Анализ использования рабочего времени и резервы повышения эффективности труда учителей в МОУ Урлядинской ООШ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 16:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить особенности использования рабочего времени и резервы повышения эффективности управленческого труда примере МОУ «Урлядинская ООШ».
Согласно поставленной цели, в курсовой работе выделены следующие задачи:
Раскрыть понятия «эффективности управленческого труда».
Рассмотреть классификацию факторов, определяющих управленческий труд

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты использования рабочего времени 5
1.1. Раскрытие понятий «эффективности управленческого труда» 5
1.2. Классификация факторов, определяющих управленческий труд 9
1.3. Анализ понятия «рабочее место» и «трудозатраты» как меры
управленческого труда 12
Глава II. Оптимизация процесса рабочего времени и повышение эффективности труда учителей МОУ Урлядинской ООШ.
2.1. Резервы рабочего времени в МОУ «Урлядинская ООШ» 20
2.2 Анализ работы МО учителей естественно-математического
цикла за 2013-2014 учебный год.
2.3.Пути повышения эффективности труда учителей
Заключение 35
Список использованной литературы 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа2.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

10.Разработка системы промежуточной  и итоговой аттестации обучающихся.

11.Обеспечение пополнения и обновления  базы кабинетов математики и  информатики, в том числе медиатеки  кабинетов, приведение средств обучения, в том числе учебно-наглядных пособий по предмету, в соответствие с современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.

2.3.Пути повышения эффективности  труда учителей

 

Таким образом, проведя анализ использования рабочего времени В МОУ Урлядинской ООШ, мы выявили, что существуют нарушения трудовой дисциплины, невыходы на работу, чрезмерное использование рабочего времени на отдых и личные надобности, бесполезное использование рабочего времени.

На основании выше перечисленных недостатков образовательному учреждению можно предложить:

- разработать программу  технического и специального  оснащения школы;

- разработать систему  рациональной организации труда  директора и заместителя директора  по УВР учетом особенностей  управленческого труда;

Для повышения эффективности работы образовательного учреждения необходимо совершенствовать структуру использования рабочего времени.

Необходимо сократить внутрисменные и целодневные потери рабочего времени:

- ввести организационные мероприятия;

- повысить трудовую дисциплину:

- соблюдать правила техники безопасности;

- проводить мероприятия по охране  труда;

- снизить заболеваемость;

- сократить невыходы с разрешения  администрации до запланированного  уровня;

- сократить невыходы, разрешённые  законом до запланированного  уровня;

- улучшить условия труда руководства и педагогов школы.

Все эти мероприятия будут способствовать снижению потерь рабочего времени.

Рассчитаем экономическую эффективность от введения данных мероприятий:

1. Если мы уменьшим целодневные  потери рабочего времени до  запланированного уровня, то будет отсутствовать увеличение фактических целодневных потерь рабочего времени.

Кд = Дф / Дпл = 199,8 / 199,8 = 1, Кд =1

2. Если мы устраним потери  рабочего времени то:

Крф = (Фф - Пф) / (Фпл - Ппл) = (1944,7) / (2018,9) = 0,963, что на 0,002 повысит эффективность использования рабочего времени.

3. Если мы уменьшим затраты  рабочего времени ПЗ, ОП, ОТЛ, ОБ  до нормативного уровня, то получим:

Топ(ф) + Тпз(ф) + Тоб(ф) + Тотл(н)

Ки = Тсм * 100% =(25+427,23+14,95+12,82) /480* *100%= 100%, что говорит о полной эффективности использования рабочего времени.

Для улучшения условий труда необходимо совершенствование системы и методов труда управленческого аппарата. Данное направление ориентирует на создание технологической основы научной организации труда и его рационализация.

Ежедневно в сфере управления обращается множество организационно-распорядительные, плановых, статистических и других документов. Для их создания и работы с ними зачастую затрачивается много рабочего времени. Облегчить труд руководителя, повысить его производительность и культуру призвана организационная техника. Необходимость широкого использования средств оргтехники возникает также и в связи с переходом к рыночным отношениям, а также увеличением объемов информации, требующей быстрой обработки.

Традиционные приемы сбора, обработки и передачи информации становятся малоэффективными, а это требует поиска и внедрения высокопроизводительных систем механизации и автоматизации управленческого труда.

Так, внедрение даже простейших средств техники управления сокращает затрачиваемое на обработку документов время приблизительно на 20 %, а системное их применение увеличивает производительность управленческого труда в 3 раза.

Кроме того, широкое использование различных технических средств позволяет осуществить переход на качественно новый уровень управления, способствует эффективному решению многих управленческих задач, обеспечивает обработку информации в минимально короткие сроки.

Таким образом, организационной техникой, или техникой управления, принято называть совокупность средств, служащих для рациональной организации и автоматизации управленческих работ с целью повышения оперативности, эффективности и культуры управления.

Составление документов – один из наиболее массовых процессов в аппарате управления. Исследования показывают, что затраты на создание документов ручным способом многократно превышают затраты с применением комплекса технических средств.

Значительно повышают производительность управленческого труда регистраторы информации, одновременно создающие первичные документы и машинный носитель информации.

 Диктофонная техника  избавляет аппарат управления  от необходимости готовить рукописные  черновики документов, обеспечивает  более равномерную загрузку секретаря, повышает производительность их труда на 40-50 %. Кроме того, ускоряется время прохождения и обработки поступающей информации [8, C. 225].

Средства копирования и размножения документов. Современная копировально-множительная техника представлена большим числом разнообразных устройств.

В практике сложилось несколько методов копирования – светокопирование, фотокопирование, термокопирование, электрографическое копирование и др.

Средства хранения, группировки и поиска документации. Практика управления требует организации централизованного хранения информации. Для этой цели используется специальное оборудование для хранения документов, различного рода компьютерные системы.

Средства передачи информации. Эти средства должны обеспечивать передачу информации. Они входят в число основных систем технической базы управления, которые включают системы профессиональной радиосвязи (радиостанции, радиотелефоны) и радиотелефонные системы; директорские компьютеры; автоматические номеронабиратели; автоответчики и различного рода селекторные устройства [7, C. 226].

Обеспечение образовательного учреждения выше перечисленными средствами технического обеспечения и механизации труда руководителя требует значительных затрат.

Как правило, образовательные учреждения и их руководители испытывают значительные затруднения в средствах для их приобретения. В школе к техническим средствам обеспечивающим рациональную организацию управленческого труда директора можно отнести только компьютер и средства связи – городской телефон. Отсюда следует, что руководителем школы затрачивается огромное количество времени для работы с документами и их оборотом. Соответственно увеличивается нагрузка у секретаря директора.

Среди мер, направленных на рационализацию управленческого труда, особое место занимает его нормирование.

Непосредственной задачей нормирования труда является определение трудоемкости работ и необходимой для их выполнения численности работников и времени необходимого для их выполнения.

Нормирование и регламентация труда директора школы осуществляется на основе Трудового кодекса Российской Федерации, иными словами определяется как 8 часовой рабочий день. При оплате труда учитывается занимаемая должность и педагогическая категория.

Производительность управленческого труда находится в прямой зависимости от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится управленец.

Рациональная организация рабочего места менеджера обеспечивает создание в управленческой деятельности максимальных удобств и благоприятных условий труда, повышает содержательность работы. В настоящее время разработано более 5 тыс. типовых проектов организации рабочих мест для различных категорий административно-управленческого персонала.

В их основе лежат принципы, представленные на рис.2.1.

Кроме этих принципов при организации рабочих мест аппарата управления необходимо соблюдать ряд экономических, эргономических и эстетических требований к которым относятся:

Материальная и моральная заинтересованность. Директор школы должен сформировать систему мотивов, побуждающих сотрудников систематически улучшать режим и условия их труда.

Удобство мебели. Задача, состоит в том, чтобы выбрать габариты и форму мебели с учетом антропометрических данных личности и удобно разместить ее на рабочем месте.

Наличие средств оргтехники. Рабочее место должно быть оборудовано соответствующей оргтехникой, а следовательно, создана технология эффективного ее использования.

Благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, влажность воздуха, цвет стен, мебели и т.п.

Рис. 2.1. Принципы рациональной организации управленческого труда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что рационально организованный труд В МОУ Урлядинской ООШ является трудом высокопроизводительным и высокоэффективным. Результаты труда определяют в конечном итоге не только трудовую отдачу персонала и уровень жизни людей, но и эффективность развития той или иной организационной или экономической системы в целом.

В совершенствовании организации труда все выше названные подсистемы необходимо применять последовательно и комплексно на каждом рабочем месте и на каждом предприятии (организации) независимо от форм собственности. Однако проблема комплексной организации труда и трудовых процессов до настоящего времени не имеет практического решения. В науках об организации труда и организации трудовых отношений существуют разрозненные рекомендации о проектировании отдельных трудовых и производственных процессов.

Потери рабочего времени влекут за собой неблагоприятные последствия.

Проведённый анализ использования рабочего времени в МОУ Урлядинской ООШ позволяет сформулировать несколько основных рекомендаций для более эффективного использования рабочего времени:

- необходимо повысить трудовую дисциплину

- устранить невыходы на работу

- устранить чрезмерное использование рабочего времени на отдых и личные надобности

Для повышения эффективности работы предприятия необходимо совершенствовать структуру использования рабочего времени.

Необходимо сократить внутрисменные и целодневные потери рабочего времени: ввести организационные мероприятия; соблюдать правила техники безопасности; улучшить условия труда; снизить заболеваемость; ликвидировать прогулы и простои оборудования;

Достижение высокой эффективности использования рабочего времени невозможно без активной поддержки руководства, грамотной системы мотивации, соответствующего отношения к технике безопасности, охране труда, трудовой дисциплине.

При этом, необходимо разработать систему рациональной организации труда директора и заместителя директора по УВР учетом особенностей управленческого труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Абчук В.А. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 551с.
  2. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: Сувенир, 2008. – 95с.
  3. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. – М.: Высшая школа. 2006. – 186с.
  4. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М.: Инфра, 2006. – 194с.
  5. Карстанье П., Ушаков К. Управление в образовании. – М.: Инфра, 2007. – 153с.
  6. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 2007. – 48 с.
  7. Лебедев О.Е. Демократическая школа. – СПб.: Нева, 2008. – 193с.
  8. Меликьянов Г.Г. Колосова Экономика труда. – М: МГУ, 2007. – 253с.
  9. Мильнер Б.З. Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. – М.: ИНФРА, 2006. – 143 с.
  10. Огонесян И.А. Управление персоналом организации. – Мн.: Амалфея, 2005. – 374 с.
  11. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. – М.: Изд-во Педагогического университета, 2006. – 249с.
  12. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М.Моисеева.- М.: Педагогическое общество России, 2006. – 191 с.
  13. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Инфра, 2006. – 147с.
  14. Современное управление. Энциклопедический справочник. Пер.с англ., Т 1. – М.: Издатцентр, 2008. – 581 с.
  15. Соловьев А.К. Экономические основы современного менеджмента. – М.: Современная экономика и право, 2005. – 182с.
  16. Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. Организация производства и управление предприятием. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 544с.
  17. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. – М., 2007. – 128 с.
  18. Фишман Л.И., Фишман И.С. Управление и руководство школой: алгебра и гармония. – М., 2006. – 160 с.
  19. Черкасов Г. Н. Организация труда на предприятии. – М.: Экономист, 2008. – 449с.
  20. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 384 с.
  21. Эринберг Р.Д. , Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика М.: Изд. МГУ, 2006. – 184 с.
  22. Абдразаков Р.И. Многокритериальный подход к оценке конкурентоспособности организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 2. С. 11-15.
  23. Бурганова Л.А. Теория управления. М.: ИНФРА-М. 2009, 153 с.
  24. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ. 2008, 670
  25. Глазунов С. Системные законы и корпоративное управление // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 4. С. 58-65.
  26. Граждан В.Д. Теория управления. М.: Гардарики. 2006, 416с.
  27. Губарев В.В. Перспективные подходы в менеджменте // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 3-16.
  28. Гусева И. Менеджмент и контроллинг в системе управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 3. С. 88.
  29. Дежкина И., Поташева Г. Эффективность управленческой деятельности и принцип «золотого сечения» // Проблемы теории и практики управления.2009. №1. С. 82.
  30. Карпова Н. Внутренний контроль в управлении организациями потребительской кооперации // Проблемы теории и практики управления. 2009. №6. С.97.
  31. Кондраков Н. «Малое предпринимательство: организация, экономика, управление // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 2. С.124.
  32. Коробейникова Е. Парадигма управления - социально-психологический инструмент организационных изменений // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 6. С. 90-96.
  33. Коробко В.И. Теория управления. М.: ЮНИТИ. 2009, 383с.
  34. Королев В.И. Основы менеджмента. М.: Магистр. 2008, 620 с.
  35. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: ИНФРА-М, 2009, 176 с.
  36. 37. Макашева З.М. Исследование систем управления. М.: КНОРУС. 2008,
  37. 38Абчук В.А. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере). – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. – 551с.
  38. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. – М.: Сувенир, 2008. – 95с.
  39. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. – М.: Высшая школа. 2002. – 186с.
  40. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – М.: Инфра, 2006. – 194с.
  41. Карстанье П., Ушаков К. Управление в образовании. – М.: Инфра, 2007. – 153с.
  42. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений. – М.: Новая школа, 2006. – 48 с.
  43. Лебедев О.Е. Демократическая школа. – СПб.: Нева, 2004. – 193с.
  44. Меликьянов Г.Г. Колосова Экономика труда. – М: МГУ, 2005. – 253с.
  45. Мильнер Б.З. Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. – М.: ИНФРА, 2006. – 143 с.
  46. Огонесян И.А. Управление персоналом организации. – Мн.: Амалфея, 2005. – 374 с.
  47. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. – М.: Изд-во Педагогического университета, 2005. – 249с.
  48. Программно-целевое управление развитием образования: опыт, проблемы, перспективы: Пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А.М.Моисеева.- М.: Педагогическое общество России, 2006. – 191 с.
  49. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. – М.: Инфра, 2006. – 147с.
  50. Современное управление. Энциклопедический справочник. Пер.с англ., Т 1. – М.: Издатцентр, 2004. – 581 с.

Информация о работе Анализ использования рабочего времени и резервы повышения эффективности труда учителей в МОУ Урлядинской ООШ