Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:58, дипломная работа

Краткое описание

Для многих государств современного мира внешняя задолженность является предметом постоянной обеспокоенности и финансовых забот, она прямо влияет на состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат, жизненный уровень народа

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1.
1.1.

1.2.

1.3.

Глава 2.

2.1.

2.2.
2.3.

Глава 3.
3.1.
3.2. Сущность внешнего государственного долга…………………….
Понятие внешнего государственного долга, его состав и структура…………………………………………………………………
Нормативно-правовые основы регулирования внешнего государственного долга России…………………………………….
Основные направления сокращения внешней долговой зависимости…………………………………………………………….
Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга России в период с 2008 по 2011гг. …..
Состав и структура внешнего государственного долга России в 2008 - 2011гг. …………………………………………………………
Анализ факторов влияния на внешний долг России ………….
Оценка современной внешней долговой нагрузки России на основании индикаторов государственного долга …………….....
Проблемы и перспективы внешних заимствований в России..
Проблематика внешнего российского долга……………………...
Пути решения долговых проблем России………………………… 6

6

10

13

22

22
24

34
39
39
41
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………………………………………. 49
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

кр финансы вн долг.doc

— 1.47 Мб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

КУРСOВАЯ РАБОТА

 

По  дисциплине:

 

 

«Финансы»

на тему:

“Анализ состава, структуры и динамики

внешнего государственного долга”

 

 

 

 

Студента группы 12-392

дневного отделения,

специальности «Финансы и 

кредит» Карташова И.А.

 

                                                      

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2011г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………  3

Глава 1.

        1.1.

 

1.2.

 

1.3.

 

Глава 2.

 

2.1.

 

2.2.

2.3.

 

Глава 3.

3.1.

3.2.

Сущность внешнего государственного долга…………………….

Понятие внешнего государственного долга, его состав и структура…………………………………………………………………

Нормативно-правовые основы регулирования внешнего государственного долга России…………………………………….

Основные направления  сокращения внешней долговой зависимости…………………………………………………………….

Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга России в период с 2008 по 2011гг. …..

Состав и  структура внешнего государственного долга России в 2008 - 2011гг. …………………………………………………………

Анализ факторов влияния на внешний долг России ………….

Оценка современной  внешней долговой нагрузки России на основании индикаторов государственного долга …………….....

Проблемы и  перспективы внешних заимствований  в России..

Проблематика  внешнего российского долга……………………...

Пути решения долговых проблем России…………………………

6

 

6

 

10

 

13

 

22

 

22

24

 

34

39

39

41

     

Заключение………………………………………………………………………… 47

Список использованной литературы………………………………………….  49

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для многих государств современного мира внешняя задолженность является предметом постоянной обеспокоенности и финансовых забот, она прямо влияет на состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат, жизненный уровень народа. 

В мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своего развития не сталкивалось бы с проблемой растущей задолженности. Причиной тому служит недостаток собственных ресурсов у стран для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований. Сегодня значительный государственный долг имеют даже такие высокоразвитые страны, как США, Япония, Канада, Германия, Великобритания. 

Глобализация не позволяет  России быть в изоляции. Одной  из тенденций глобализации является использование внешних источников финансирования.

Влияние, которое  может оказать государственный  долг на экономику, неоднозначно. С одной стороны, внешние заимствования способствуют привлечению в страну дополнительных финансовых ресурсов, открывают доступ к достижениям в научно-технической сфере и современному управленческому опыту. С другой стороны, значительные размеры внешней задолженности стран неоднократно становились причиной обострения мировой долговой проблемы со всеми вытекающими из этого последствиями.

Структура и объем внешнего долга в России отражают геополитические  и экономические проблемы – разрушение СССР, экономический спад в России 90-х гг., непоследовательность рыночных реформ, сложность отношений с  иностранными кредиторами.

В свою очередь отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к нарастанию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.                                                                                                                                                   

Большинство исследователей в своих книгах и публикациях, отражающих тематику курсовой работы, ограничивается в основном изложением отдельных статистических данных, общей констатацией факта тяжести внешней задолженности и проблем обслуживания внешнего долга России.

Наиболее значимыми  и интересными мне показлись  работы следующих отечественных авторов: Б.Хейфеца, К.Астапова, А.Илларионова, А.Вавилова, Е.Ковалишина, В.Дмитриева, Ю.Голицына. В процессе исследования также широко использовались публикации МВФ, Всемирного банка. Информационной базой стали и материалы научно-практических конференций, данные с официальных сайтов Министерства финансов, Центрального Банка РФ, Федерального казначейства РФ, Росстата и др.

Данная работа подразумевает анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга с учетом актуальности проблемы внешнего долга и значимости ее решения для поиска эффективных путей выхода из создавшегося положения.

Для реализации выдвинутой цели были поставлены задачи, определившие логику исследования и  структуру работы:

  • раскрыть понятие внешнего долга, его состав и структуру;
  • оценить существующую в России нормативно-правовую базу регулирования внешнего государственного долга;
  • определить основные направления сокращения внешней долговой зависимости страны;
  • проследить динамику состава и структуры внешнего государственного долга России  за последние четыре года;
  • выявить, какие факторы оказывают влияние на величину внешнего долга, и в соответствии с ними сделать соответствующие прогнозы состояния внешней государственной задолженности;
  • оценить современную внешнюю долговую нагрузку России на базе применяемых для анализа показателей;
  • сформулировать проблемы внешнего российского долга;
  • указать пути решения долговых проблем России.

В качестве методов  исследования проблемы внешнего российского  долга были использованы следующие: мониторинг доступной информации; коэффициентный метод; регрессионный анализ и анализ корреляции; метод экспертных оценок; метод экстраполяции данных.

Курсовая работа  содержит 51 страницу, 6 таблиц, 8 рисунков, 30 литературных источников, 3 приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность внешнего государственного долга

    1. Понятие внешнего государственного долга,

его состав и структура

 

Государственный долг как экономическая категория  представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, государственными институтами, иностранными государствами — с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства1.

Если рассматривать понятие государственного долга с точки зрения его материально-вещественного содержания, то здесь можно встретить несколько различных трактовок. В научной литературе государственный долг определяется сложившейся к данной дате суммой дефицита федерального бюджета за вычетом положительного сальдо (профицита) этого бюджета. Именно такой подход целесообразно использовать при построении моделей управления государственным долгом. На практике, однако, государственным долгом считаются долговые обязательства России перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ).

В Бюджетном кодексе даны следующие определения: внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте; внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте России. Подобные формулировки не позволяют четко определить, являются ли держателями долговых обязательств резиденты или иностранные лица. В трактовке федерального закона от 26 декабря 1994 г. N 76 «О государственных внешних заимствованиях РФ и государственных кредитах, предоставляемых РФ иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», утратившего силу при введении в действие Бюджетного кодекса, использовалось иное определение:

«Государственными внешними заимствованиями РФ являются привлекаемые из иностранных источников кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг РФ». Эта формулировка в большей степени соответствует принятым в международной практике определениям внешнего долга. Так, в комментариях к расчетам, осуществляемым МВФ, говорится, что различие между внутренним и внешним долгом основывается, где возможно, на принципе, является ли заемщик резидентом или нет.

Учет внешнего долга ведется по различным методикам  в Министерстве финансов и Центральном  банке. Расчет внешнего долга РФ Минфином учитывает исключительно суверенный долг страны (долг федеральных, региональных и местных органов власти), в свою очередь ЦБ РФ использует международную методологию подсчета, в соответствии с которой наряду с суверенной задолженностью берется во внимание и совокупный долг, который включает также задолженность финансового и нефинансового секторов экономики. В своей работе я буду опираться на оба источника информации о величине внешнего долга страны.

Причинами образования  внешнего долга России послужили  как ее займы после 1 января 1992г., так и задолженность СССР, взятая на себя правительством России.

В оценке внешнего долга  Российской Федерации по состоянию  на 1 июля 2011 года (см.Приложение №1) долг бывшего СССР составил 2,697 млрд.долл.США. Структура внешнего долга, принятого на себя Россией в качестве правопреемницы бывшего СССР, представлена на рис. 1.1.1.

 

Рис.1.1.1. Структура внешнего долга, принятого на себя Россией

в качестве правопреемницы бывшего СССР (по состоянию на 1 июля 2011г.)

 

В структуре  задолженности бывшего СССР по состоянию на 1 июля 2011г. на обязательства перед бывшими социалистическими странами приходится 1,157 млрд.долл.США (43%), задолженность перед прочими официальными кредиторами составляла 1,486 млрд.долл.США (55%), объем остальных обязательств, включая ОВГВЗ, оценивался в 0,055 млрд.долл.США (2%).

Новый российский внешний долг на 1 июля 2011г. составил 29,943 млрд.долл.США. В структуре нового российского внешнего долга кредиты международных финансовых организаций (МБРР и прочих) составили 5,594 млрд.долл.США; прочие кредиты – 0,641 млрд.долл.США; ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте – 22,234 млрд.долл.США; еврооблигации 2015, 2018, 2020 и 2028 гг. погашения – 6,175; еврооблигации, выпущенные при реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 16,059; ценные бумаги, номинированные в российских рублях (ОФЗ) – 3,947 млрд.долл.США; на прочие категории приходилось 0,324 млрд.долл.США. Структура нового российского внешнего долга представлена на рис.1.1.2.

Что касается субъектов  РФ, то их внешняя задолженность  на 1 июля 2011г. составила 2,48 млрд.долл.США.

Рис.1.1.2. Структура нового российского внешнего долга (по состоянию на 1 октября 2009г.)

 

Таким образом, в оценке рассматриваемого периода  на долю органов государственного управления в структуре внешнего долга РФ приходится 35,12 млрд.долл.США (6%); на органы денежно-кредитного регулирования (включая кредиты, наличную валюту и депозиты) – 12,761 млрд.долл.США (3%); на банки (без участия в капитале) – 159,011 млрд.долл.США (30%); и, наконец,  на прочие секторы экономики приходится наибольшая задолженность в 331,68 млрд.долл.США (61%). В целом, структура государственного внешнего долга РФ представлена на рис.1.1.3.

 

Рис.1.1.3. Структура государственного внешнего долга РФ (по состоянию на 1 октября 2009г.)

Ни  в одной стране мира нет подобной российской структуры государственного внешнего долга РФ. Она достаточно сложна, объемна, а история ее формирования содержит множество экономико-политических решений, о правильности которых до сих нет обоюдного мнения. Мало кто отдавал себе отчет в последствиях принятия на себя внешнего долга бывшего СССР в 1991г.. Затем  последовал рост российского долга вследствие значительных объемов дефицита федерального бюджета в 1992-1998гг..  К переоценке стоимости государственного долга привела девальвация национальной валюты во второй половине 1998г. – поскольку курс рубля резко снизился, то внешний долг страны в рублевом выражении пропорционально увеличился и произошел скачкообразный рост долга в процентах к ВВП. Начиная с 2000г. стало наблюдаться сокращение внешнего долга РФ, во многом достигаемое благодаря первичному профициту бюджета. Не маловажным событием является и долгосрочное погашение долгов Парижскому клубу кредиторов в августе 2006г.

Информация о работе Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга