Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа
Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.
Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81
Ключевыми инструментами рефинансирования Банка России являлись операции РЕПО на сроки 1 день и 1 неделя. Совокупная задолженность по операциям прямого РЕПО увеличилась с 0,5 трлн. рублей в начале года до 1,5 трлн. рублей на 1.10.2012, а средний объем задолженности за данный период составил 0,9 трлн. рублей (0,15 трлн. рублей в среднем в 2011 году).
Лимиты по аукционам прямого РЕПО устанавливались исходя из сопоставления оценок спроса на ликвидность и ее предложения с учетом прогноза автономных факторов формирования ликвидности и сальдо операций Банка России по предоставлению и абсорбированию денежных средств, совершенных в предыдущие дни, со сроками исполнения, приходящимися на текущий год.
Следовательно, в условиях рыночной экономики путем использования перечисленных инструментов и методов воздействия на экономику
достигается повышение или понижение деловой активности.
Для достижения целей эффективного денежно-кредитного регулирования экономики весь инструментарий, находящийся в арсенале Банка России – главного проводника денежной политики, – должен использоваться в комплексе. Перекосы в применении инструментов денежно-кредитной политики, доминирование одного-двух инструментов может привести к нежелательным последствиям в денежно-кредитной сфере: неравномерному развитию различных сегментов финансового рынка, формированию неравных конкурентных условий для различных кредитных организаций, сдерживанию оздоровления денежного оборота страны и др.
К негативным последствиям может привести и неполное использование
потенциальных регулирующих возможностей того или иного инструмента денежно-кредитной политики, применение его в «усеченном», упрощенном
варианте.
Банк России также отдает предпочтение рыночным инструментам денежно-кредитного регулирования, совершенствует механизм их применения, расширяя возможности более гибкого и оперативного воздействия на денежно-кредитную сферу экономики страны.
Гл. 3 Анализ денежно-кредитной
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в2013 году и на
Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции. Инфляционное таргетирование представляет собой денежно-кредитную политику, направленную на поддержание целевого уровня инфляции, при этом основным инструментом является манипулирование учетной процентной ставкой. Инфляционное таргетирование подразумевает плавающий валютный курс, который позволяет удерживать инфляцию на сравнительно низком уровне, в результате повышается доверие к национальной валюте.
Основной целью денежно-кредитной политики станет обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, должна способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.
Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5%.
По результатам денежно-кредитной политики решения Банка России, как и раньше, останутся на ежемесячной основе. Принятие решений будет связано с прогнозом инфляции и оценкой перспективы экономического роста, а также динамики инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Чтобы достичь цели по инфляции, в оценку рисков необходимо включать анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.
Реализация денежно-кредитной политики будет происходить на основе управления процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Банк России, пересматривая ставки по своим инструментам и применяя другие меры денежно-кредитного регулирования, вызывает изменения краткосрочных рыночных ставок. Данные изменения будут влиять через различные каналы трансмиссионного механизма на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.
В последние годы Банк России реализовал комплекс мер, для совершенствования инструментов денежно-кредитной политики, повышения гибкости валютного курса рубля. Кроме того, повысилось управление процентными ставками денежного рынка.
В среднесрочной перспективе Банку России необходимо будет решить важную стратегическую задачу по выстраиванию более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повысить доверие к Банку России как органу, который отвечает за ценовую стабильность, что будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.
Чтобы повысить действенность процентной политики Банку России в предстоящий трехлетний период необходимо продолжить постепенное увеличение гибкости механизма курсообразования и к 2015 году предполагается осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. С переходом на новый режим Банк России прекратит проводить регулярные валютные интервенции для воздействия на динамику курса рубля.
Финансовая стабильность остается основной задачей Банка России в среднесрочной перспективе. Передача сигналов процентной политики в реальный сектор экономики происходит через банковскую систему. Таким образом, нормальное функционирование трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики может быть обеспечено за счет финансовой стабильности. Степень устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества влияет не только на выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и на состояние общего макроэкономического равновесия.
Банк России намерен продолжить совершенствование инструментов мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении финансовой нестабильности вовремя стабилизировать обстановку в денежно-кредитной политике и банковском регулировании и надзоре.
Банк России для поддержки финансовой стабильности намерен уделить больше внимания своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечить прозрачность деятельности кредитных организаций. Реализация этих задач будет осуществляться при помощи развития риск - ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Банк России продолжится использовать дифференцированный режим надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. Для банков имеющих наибольшее значение, учитывая международный опыт и особенности национальной
экономики, будут применены дополнительные механизмы регулирования и контроля.
Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) на достигнутых условиях позволит сохранить конкуренцию в банковской системе и создавать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.
Эффективность по решению задач развития инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости определиться успешностью денежно-кредитной политики. Банка России продолжит развитие рынка производных финансовых инструментов, на котором субъекты экономики получают возможность хеджирования курсовых и процентных рисков, а также формировать современные механизмы регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на отдельных сегментах финансового рынка.
Банк России будет продолжать совершенствование российской национальной платежной системы, от эффективности работы которой зависит действенность мер денежно-кредитного регулирования и развитие внутреннего финансового рынка.
Для успешной реализации единой государственной денежно-кредитной политики, Банк России и Правительство Российской Федерации усилят совместную деятельность. Регулируемые цены и тарифы оказывают большое влияние на темпы роста потребительских цен, что требует принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции.
Состояние государственных финансов также влияет на успешность денежно-кредитной политики. Проводя бюджетную политику, направленную на постепенное сокращение не нефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет способствовать позитивному вкладу в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности. Такая политика будет создавать, необходимые условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики. Банк России намерен продолжить расширение практики по регулярному разъяснению широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, проведение оценок макроэкономической ситуации, послуживших основанием для его решений. Развивая информационное взаимодействие с обществом, Банк России сможет повысить управление инфляционными ожиданиями и создать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.
Банк России разработал три варианта программы денежно-кредитной политики в 2013 - 2015 годах, которые соответствуют разработанным сценариям социально-экономического развития Российской Федерации. За основу сценариев принята различная динамика цен на нефть.
Первый вариант - в 2013 г. среднегодовая цена на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке снизится до 73 долл. США за баррель. ВВП при этом сократится на 0,4%. Инвестиции в основной капитал могут снизится на 2,1%.
Второй вариант - в 2013 г. цена на российскую нефть составит 97 долл. за баррель. ВВП при этом увеличится на 3,7%, инвестиции в основной капитал - на 7,2%.
Третий вариант - цена на нефть сорта "Юралс" в 2013 г. повысится до 121 долл. за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4%, инвестиций в основной капитал - до 7,6%.
В 2014-2015 гг. увеличение объема ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в пределах 2-5%.
В условиях сценарных вариантов функционирования экономики России задачей Правительства Российской Федерации и Банка России будет снижение инфляции в 2013 году до 5 - 6%, в 2014 и 2015 годах - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Базовая инфляция на потребительском рынке будет соответствовать 4,7 - 5,7% в 2013 году,
3,6 - 4,6% в 2014 и 2015 годах.10
В основу расчетов денежной программы на 2013 - 2015 годы были взяты показатели спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозируемой динамики ВВП и других макроэкономических показателей, а также прогноз платежного баланса и параметры проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
По вариантам сценария прогноз темпа прироста денежного агрегата М2 в 2013 году может быть 9 - 18%, в 2014 и 2015 годах - 14 - 19% в год.
Банком России разработано три варианта денежной программы. Основой второго варианта являются макроэкономические показатели, использованные при создании проекта федерального бюджета на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов. Исходя из вариантов программы, прирост денежной базы составит в 2013 году 7 - 14%, в 2014 - 2015 годах - 11 - 14% ежегодно.
Повышение гибкости курсовой политики создаст условия для постепенного перехода к формированию денежного предложения в основном за счет рефинансирования кредитных организаций со стороны Банка России при уменьшении влияния динамики чистых международных резервов (ЧМР). На осуществление денежно-кредитной политики будут влиять показатели исполнения федерального бюджета и меры, принимаемые для повышения равномерности расходования бюджетных средств.
Бюджетная стратегия Российской Федерации в ближайшее время планирует перейти к новым принципам бюджетной политики. В основу формирования объема расходов федерального бюджета будет положена базовая цена на нефть, что приведет к последовательному сокращению расходов по отношению к ВВП в 2013 - 2015 годах. Если нефтяные цены превысят запланированный уровень, то дополнительные доходы направят в Резервный фонд. Данные меры могут привести к ограничению денежного предложения а, следовательно, к достижению целей по инфляции.
Проект бюджета на трехлетний период ожидает, что формирование федерального бюджета пройдет с дефицитом. Основными источниками финансирования бюджета станут государственные заимствования и поступления от приватизации. При этом предполагается увеличение остатков средств Резервного фонда в 2013 - 2015 годах.
Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России