Анализ денежно- кредитной политики Банка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – провести анализ деятельности и роли Центрального Банка РФ в денежно-кредитной политике на всем пути становления банковской системы страны. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть сущность и цели денежно-кредитной политики;
- рассмотреть историю развития денежно-кредитной политики;
- обозначить роль Центрального банка в денежно-кредитной политике;
- определить объекты и субъекты денежно-кредитной политики;
- рассмотреть этапы разработки денежно-кредитной политики;
- определить инструменты и методы денежно-кредитной политики;
- провести анализ денежно- кредитной политики Банка России;
- рассмотреть проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 4
Гл. 1 Теоретические аспекты денежно-кредитной политики……………… 6
Сущность и цели денежно-кредитной политики………………………. 6
История развития денежно-кредитной политики……………………... 9
1. 3 Роль Центрального банка в денежно-кредитной политике …………. 21
Гл. 2 Денежно-кредитная политика Банка России………………………… 27
2.1 Объекты и субъекты денежно-кредитной политики…………………. 27
2.2 Разработка денежно-кредитной политики…………………………….. 33
2.3 Инструменты и методы денежно-кредитной политики Банка России. 36
Гл. 3 Анализ денежно- кредитной политики Банка России……………….. 57
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики в 2013 г. и на период 2014 - 2015 гг……………………………………………………….. 57
3.2 Проблемы денежно- кредитной политики и пути их решения……….. 68
Заключение……………………………………………………………………. 78
Список литературы………………………………………………………….. 81

Вложенные файлы: 1 файл

Denezhno-kreditnaya_politika_Banka_Rossii_1.doc

— 1,005.00 Кб (Скачать файл)

В денежно-кредитной политике очень важно определить размер учетной ставки. Определяя размер учетной ставки необходимо учитывать уровень инфляции в краткосрочном периоде, который оказывает на инфляцию большое влияние. При смягчении или ужесточении денежно-кредитной политики, центральный банк проводит снижение или повышение учетной (процентной) ставки. По различным видам операций банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок, а также проводить процентную политику не фиксируя процентную ставку. Но коммерческие банки, проводя кредитные операции, ориентируются на уровень официальной учетной ставки.

Следовательно, ставка рефинансирования является инструментом денежно-кредитной политики, который Банк России использует для воздействия на ставки межбанковского рынка, на ставки по кредитам и депозитам. Используя процентную политику, Банк России воздействует на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Однако при использовании данного инструмента невозможно точно предсказать результаты денежно-кредитной политики. Поэтому при осуществлении денежно-кредитной политики необходимо различать краткосрочные и долгосрочные периоды. В краткосрочном периоде снижение   ставки   рефинансирования  приводит к  расширению денежного

предложения, в долгосрочном периоде к сдерживанию денежного предложения.

При изменении ставки рефинансирования изменяются проценты за пользование ломбардным кредитом, кредитом "овернайт", операциям РЕПО.

Влияние Банка России на уровень процентных ставок осуществляется главным образом посредством регулирования денежного предложения и мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы. В этих условиях ставка рефинансирования Банка России является для коммерческих банков лишь индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики. В настоящее время ставка рефинансирования Банка России установлена на уровне 8,25%. Динамика ставки рефинансирования показана в Приложении 5. Официальная ставка рефинансирования оказывает опосредствованное влияние на уровень ссудного процента в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продукции), а сверх этой величины – выплачиваются из прибыли. Коммерческие банки, заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться исключительно на ставку рефинансирования Банка России. Устанавливаемые банками процентные ставки по кредитам реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, кредитных рисков, планируемой нормой прибыли, к достижению которой стремится банк.

Устанавливая официальные ставки по своим операциям, Банк России учитывает динамику процентных ставок коммерческих банков, однако величина официальных ставок не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок. Банк России, воздействуя на уровень процентных ставок денежного рынка через свои операции, стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, стимулирующем спрос на заемные средства со стороны реального сектора, снижению инфляции и росту экономики.

Обязательные резервы представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Обязательные резервы являются отчислениями кредитных организаций от объема привлеченных ресурсов в соответствии с принятыми правилами.7 Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Исторически отчисления в централизованный фонд возникли как добровольные взносы и служили страховым резервом банковской системы. Впервые резервы как обязательные вклады банков были использованы в США в 1863 г. задолго до создания Федеральной резервной системы. В соответствии с банковским законодательством норма резервирования для банков Нью-Йорка равнялась 25% вкладов. Резервы депонировались на счетах самих банков.

В Российской Федерации резервный фонд был создан в апреле 1991 г.

В отсутствии дифференциации норм в зависимости от характера привлеченных банками ресурсов, норму резервирования установили на уровне 2%. С января 1992 г. размер обязательных резервов был повышен до 10%, а в апреле впервые были введены дифференцированные нормы резервирования. Динамика нормативов обязательных резервов показана в Приложении 2.

Закон  о ЦБ РФ определил верхний предел резервных требований (20%), а также установил возможность дифференциации резервных требований для различных кредитных организаций.

Размер обязательных резервов, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов (резервные требования), установленные Банком России приведены в Приложении Объем обязательных резервов кредитных организаций, депонированных в Банке России, на 1 марта 2013 г составил 446 661, 8 млн. рублей. Резервные требования показаны в Приложении 1.

Данные резервы коммерческих банков хранятся в Банке России. Политику  резервных  требований Банк России использует как механизм

регулирования общей ликвидности банковской системы и контроля денежных агрегатов, посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Действующий в Российской Федерации механизм обязательного резервирования заключается в депонировании части привлеченных кредитной организацией средств на отдельном счете в Банке России и фактическом их блокировании на этом счете в течение всего периода функционирования банка. При этом обязательные резервы выполняют также и функцию страхового резерва. В случае ликвидации кредитной организации они служат источником погашения обязательств перед вкладчиками и кредиторами. На обязательные резервы, депонируемые кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются.

Действие данного инструмента денежно-кредитной политики состоит в следующем:

- при увеличении нормы  обязательного резерва происходит  сокращение избыточных резервов  коммерческих банков, которые они  могут направить на проведение  ссудных операций. Это приведет  к мультипликационному уменьшению  денежного предложения, так как  изменение норматива обязательных резервов изменит величину депозитного мультипликатора;

- уменьшение нормы обязательных  резервов приводит к мультипликационному  расширению объема предложения  денег.

Банк России, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а, следовательно, на их кредитную политику. Уменьшение Банком России норм резервирования позволяет коммерческим банкам шире использовать сформированные кредитные ресурсы; увеличение им кредитных вложений ведет к росту денежной массы, что в фазе подъема экономики обеспечивает прирост объемов ВВП, а в условиях спада производства стимулирует инфляционные процессы в экономике. При развитии инфляции и нарастании инфляционных ожиданий Банк России проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов обязательных резервов, вынуждая банки сократить объем активных операций и замораживания тем самым объем денежной массы.

Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования устанавливаются Советом директоров Банка России и периодически пересматриваются в соответствии с целями проводимой денежно-кредитной политики.

 Право на использование  механизма усреднения обязательных резервов предоставляется кредитной организации, относящейся к 1 или 2 классификационным группам в соответствии с нормативными актами Банка России (для небанковских кредитных организаций - в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 № 766-У, с изменениями; для банков - в соответствии с Указанием Банка России от 30.04.2008 № 2005-У) и отвечающей следующим критериям на дату представления расчета:

- не имеет недовзноса, неуплаченного штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов;

- выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем   периоде   усреднения (в случае, если кредитная организация

пользовалась правом усреднения);

- не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам Банка России и процентам по ним.

На рисунке 9 представлена группировка кредитных организаций, имеющих право на усреднение в период с 10.02.2013 по 10.03.2013 года.

                                                                                                          Рисунок  9

 На  рисунке 10 представлена группировка кредитных организаций по величине уставного капитала.

                                                                                                                 Рисунок 10

 

Если кредитная организация нарушила нормативы обязательных резервов, то Банк России вправе списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные   кредитными   организациями (взысканные Банком   России в

установленном порядке) зачисляют в доход федерального бюджета.

  Критерием, при котором кредитная организация допускается к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям "валютный своп", другим операциям Банка России) является выполнение обязательных резервных требований.

Данный инструмент в отличие от операций на открытом рынке не является гибким и пригодным для текущего оперативного регулирования рынка ссудных капиталов, т.к. представляет собой дестабилизирующий фактор экономики. Но, по мнению специалистов, это наиболее мощный инструмент монетарной политики. Поэтому, Банк России в последние годы

широко использует этот инструмент.

Наиболее гибким инструментом денежно-кредитной политики центрального банка являются операции на открытом рынке.

Операции на открытом рынке – это операции по купле-продаже Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки.8 Термин "операции на открытом рынке" заимствован из практики функционирования Федеральной резервной системы США.

    Операции по  покупке - продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков, где данные операции являются одним из основных инструментов. Операции на открытом рынке могут быть использованы как для регулирования банковской ликвидности на ежедневной основе (например, в США, Канаде и Австралии), либо  как антикризисный инструмент для осуществления дополнительных вливаний средств в банковский сектор или воздействия на более долгосрочные доходности в сегменте государственных и корпоративных облигаций (в частности, Банком Англии, Банком Японии, ФРС США).

    В практике  Банка России операции по покупке - продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

    Согласно законодательству Банк России осуществляет на рынке покупку и продажу как государственных, так и корпоративных долговых бумаг (акций – только в рамках операций РЕПО). Покупку государственных ценных бумаг Банк России может осуществлять только на вторичном рынке (в целях ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета).

В практике Банка России покупка - продажа корпоративных ценных бумаг использовалась только в рамках операций РЕПО, либо при реализации ценных бумаг, полученных в обеспечение по сделкам РЕПО, при ненадлежащем исполнении контрагентами своих обязательств по второй части сделки.   

Прямые операции по покупке - продаже государственных ценных бумаг без обязательств обратной продажи - выкупа используются  Банком

России нерегулярно.

    Операции по  покупке - продаже государственных ценных бумаг на вторичном рынке могут осуществляться как через секцию государственных ценных бумаг ЗАО ММВБ, так и на внебиржевом рынке. Участниками данных операций могут являться только российские кредитные организации.

Если экономика находится в состоянии спада, то с целью ее оживления

Банк России будет скупать государственные ценные бумаги. Соответственно, будут увеличиваться кредитные возможности коммерческих банков и увеличиваться предложение денег. При этом упадет уровень процентной ставки, в результате чего увеличатся инвестиционные расходы, а соответственно, и совокупный спрос. Как следствие произойдет рост объема производства.

Информация о работе Анализ денежно- кредитной политики Банка России