Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Пермской, Ярославской областей, г.г. Санкт-Петербурга, Саратова, Кирова, Электростали.
Среди основных задач эксперимента можно выделить:
предприятий и производств, определении ставок и способов уплаты страховых взносов и организации превентивных природоохранных работ.
В регионах, участвующих в эксперименте, страховые организации, имеющие лицензию Росстрахнадзора на проведение экологического страхования, по согласованию с территориальными природоохранными органами могли подготавливать и выносить на утверждение администраций регионов документы, определяющие порядок проведения эксперимента в регионе (включая перечень предприятий и производств, участвующих в региональной системе экологического страхования).
В эксперименте участвовали ряд страховых компаний: «Мегус», «АСКО - Москва», «Энергогарант», «РОСНО», «Полис» (Киров), «Эко-Сфинкс» (Санкт-Петербург) и другие. При содействии территориальных природоохранных органов были созданы специализированные страховые организации: Ивановский и Нижегородский фонды экологического страхования, Волгоградский центр экологического страхования, Саратовский страховой фонд экологической безопасности.
При проведении эксперимента был разработан
ряд нормативных актов