Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 20:10, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в определении методики планирования и анализа основных средств на промышленном предприятии.
Для реализации поставленной цели в курсовой работе необходимо выполнить ряд задач:
дать теоретическое обоснование планирования и анализа оборотных средств на предприятии через определение экономического содержания, показателей эффективности и источников формирования оборотного капитала;
провести анализ эффективности использования оборотных средств, а также определить методику их планирования;
предложить рекомендации по поводу оптимизации формирования и использования оборотных средств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИИ………………………………………...5
Экономическое содержание оборотного капитала………………………………….5
Нормирование оборотных средств…………………………………………………..7
1.3 Показатели эффективности использования оборотного капитала……………….13
1.4 Источники формирования оборотного капитала…………………………………..20
2 ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ ПЛАНИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ……………………………….23
2.1 Краткая характеристика предприятия……………………………………………...23
2.2 Определение потребности в оборотных средствах………………………………..27
2.3 Анализ эффективности использования оборотного капитала предприятия……..30
3 ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………………………………...34
3.1 QRS-анализ оборотных средств и товарных ресурсов…………………………….34
3.2 Рекомендации по снижению логистических издержек и повышению эффективности использования оборотных средств на предприятии………………...37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………
Рбаз.пер = Пбаз.рп / Сбаз.ок * 100 = 713,3/1201*100 = 59,4%;
Рпл.пер = Ппл.рп / Спл.ок * 100 = 744,4/1200,3*100 = 62,02%.
Этот показатель характеризует прибыль, получаемую на каждый рубль оборотного капитала, то есть в плановом периоде (2012г.) на один рубль, вложенный в оборотный капитал, приходится 62 копейки прибыли против 59 копеек в базисном (2011г.) периоде.
Скорость оборота
Используя данные таблицы 2.4 определим число оборотов оборотных средств на ООО «Респекция» за 2011-2012гг.
Кбаз.об = ВРбаз / Сбаз.ок = 2250 / 1201 = 1,873;
Кпл.об = ВРпл / Спл.ок = 2295 / 1200,3 = 1,912.
Коэффициент оборачиваемости характеризует количество проданной продукции на 1 рубль оборотного капитала.
Обратный коэффициент
оборачиваемости или
Кбаз.об = Сбаз.ок / ВРбаз = 1201 / 2250 = 0,534;
Кпл.об = Спл.ок / ВРпл = 1200,3 / 2295 = 0,523.
Итак, на 2012г. на ООО «Респекция» планируется рост эффективности использования оборотного капитала на 2,62%, снижение коэффициента загрузки на 1,1 копейку, а также рост прямого коэффициента оборачиваемости с 1,873 до 1,912, что означает увеличение отдачи в виде роста выручки от реализации на каждый рубль вложенных оборотных средств.
Оборачиваемость оборотных
средств может ускоряться и замедляться.
При замедлении оборачиваемости
в оборот необходимо вовлекать дополнительные
средства. Эффект ускорения оборачиваемости
выражается в сокращении потребности
в оборотных средствах в связи
с улучшением их использования, их экономии,
что влияет на прирост объемов
производства и, как следствие, –
на финансовые результаты. Ускорение
оборачиваемости ведет к
Высвобождение оборотных средств в результате ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение – это прямое уменьшение потребности в оборотных средствах для выполнения планового объема производства продукции. Относительное высвобождение оборотных средств происходит в тех случаях, когда при наличии оборотных средств в пределах плановой потребности обеспечивается перевыполнение плана производства продукции. При этом темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
В таблице 2.5 представлены данные для расчёта относительного высвобождения оборотных средств.
Таблица 2.5 – Исходные данные для определения относительного высвобождения оборотных средств на ООО «Респекция» в 2012г.
Показатель |
Условное обозначение |
2005 г. |
2006 г. |
Выручка от продаж, тыс. руб. |
ВР |
2250 |
2295 |
Коэффициент роста производства продукции |
Кр |
- |
1,021 |
Оборотные средства в среднем за год, тыс. руб. |
Сок |
1201 |
1200,3 |
Оборачиваемость оборотных средств, дн. |
ОБок |
192,16 |
188,28 |
Коэффициент оборачиваемости |
Коб |
1,873 |
1,912 |
1-ый способ: Эок = Сок.пл - Сок.баз * Кр = 1200,3-1201*1,02 = -24,7 тыс. руб.;
2-ой способ: Эок = ВРпл * (ОБок.баз - ОБок.пл) / 360 = 2295*(188,28-192,16)/360=
=-24,7 тыс. руб.;
3-ий способ: Эок = ВРпл / Коб.пл - ВРпл / Коб.баз = (2295/1,912)-(2295/1,873) = -24,7 тыс. руб.
Как видно из таблицы 2.5, в результате роста эффективности использования оборотных средств на ООО «Респекция» произошло относительное высвобождение оборотных средств. Финансовый результат от ускорения оборачиваемости составил 24,7 тыс. руб.
Управление оборотными средствами важно в решении ключевой проблемы финансового состояния: достижения оптимального соотношения между ростом рентабельности производства (максимизацией прибыли на вложенный капитал) и обеспечения устойчивой платежеспособности, служащей внешним проявлением финансовой устойчивости организации.
Проведение QRS-анализа позволяет выделить часть инвестиционного ресурса (дебиторской задолженности и денег в пути), который можно:
– вложить в поставщиков,
имеющих высокий доход и
– ввести в ассортимент нового поставщика, помня при этом, что в первое время его нужно будет финансировать;
– перейти на предоплату товаров поставщика, если скидка за предоплату позволит увеличить доходность.
Этап 1.
Сбор информации о текущем состоянии всех параметров.
Таблица 3.1 – Поставщики ООО «Респекция» и их характеристики
Поставщик |
Интенсивность поставок, дн. |
Страховой запас, дн. |
Удалённость, км. |
Надёжность |
Срок совместного |
Возможности дополнительных поставок |
ООО «Нижкабель» |
7 |
3,5 |
215 |
высокая |
3 года |
есть, высокие |
ООО «Быт» |
12 |
6 |
180 |
высокая |
1 год |
есть, средние |
ЗАО «Кабельпром» |
6 |
4 |
150 |
средняя |
3 года |
есть, средние |
ООО «Лазар» |
10 |
7 |
230 |
средняя |
4 года |
есть, средние |
Таблица 3.2 – Покупатели ООО «Респекция» и их характеристики
Покупатель |
Срок погашения задолженности, дн. |
Объём закупок в год, тонн |
Удалённость, км |
ЗАО «Зодиак» |
0 |
150 |
200 |
ООО «Авикорпром» |
0 |
115 |
170 |
ООО «Агат» |
7 |
185 |
250 |
Этап 2.
На данном этапе нужно определить инвестиционный потенциал для поставщиков группы Q и R.
В группу Q попали явные доноры – те товары или поставщики, которые инвестируют в оборот заказчика более 10% от своего месячного объема продаж, то есть предоставляющие кредит в большем объеме, нежели это необходимо для наполнения товаром логистической системы организации, покупающей товар. Поставщики данной группы предоставляют такую отсрочку на погашение кредита, что за это время заказчик успевает продать товар, получить за него деньги и еще какое-то время использовать их для финансирования закупок других товаров. Получается, что чем больше товаров данной группы реализуется, тем больше привлекается средств от поставщика. Обычно такие кредиты предоставляют либо давние партнеры компании, либо новые поставщики никому не известного товара, которые согласны на любые условия дистрибуции своего товара.
В данную группу входят ООО «Нижкабель» и ООО «Быт» так как они являются постоянными партнёрами ООО «Респекция» в течение долгого периода времени, а также входят в группу наиболее надёжных поставщиков.
Группу R составляют неявные
доноры или акцепторы – товары
или поставщики, кредитных средств
которых практически достаточно
для поддержания ресурса
Работая с участниками
данной группы необходимо внимательно
отслеживать все параметры
В данную группу входят ЗАО «Кабельпром», ООО «Лазар», ЗАО «Зодиак» и ООО «Авикорпром», вследствие того, что первые две фирмы представляют собой поставщиков средней надёжности, иногда допускающие рассрочку платежа по поставленным ресурсам, а вторые две фирмы вовремя и в полном размере оплачивают приобретаемую товарную продукцию, не допуская возникновения на ООО «Респекция» дебиторской задолженности, хотя и не сотрудничают на основе предоплаты.
Этап 3.
Определение партнёров группы S.
Группу S представляют явные
акцепторы, а именно товары или поставщики,
в содержание которых заказчику
самому приходится инвестировать средства
в размере более 10% от месячного
объема продаж. Как правило, товар
поставщиков этой группы пользуются
повышенным спросом, что вынуждает
закупать его на предлагаемых условиях:
отгрузка по предоплате или предоставление
малого кредита, недостаточного для
полного содержания груза. Здесь
главное – не перевыполнять план
продаж, так как любое увеличение
продаж приводит к дополнительному
оттягиванию инвестиционного
К данной группе следует отнести ООО «Агат», вследствие стабильно частых задержек по платежам за приобретённую товарную продукцию. Отказ от сотрудничества с данным партнёром на данный момент повлечёт за собой куда более значительные убытки нежели содержание дебиторской задолженности, потому что ООО «Агат» является крупнейшим покупателем полиэтиленовых и полипропиленовых гранул.
1 В целях снижения
2 Также в курсовой работе предлагается улучшить инфраструктуру на территории ООО «Респекция». Близкое расположение к железнодорожным путям (150 метров) не используется. Следует проложить ряд асфальтовых дорог как на территории предприятия, так и за её пределами в целях прямой интеграции с близлежащей автотрассой, а также в целях большего удобства при отгрузке готовой продукции по железной дороге (возможность, такого вида транспортирования у покупателей имеется), что позволит снизить транспортные издержки.
3 Третьим фактором, который может повысить интенсивность сбыта готовой продукции, является использование высоких информационных технологий, а также одной из бизнес-концепций, в частности, автор считает эффективным внедрение на предприятии CRM-технологий. CRM (customer relationship management) – клиенто-ориентированная концепция, суть которой заключается в создании взаимосвязанных систем, позволяющих акцентировать внимание на клиентской базе для более глубокого взаимодействия с покупателями. Расширение данной базы и активное взаимодействие с каждым клиентом даст немедленное увеличение прибыли на 50-60%. Первостепенная задача – поиск новых покупателей. На данном предприятии существует незначительные ограничений введения данной системы (имеются аппаратные средства, квалифицированный персонал, отсутствуют программные продукты).
В частности, автор предлагает использовать такие программные продукты как "WinPeak" или "BC:Предприятие" (первая специализированная CRM-технология, вторая – комплексный продукт, интегрирующий 1С:Предпритятие и CRM-технологии).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе были подробно
рассмотрены вопросы
Эффективное использование
оборотного капитала играет большую
роль в обеспечении нормализации
работы организации, повышении уровня
рентабельности производства и зависит
от множества факторов. В современных
условиях огромное негативное влияние
на изменение эффективности
– снижение объемов производства и потребительского спроса;
– высокие темпы инфляции;
– разрыв хозяйственных связей;
– нарушение договорной
и платежно-расчетной