Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа
Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.
Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81
- выполнения всех своих международных финансовых обязательства;
- сбалансированности федерального бюджета;
- постепенного снижения инфляции;
- стабилизации валютного курса рубля;
- использования совокупности финансовых и административных инструментов для этих целей.
Проведению подобного курса способствовали:
- накопленный опыт и знания;
- повышение мировых цен на экспортное сырье, и, соответственно, увеличение валюты в стране;
- резкое снижение курса национальной валюты в результате дефолта, что стало причиной дополнительного роста экспорта;
- снижение импорта привело к оживлению реального сектора экономики;
- дискредитация политики
неограниченных
- на проведение валютных операций был введен ряд ограничений.
Ориентация денежно-кредитной политики Банка России после дефолта изменилась в сторону поддержания финансовой стабильности и формирования предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России способствовал снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.
В результате денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, золотовалютные резервы РФ увеличились до 182 млрд. долл. в январе 2006 года, а затем до 600 млрд. долл. к началу кризиса 2009 г. (с 12 млрд. долл. в 1998г.), стабилизировался обменный курс.
С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена международная отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам.
В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).
Банк России совершенствует методы банковского регулирования и надзора в направлении развития риск - ориентированного банковского надзора. Он разработал и внедрил ряд документов, ограничивающих возможности фиктивной капитализации банков.
В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования частных вкладов в коммерческих банках.
В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 % всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях РФ.
Вместе с тем, не решены были следующие важнейшие проблемы, находящиеся в компетенции Банка России.
1. Сохранялась высокая инфляция, ее темпы прироста в 2003-05 гг. составили 11-12%.
2. Сохранялся высокий уровень оттока капитала из страны.
3. Золотовалютные резервы хранятся за рубежом и работают на экономики других стран.
4. Инвестиционные кредиты
в рублях невыгодны для
Несмотря на то, что финансовая система России в 1990-е — 2000-е гг. постепенно становилась типичным развивающимся рынком, она демонстрировала экстремально высокие колебания в ликвидности, капитализации, проценте, валютном курсе, покупательной способности рубля. Кроме того, финансовая система сохранила значительные деформации во взаимодействии бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, приводившие к росту системных рисков и возникновению ограничительных условий для экономического роста в России.
Существенное ухудшение с августа 2008 года ситуации на мировых
финансовых рынках обусловило масштабный отток капитала из России, как и из других стран с развивающимися рынками. Значительная переоценка рисков участниками, как на международных, так и на внутреннем финансовых рынках стала причиной ужесточения условий заимствований для российских кредитных и нефинансовых организаций, а также ухудшения функционирования финансового и фондового рынков страны. Затруднение привлечения средств на рынке межбанковских кредитов (в том числе формирование цепочек неплатежей по операциям междилерского РЕПО) в совокупности с критическим ухудшением ситуации на рынке ценных бумаг (резкое снижение котировок акций и облигаций российских эмитентов и основных фондовых индексов, приостановка торгов на российских биржах) нарушило нормальное функционирование рыночного механизма перераспределения ликвидности, следствием чего стало формирование дефицита банковской ликвидности и резкое повышение спроса кредитных организаций на рефинансирование со стороны Банка России.
Данные факторы определили необходимость для Банка России повысить приоритет выполнения цели по поддержанию финансовой стабильности. Поэтому в сентябре-октябре был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленных на сглаживание для российских кредитных организаций негативных последствий кризисного состояния международных финансовых рынков, в первую очередь на расширение их возможностей по получению ликвидности от Банка России.
В системе эмиссии рублей против валютных поступлений процентный инструментарий центрального банка оказался, в основном, отключенным. Налоговая система не была настроена на то, чтобы поддержать иностранные прямые инвестиции, массовую модернизацию и импорт основных средств, выкачивая тем самым валютную выручку из России. Формировался объемный навес из «горячих денег», заведенных в Россию, превращенных в рубли. В 2008 г. этот навес «обрушился». Началось бегство капиталов. Результат — одно из самых крупных в мире сокращений международных резервов, девальвация рубля.
Сам кризис был не предсказанным (не только в России). Ни один из
российских сценариев денежно-кредитной политики на 2008 г. не предполагал «взлета — жесткого падения» в динамике мировых цен на нефть и газ, металлы, финансовые активы, не видел возможностей реализации системных рисков и масштабного бегства капиталов из России.
В последующий трехлетний период главной целью единой государственной денежно-кредитной политики стало снижение инфляции до 9—10% в 2010 году и 5—7% в 2012 году. При сохранении антиинфляционной направленности денежно-кредитной политики действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени были связаны с минимизацией негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса на российскую экономику и банковский сектор. В этот период Банк России усилил акцент на удержании инфляции на траектории ее последовательного снижения. Для снижения инфляции Банк России использовал все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики.
В посткризисный период денежно-кредитная политика Банка России использует инструменты денежно-кредитного регулирования для сохранения стабильности банковской и платежной систем, в первую очередь, поддерживая достаточный уровень ликвидности в банковском секторе.
В дальнейшем эффективность денежно-кредитной политики будет зависеть от проведения консервативной бюджетной политики при улучшении внутригодовой равномерности расходования бюджетных средств
На ближайшее будущее приоритетной целью денежно-кредитной политики на 2013-2015 гг. является снижение инфляции до запланированного уровня в 4-5%.
1.3 Роль Центрального банка в денежно- кредитной политике
На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Идея центрального банка зародилась в условиях относительно развитых рыночных отношений, когда в нем возникла историческая и экономическая потребность, когда стало ясно, что дальнейшее развитие рынка вообще и финансового рынка в частности без центрального банка как органа государственного контроля и надзора чревато неоправданными потерями. Первые центральные банки возникли более 300 лет назад, им стал шведский Риксбанк (1668 г.). В большинстве западных стран функции центрального банка были закреплены за определенными банками с середины XIX –XX в. Повсеместное распространение и современное значение они получили только в последние десятилетия ХХ в.
Особое место и роль центрального банка в экономической системе
современного государства определяются уровнем и характером развития рыночных отношений. Так в эпоху, когда рынок был стихийным, а денежное обращение – золотомонетным, банки были просто посредниками в осуществлении торговых операций. Обычно выделялся из общего числа банков наиболее крупный для обслуживания нужд правительства. В течение многих веков подобную роль выполняли известные, обладающие значительным состоянием и внушающие доверие конкретные банки. Но в целом в тех исторических условиях банки отличались друг от друга своими размерами, а не специализацией. Даже близость к правительству не делала какой-либо банк центральным в современном понимании. Так, Банк Франции стал единым эмиссионным центром еще в 1848 г., Банк Испании – с 1874 г., Федеральная резервная система США – с 1913 года.
По мере развития денежно-кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, а впоследствии монопольное право выпуска банкнот и проведения общей денежно-кредитной политики в масштабах страны закрепилось за одним банком, который и стал центральным.
Сегодня центральный банк – ключевой элемент финансово-кредитной
системы любого развитого государства. В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже тогда, когда формально не принадлежат государству. Например, в Швейцарском национальном банке государству принадлежит лишь часть капитала, в Банке Японии 55% капитала, в национальном банке Бельгии у государства 50% капитала. Тем не менее, их сущность не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.
В настоящее время центральный банк выступает проводником официальной денежно-кредитной политики, которая совместно с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики. Через денежно-кредитную политику центральный банк воздействует на кредитные институты и создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор центральными банками путей и методов денежно-кредитного регулирования, на предпочтение ими тех или иных инструментов денежной политики.
Центральный банк, реализуя денежно-кредитную политику, влияет на валютный курс, процентные ставки и на общий объем ликвидности банковской системы, а, следовательно, экономики. Решение данных задач поможет стабилизировать экономический рост, удерживать безработицу и инфляцию на низком уровне. Любой центральный банк, отвечая за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты, координирует свою политику с другими государственными органами. Чаще всего денежно-кредитная политика формируется на основе приоритетов
правительства.
Взаимоотношения центрального банка и правительства в проведении
денежно-кредитной политики четко определены. Так как правительство ограничено в своих действиях, то оно не вмешивается в повседневную работу банка, согласовывая с ним только общую макроэкономическую политику.
В России денежно-кредитную политику осуществляет Банк России. Она включает в себя совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей совокупного денежного оборота.
Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 02.12.1990 г. с последующими изменениями и дополнениями. Закон устанавливает степень независимости Центрального банка, т.е. государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Под функциями центрального банка следует понимать объективно обусловленные цели, которые должен преследовать центральный банк. Функции Центрального банка Российской Федерации зафиксированы в законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):
Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России