Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 16:43, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить особенности использования рабочего времени и резервы повышения эффективности управленческого труда примере МОУ «Урлядинская ООШ».
Согласно поставленной цели, в курсовой работе выделены следующие задачи:
Раскрыть понятия «эффективности управленческого труда».
Рассмотреть классификацию факторов, определяющих управленческий труд
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования рабочего времени 5
1.1. Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда» 5
1.2. Классификация факторов, определяющих управленческий труд 9
1.3. Анализ понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры
управленческого труда 12
Глава II. Оптимизация процесса рабочего времени и повышение эффективности труда учителей МОУ Урлядинской ООШ.
2.1. Резервы рабочего времени в МОУ «Урлядинская ООШ» 20
2.2 Анализ работы МО учителей естественно-математического
цикла за 2013-2014 учебный год.
2.3.Пути повышения эффективности труда учителей
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Самоорганизация и самонормирование труда предполагает наличие у работника высокой трудовой культуры и ответственности за результаты труда.
Огромную роль в улучшении организации труда играет установление наиболее целесообразных режимов труда и отдыха. Различают сменный, суточный, недельный и месячный режимы труда и отдыха. Режим труда и отдыха формируют с учетом работоспособности человека, которая изменяется в течение суток, что находит отражение прежде всего в сменном и суточном режимах.
Сменный режим труда и отдыха - режим, при котором определены продолжительность смены, время ее начала и окончания, продолжительность обеденного перерыва, время его начала и окончания, продолжительность и частота общих регламентированных перерывов в работе.
Суточный режим труда и отдыха – режим, включающий число смен (циклов) в сутки; число смен должно быть кратным 24: можно работать в одну, две, три, четыре и шесть смен.
Недельный режим труда и отдыха – режим, предусматривающий различные графики работы, число выходных дней в неделю, работу в выходные и праздничные дни; графики работы предусматривают порядок чередования смен.
Месячный режим труда и отдыха - режим, определяющий число рабочих и нерабочих дней в данном месяце, число работников, уходящих в отпуск, и продолжительность основного и дополнительного отпусков.
Регламентация рабочего времени, режима труда и отдыха осуществляется законодательно нормами Трудового Кодекса Российской Федерации.
Процесс организации труда, однако, нельзя рассматривать в отрыве от изучения содержания качественных характеристик рабочей силы.
В экономической литературе понятие «качество рабочей силы» часто идентифицируется с понятием «человеческий капитал», включающим в себя «знания и навыки, которыми обладает работник и которые приобретены им благодаря образованию и профессиональной подготовке, включая сноровку, приобретаемую с опытом работы». В такой трактовке понятие «человеческий капитал» правильнее соотнести с понятием «квалификация работника», которая является основным компонентом понятия «качество рабочей силы».
При этом специалисты определяют квалификацию работника как совокупность его общего и специального профессионального образования, необходимых знаний, умений, профессиональных навыков и производственного опыта для выполнения в данных организационно-технических условиях конкретных видов работ определенной сложности (разряда). Квалификационные характеристики для рабочего и служащего - это знания и умения по организации, управлению и осуществлению технических процессов [11. C. 32].
Квалификационный уровень – это качество работы (труда), лежащее в основе распределения работников по группам квалификации.
Таким образом, качество рабочей силы – это совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе труда и включающих в себя квалификацию и личностные характеристики работника: его физиологические и социально-психологические особенности (состояние здоровья, умственные способности), а также адаптированность, в том числе гибкость, мобильность, мотивируемость, инновационность, профориентированность и профпригодность.
Глава 2. Оптимизация процесса рабочего времени и повышение эффективности труда учителей МОУ Урлядинской ООШ.
2.1.Характеристика организации
Муниципальное общеобразовательное учреждение Урлядинская основная общеобразовательная школа введена в эксплуатацию 23 февраля 2000 года. Школа размещена в типовом здании на 190 мест, общей площадью 1400 м2, имеется пришкольный участок в 0,5 га.
Школа имеет государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности от 17.12.2008 года и свидетельство о государственной аккредитации от 28.05.2010 года. Муниципальное общеобразовательное учреждение Урлядинская основная общеобразовательная школа реализует спектр образовательных услуг по программам начального общего, основного общего образования.
В 2013-2014 учебном году в школе насчитывалось 9 классов, в которых обучалось около 90 учащихся. Наполняемость классов на протяжении трех последних лет составляет 8-10 человек.
Количество классов по ступеням:
МОУ Урлядинская ООШ расположена по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, п.Урлядинский, ул.Пролетарская д.46
2.1. Использование рабочего времени в МОУ «Урлядинская ООШ»
МОУ Урлядинской ООШ управления в деятельностью образовательным учреждением необходима для качественного и своевременного решения задач, стоящих перед ним. Это достигается выполнением ряда важнейших функций управления, которые определяются как отрасль работы, представляющая собой совокупность решений, действий или, процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению.
Организация управления МОУ обусловливает прежде всего содержательный и коммуникативный аспекты деятельности руководителя школы и его заместителей и положения научной организации их труда. Если содержательная сторона деятельности определяется функциями управления, то коммуникативная – структурой управления ОУ, его штатным расписанием и должностными инструкциями администраторов, педагогов и вспомогательного персонала.
Согласно штатного расписания МОУ «Урлядинская ООШ» с 1 сентября 2010 года персонал ОУ состоит из следующих категорий работников: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе; секретарь; заведующий хозяйственной частью; заведующий складом школьного имущества; заведующий библиотекой; слесарь-сантехник; уборщица помещений; гардеробщица; ночной сторож.
Особой категорией персонала является педагогические работники школы, которые в свою очередь подразделяются на педагогов различных специальностей.
Директор школы организует работу хозяйственного блока системы управления и работу педагогического коллектива. Разделение персонала по категориям работников основано на принципе разделения и специализации труда. Каждая категория работников имеет определенные профессиональные и специальные характеристики, которые отражены в категории тарифного разряда.
В таблице 1. приведен основной состав педагогических работников школы.
Таблица 1
Педагогический состав МОУ «Урлядинская ООШ»
Общее количество педагогов |
14 человек |
из них: |
|
Педагоги |
14 |
Педагоги дополнительного образования |
0 |
Работа педагогического коллектива основана на групповом обучении учащихся. Это продиктовано исключительно учебными задачами и не имеет отношения к вопросам исчисления заработной платы работников.
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогов устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» и составляет 18 часов в неделю.
Система оплаты труда педагогического персонала основана на педагогической нагрузке. В основе расчета количества учебных часов в неделю положена единица учебного времени – урок.
Продолжительность урока определяется в соответствии с порядком, установленным уставом школы. Продолжительность урока – 45 минут.
Заработная плата устанавливается в соответствии с квалификационным разрядом и соответствующей педагогической категории.
При изучении состояния рабочих мест выявлены следующие негативные моменты: учебные классы имеют низкий уровень технической оснащенности учебного процесса, наблюдается изношенность инвентаря.
Эти негативные моменты значительно снижают качество проводимых учебных занятий. Решение данной проблемы возможно при условии согласованных действий директора школы и вышестоящих органов образования. Кроме того, характерной для школы является также проблема обеспечения системами охранной и пожарной безопасности. Правительством Российской Федерации в ряде нормативных актов была поставлена задача существенного укрепления материально-технической базы образовательных учреждений, формирование в системе художественного образования нормативно-правовых и организационной экономических механизмов многоканального финансирования. Для нормальной работы педагогического коллектива необходимо обеспечить его методической литературой.
В школе методическая и нотная литература находится в методическом кабинете и является новейшая и достаточной по количеству. Это помогает возможность изучения педагогами новых направлений в методике обучения. Это также является проблемой, которую следует решать с целью обеспечения методической помощи педагогам школы. Перед педагогами поставлены задачи повышения качества подготовки учащихся, совершенствование методологии образования путем приобщения к созданию новых программ, учебников, пособий по предметам нового поколения учебных планов.
С целью повышения профессионализма и квалификации педагогических работников, а также их морального и материального стимулирования в образовательном учреждении проводится аттестация педагогических работников.
Аттестация – это комплексная оценка уровня квалификации, педагогического и управленческого профессионализма и продуктивности деятельности работников образовательных учреждений.
Целью аттестации являются стимулирование роста уровня квалификации и профессионализма работников образовательных учреждений, повышение продуктивности, качества педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение социальной защиты работников образовательных учреждений в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.
Задачами аттестации являются: управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности, установление соответствия между качеством и оплатой труда педагогического и руководящего работ образовательных учреждений (далее - педагогические руководящие работники) на основе Единой тарифной сетки оплате труда работников бюджетной сферы. Основными принципами аттестации являются открытость и коллегиальность, обеспечение объективного, гуманного, корректного и доброжелательного отношение к педагогическим и руководящим работникам [19, C. 73].
Квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, позволяющий работнику решать профессиональные задачи определенной степени сложности.
Квалификационные категории педагогическим и работникам присваиваются на срок не более 5 лет.
Аттестацию проходят педагогические работники, работы в данном образовательном учреждении не менее одного года, изъявившие желание получить квалификационную категорию, подтвердить или повысить имеющуюся квалификационную категорию.
Педагогическим работникам образовательных учреждений, не изъявившим желание проходить аттестацию на присвоение квалификационной категории, разряды с труда устанавливаются на основе Единой тарифной с зависимости от образования и стажа педагогической работы. Для проведения экспертной оценки уровня квалификации педагогических и руководящих работников и продуктивности их труда приказом руководителей органов управления образованием и образовательного учреждения
Результаты аттестации оформляются протоколом и вносятся в аттестационный лист. Один экземпляр аттестационного листа после завершения аттестации хранится в личном деле педагогического работника.
Оплата труда работника в соответствии с присвоенной квалификационной категорией осуществляется с моментом вынесения аттестационной комиссией соответствующего решения.
Педагогическим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, выдаются удостоверения.
Педагогическим и руководящим работникам, которым по результатам аттестации присвоены квалификационные категории, делается соответствующая запись в трудовой книжке.
Эффективная работа образовательного учреждения во многом зависит от полноты и целесообразности использования фонда рабочего времени. Проведём анализ рабочего времени занятых в образовательном учреждении сотрудников (используя данные таблицы 1):
1. Анализ внутрисменных потерь рабочего времени
Крд = Прд. ф. / Прд. пл = 7,86 / 7,86 = 1
Внутрисменные потери рабочего времени отсутствуют.
где Крд – коэффициент использования продолжительности рабочего дня; Прд. ф., Прд. пл - продолжительность рабочего дня соответственно в отчетном периоде, плановом, час.
2. Анализ целодневных потерь рабочего времени
Кд = Дф / Дпл = 199,8 / 207,8 = 0,962
Кд <1, что свидетельствует об увеличении фактических целодневных потерь рабочего времени.
где: Кд – коэффициент использования числа дней работы; Дф, Дпл - количество дней работы одного рабочего соответственно в отчетном (анализируемом) периоде, базисном или плановом.
3. Оценка эффективности