Анализ рентабельности производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:18, контрольная работа

Краткое описание

1. Рассмотрены такие теоретические вопросы как изучение сущности и значения показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;
2. Проведен анализ рентабельности предприятия и рассмотрены факторы, влияющие на изменение ее уровня на примере АО «Арман»;
3. Рассмотрены теоретические и практические меры использования выявленных резервов.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик мой пример.docx

— 170.77 Кб (Скачать файл)

- изменение рентабельности за счет влияния фондоотдачи с одного тенге производственных фондов в 2009 равно:

 

тг. или -55,88% 

 

в 2010 году:

 

тг.или28,31%

 

- изменение рентабельности производственной деятельности за счет влияния уровня рентабельности реализованной продукции равно в 2009 году:

 

тг. или -25,86%

 

В 2010 году:

 

 тг. или -0,7%

 

При этом на уровень рентабельности производственной деятельности АО «Арман» оказывают влияние факторы второго порядка. Так, например, реализация, приходящаяся на один тенге производственных фондов, зависит от эффективности использования основных фондов и материальных оборотных средств.

 

 

    1. Анализ финансовой рентабельности

 

 

Как было отмечено выше, финансовая рентабельность характеризует эффективность  инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию  ресурсы или оставляют в его  распоряжении всю или часть принадлежащей  им прибыли.

Исследование финансовой рентабельности АО «Арман» начинается с анализа соотношения чистой прибыли к различным показателям авансированных средств, т.е. с использования формулы (8). При этом необходимо отметить, что инвестированный капитал в данном случае будет равен собственному, т.к. долгосрочных обязательств на протяжении последних трех лет у предприятия не возникало. Поэтому   формула будет выглядеть следующим образом:

                                                             

 

Имея необходимые данные, можно проанализировать уровни рентабельности по этим показателям за 2008-2010 годы соответственно:

2008 год- 

2009 год-                                               

2010 год -             

Таким образом, можно сделать вывод  о том, что доходность собственного капитала  выше доходности всех активов  предприятия, т.е. анализируемое предприятие  эффективно использует свои финансовые рычаги для повышения рентабельности на протяжении всего анализируемого периода.

Вторым показателем, наиболее полно характеризующим финансовую деятельность АО «Арман», является показатель рентабельности собственного капитала, который был рассмотрен выше. Однако, для более удобного представления данных, участвующих в расчете рентабельности собственного капитала, они занесены в таблицу.

 

Таблица 3 - Анализ финансовой рентабельности

Показатели

2008 год

2009 год

Отклонение

2010 год

Отклонение к 2008 году

Отклонение к 2009 году

А

1

2

3

4

5

6

1.Чистая прибыль, тыс.  тг.

326214

152567

-173647

150000

-176214

-2567

2.Среднегодовая стоимость  собственного капитала, тыс. тг.

500612,5

727764,5

227152

799149

298536,5

71384,5

3.Рентабельность собственного  капитала, %

65,16

20,96

-44,20

18,77

-46,39

-2,19


 

Данные таблицы показывают, что финансовая рентабельность предприятия снизилась в 2009 на 44,20% по сравнению с 2008 годом. В 2010 году рентабельность снизилась по сравнению с 2009 годом на 2,19 %. За весь анализируемый период рентабельность собственного капитала снизилась на 46,39. На изменение уровня рентабельности повлияли изменения суммы чистой прибыли, полученной предприятием, и суммы собственного капитала, вложенного в предприятие.

Влияние изменения чистой прибыли на рентабельность собственного капитала составило в 2009 году:

 

тг.  или 34,68%.

 

В 2010 году:

 

тг. или 0,35% 

Влияние изменения величины собственного капитала на финансовую рентабельность составило в 2009 году:

 

 тг. или 9,52%.

 

В 2010 году:

 

тг. или 1,84%

 

 

Таким образом, сокращение чистой прибыли в 2009 году на 173647 тыс. тенге, вызвало сокращение прибыли на 1 тенге собственного капитала на 34,68 тиын. При этом рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 227152 тыс. тенге., также отрицательно  повлиял на рентабельность собственного капитала и составил 9,52 тиын  прибыли на 1 тенге собственного капитала. В 2010 году по сравнению с 2009 годом чистая прибыль сократилась на 2567 тыс.тенге, что вызвало сокращение прибыли на 1 тенге собственного капитала на 0,35%. Рост среднегодовой стоимости собственного капитала на 71384,5 тыс.тенге отрицательно повлиял на рентабельность и составил 1,84 тиын на 1 тенге собственного капитала.

Кроме того, как было отмечено выше, ставку доходности (рентабельность собственного капитала) можно представить  расширенным образом, используя  формулы (11) и (12). Однако для этого, согласно расчету, нам необходимы некоторые  показатели, расчет которых приведены  ниже в таблице.

 

Таблица 4 - Анализ рентабельности собственного капитала

Показатели

2008 год

2009 год

Отклонение

2010 год

Отклонение к 2008 году

Отклонение к 2009 году

А

1

2

3

4

5

6

1.Финансовая структура  капитала (ФСК), тг.

1,0666

1,0708

0,0042

1,0907

0,0241

0,0199

2.Коэффициент оборачиваемости  активов (КОА), тг.

1,8022

1,0042

-0,798

0,8604

-0,9418

-0,1438

3.Норма эксплуатационной  прибыльности до налога по  результатам (НЭП), тг.

0,4234

0,2439

-0,1795

0,25

-0,1734

0,0061

4. Ставка налогообложения  (СН), тг.

0,8

0,8

0

0,8

0

0

5. Доля чистой прибыли  в текущей прибыли (ДЧП), тг.

1

1

0

1

0

0

6. Рентабельность собственного  капитала (RСК), %

65,16

20,96

-44,20

18,77

-46,39

-2,19


 

Как показывают данные таблицы, рентабельность собственного капитала за анализируемый период упала на 46,39%.  Причем это изменение было вызвано под действием изменения ряда таких факторов, как изменение финансовой структуры капитала, коэффициента оборачиваемости активов, нормы эксплуатационной прибыльности, ставки налогообложения.  Определим влияние изменения названных факторов на обобщающий показатель, применяя формулы  (13), (14), (15), (16), (17):

 

Таблица 5 – Расчет влияния факторов на обобщающий показатель

Влияние изменения:

2009 год

2010 год

финансовой структуры  капитала, %

0,26

0,39

оборачиваемости активов, %

-28,94

-3,06

нормы эксплуатационной прибыли, %

-15,44

0,46

ставки налогообложения, %

0

0

доли чистой прибыли в  текущей прибыли, %

0

0


 

Данные расчеты позволяют  сделать вывод о том, что в 2009 году благодаря улучшению финансовой структуры на 0,42% доходность собственного капитала АО «Арман» выросла (хотя и незначительно) и составила 26 тиын.на один тенге вложенных средств в собственный капитал. Остальные факторы отрицательно повлияли на рентабельность собственного капитала, причем наибольшее влияние оказала оборачиваемость активов:  замедление оборачиваемости по сравнению с прошлым годом  повлекло снижение доходности собственного капитала на 28,94%. В 2010 году произошли незначительные изменения факторов, финансовая структура улучшилась на 1,99%, доходность капитала составила 39 тиын на один тенге вложенных средств. Норма эксплуатационной прибыли повысилась на 0,61% и составила46 тиын на 1 тенге вложенных средств в собственный капитал. В целом же за 3 года улучшилась лишь финансовая структура на 2,41 %. Также необходимо отметить, что вследствие отсутствия за анализируемый период чрезвычайных расходов и доходов у предприятия, доля чистой прибыли предприятия в текущей прибыли не изменилась и не повлияла на рентабельность собственного капитала.

 

 

    1. Анализ рентабельности продукции

 

 

Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько  эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и  услуг.

Для характеристики рентабельности реализованной продукции АО «Арман» используется формула (20), а расчет произведен в таблице.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6 - Анализ рентабельности реализованной продукции АО «Арман».

Показатели

2008 год

2009 год

Отклонения 

2010 год

Отклонение 

А

1

2

3

4

5

1.Выручка от реализации, тыс. тг.

962269

782605

-179664

750000

-32605

2.Полная себестоимость  реализованной продукции, тыс.тг.

621504

619587

-1917

590000

-29587

3.Чистая прибыль тыс.тг.

326214

152567

-173647

150000

-2567

4.Рентабельность реализованной  продукции, %

52,49

26,62

-25,87

25,42

-1,2


 

Из таблицы видно, что  реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый тенге произведенных затрат по ее выпуску и реализации, снизился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 25,87%. В 2010 году прибыль на тенге произведенных затрат также снизилась на 1,2 %. 

Кроме того, для осуществления  контроля за себестоимостью реализованной  продукции, а также за изменениями  в политике ценообразования на исследуемом предприятии, проведен расчет рентабельности продаж в таблице на основании формулы (21).

 

Таблица 7 - Анализ рентабельности продаж АО «Арман».

Показатели

2008 год

2009год

Отклонение

2010 год

Отклонение к 2008 году

Отклонение к 2009 году

А

1

2

3

4

   

1.Выручка от реализации, тыс. тг.

962269

782605

-179664

750000

-212269

-32605

2.Чистая прибыль, тыс.  тг.

326214

152567

-173647

150000

-176214

-2567

3. Рентабельность продаж, %

33,9

19,49

-14,41

20

-13,9

0,51


 

Как показывают данные приведенной  таблицы, рентабельность продаж за анализируемый период снизилась на 13,9% . Причем на это снижение оказало влияние изменения отпускных цен и себестоимости на реализованную продукцию.

Влияние изменения оптовых  цен на рентабельность продаж рассчитывается по формуле (23):

 

 

2009 год:

 или 14,83%.

 

2010 год:


или 3,44%

 

 

Влияние изменения себестоимости  на рентабельность реализованной продукции определяется по формуле (24):

2009 год:

 

 или 0,25%.

 

2010 год:

 

 или 3,94%.

 

Таким образом, из представленных расчетов видно, что снижение оптовых  цен на реализованную продукцию на 179664 тыс. тг. в 2009 году вызвало уменьшение прибыли на каждый тенге реализованной продукции  на 14,83 тиын. В то же время небольшое сокращение полной себестоимости  на 1917 тыс. тг., повлекло незначительное увеличение уровня рентабельности продаж на 0,25%. В 2010 году по сравнению с 2009 годом,  снижение оптовых цен на реализованную продукцию на 32605 тыс.тг., вызвало уменьшение прибыли на тенге реализованной продукции на 3,44%. Сокращение полной себестоимости на 29587 тыс. тг., привело к увеличению уровня рентабельности продаж на 3,94%. Выявление причин, обусловивших изменение как оптовых цен на реализованную продукцию, так и ее себестоимости, возможно лишь при наличии доступа к внутренней информации  о деятельности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Пути повышения рентабельности  в АО «Арман»

3.1 Общие факторы роста рентабельности

 

 

Для правильного формирования прибыли  и повышения рентабельности предприятие  должно искать пути совершенствования.

Использование системы  обобщающих показателей эффективности  предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты производственно-хозяйственной  деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.

В системе обобщающих показателей  важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.

Так как рентабельность находится  в прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться  в синтезе  с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также  от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:

Информация о работе Анализ рентабельности производства продукции