Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 13:58, дипломная работа
Для многих государств современного мира внешняя задолженность является предметом постоянной обеспокоенности и финансовых забот, она прямо влияет на состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат, жизненный уровень народа
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1.
1.1.
1.2.
1.3.
Глава 2.
2.1.
2.2.
2.3.
Глава 3.
3.1.
3.2. Сущность внешнего государственного долга…………………….
Понятие внешнего государственного долга, его состав и структура…………………………………………………………………
Нормативно-правовые основы регулирования внешнего государственного долга России…………………………………….
Основные направления сокращения внешней долговой зависимости…………………………………………………………….
Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга России в период с 2008 по 2011гг. …..
Состав и структура внешнего государственного долга России в 2008 - 2011гг. …………………………………………………………
Анализ факторов влияния на внешний долг России ………….
Оценка современной внешней долговой нагрузки России на основании индикаторов государственного долга …………….....
Проблемы и перспективы внешних заимствований в России..
Проблематика внешнего российского долга……………………...
Пути решения долговых проблем России………………………… 6
6
10
13
22
22
24
34
39
39
41
Заключение………………………………………………………………………… 47
Список использованной литературы…………………………………………. 49
Приложения
Одной из наиболее известных рыночных схем реструктуризации государственного долга является конверсия долга. Под конверсией принято понимать все механизмы, обеспечивающие обмен внешнего долга на национальные активы. Это могут быть: конверсия долга в инвестиции; погашение долга товарными поставками; обмен на собственность; обмен на долговые обязательства третьих стран; обмен на акции или облигации.
Такая капитализация преследует следующие цели: замедление темпов роста или абсолютное сокращение величины внешнего долга; уменьшение оттока финансовых средств в виде платежей по обслуживанию внешней задолженности; привлечение новых инвестиций из-за рубежа; участие иностранного капитала в программах приватизации государственных предприятий. Таким образом, решается двоякая задача: с одной стороны, ослабляется внешнее долговое бремя, а с другой - привлекается иностранный капитал с целью обеспечения экономического роста и структурной перестройки экономики.
Большой опыт конверсии внешней задолженности во внутренние активы накоплен странами Латинской Америки, которые испытывали в 80-х гг. острейший долговой кризис. При этом операции по конверсии долга в акции предприятий иностранными инвесторами были прибыльными до тех пор, пока их национальная стоимость была ниже мировой.
В целом, этот механизм не столь однозначен. С одной стороны, такая схема предусматривает изменение расписания выплат и снижает краткосрочную нагрузку на бюджет. С другой стороны, инвестор, получивший акции в результате обмена, в действительности не делает реальных вложений в экономику страны. Фактически происходит обмен госдолга на обязательства частного сектора. Объем долга может уменьшиться если только за счет разности дисконтов, когда новые бумаги будут признаны приоритетными по отношению к старым.
Своп долгов на акции имеет и такой негативные момент, как возможное «бегство капитала», когда инвестор, получив на руки акции, сразу же старается продать их на рынке с тем, чтобы как можно скорее вывести капиталы из страны. Кроме того, процесс конверсии может активизировать спекулятивные операции с целью извлечения дохода на разнице обменных курсов по конверсионным и текущим операциям. Расходы на обслуживание внешнего долга уменьшаются, зато растут выплаты дивидендов по акциям, следовательно, ставится под сомнение сокращение итогового оттока финансовых средств. Конверсионные операции неизбежно ведут к увеличению денежной массы и потому чреваты усилением инфляционного процесса. Наконец, использование механизма конверсии порождает опасность ослабления национального контроля над некоторыми стратегически важными сферами национального хозяйства.
Cписание долга, его реструктуризация и конверсия относятся к тем стандартным методам, которые использует государство в своей долговой политике. Особый интерес представляют альтернативные стратегии снижения бремени государственного внешнего долга.
А.Илларионов в своей статье «Платить или не платить?»2 сформулировал шесть альтернативных стратегий снижения долгового бремени:
1 – ЧПВД превышают платежи по графику;
2 – ЧПВД равны платежам по графику;
3 – ЧПВД меньше
платежей по графику, но
4 – ЧПВД равны процентным платежам;
5 – ЧПВД меньше процентных платежей, но больше нуля;
6 – ЧПВД равны нулю или меньше нуля.
Нетрудно заметить, что критерием классификации в этом случае является удельный вес чистых платежей по внешнему долгу (ЧПВД) в полных платежах по внешнему долгу (ППВД).
Согласно авторской теории можно предположить, что при переходе от 1 и 2 вариантов управления внешним долгом к 6 доля бюджетных доходов в источниках средств для проведения платежей снижается, а доля финансирования повышается. Финансирование для бюджета является ресурсом, как правило, более дорогим, чем его традиционные доходы, а это значит, что при последовательном переходе от 1 варианта к 6 издержки их реализации последовательно возрастают (за счет увеличения компонента финансирования в общем объеме средств для проведения платежей). В то же время при переходе от 1 варианта к 6 номинальные объемы долга последовательно возрастают.
Предполагаемые для использования в операциях по обслуживанию и погашению внешнего долга средства платежа можно классифицировать следующим образом: наличные денежные средства; государственные ценные бумаги; корпоративные ценные бумаги; товарные поставки; долговые обязательства третьих сторон перед российским правительством; иные государственные активы (см. табл. 1.3.1.). В реальной жизни возможны их сочетания в различных пропорциях.
Таблица 1.3.1. Средства платежа по внешнему долгу
и их источники
№ |
Средство платежа |
Источники |
1. |
Наличные денежные средства |
Бюджетные доходы: -налоговые -неналоговые Финансирование: -реализация госактивов: запасов имущества собственности (приватизация) -государственные займы: внутренние, в том числе кредиты ЦБ внешние |
2. |
Государственные ценные бумаги |
Эмиссия нового государственного долга |
3. |
Корпоративные ценные бумаги |
Государственные компании и принадлежащие государству доли в частных компаниях |
4. |
Товарные поставки |
Государственные закупки |
5. |
Долговые обязательства перед российским правительством |
Платежи российских заемщиков |
6. |
Иные государственные активы |
Иные государственные права (государственный земельный фонд и др.) |
Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. В противном случае возможны существенные экономические потери.
В основе долговой политики любого государства должна лежать оптимальная стратегия снижения государственной задолженности, в основе которой лежит сравнение и анализ альтернативным методов обслуживания и погашения внешнего долга, которые также отражают в себе взаимоотношений с кредиторами и средства платежа.
Глава 2. Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга России
в период с 2006 по 2009ГГ.
2.1. Состав и структура внешнего государственного долга России в 20010 - 2011гг.
Управление государственным внешним долгом в последние годы оказалось в центре отечественной экономической дискуссии. И причиной этого явился стремительный рост абсолютных и относительных размеров внешнего долга в течение уже более двух десятилетий.
Изменения структуры и состава внешнего долга РФ в период с 2010 по 2011гг. (на основании данных ЦБ РФ) можно представить в следующей таблице3:
Таблица 2.1.1. Внешний долг РФ в 2010-2011гг.
(млрд.долл.США)
1 января |
1 апреля |
1 июля |
1 октября |
1 января |
1 апреля |
1 июля |
1 октября | |
Всего |
467 245 |
463 397 |
457 422 |
476 642 |
488 940 |
509 603 |
538 572 |
519 359 |
Органы государственного управления |
31 309 |
31 320 |
35 451 |
34 821 |
34 525 |
35 366 |
35 120 |
33 421 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
14 630 |
12 226 |
11 916 |
12 233 |
12 035 |
12 467 |
12 761 |
11 921 |
Банки |
127 212 |
129 028 |
122 118 |
140 038 |
144 225 |
149 107 |
159 011 |
157 023 |
Прочие секторы |
294 094 |
290 822 |
287 937 |
289 550 |
298 155 |
312 664 |
331 680 |
316 994 |
Факт роста общей величины внешнего долга РФ за 2010-2011гг. очевиден. Увеличение составило 11%4 (см. рис. 2.1.1).
Рис. 2.1.1. Изменение величины внешнего долга РФ в период с 2010 по 2011г.
Особый интерес представляет структура внешнего долга в исследуемый период времени. Доля прочих секторов в общем объеме долга на 01.01.2006г. составляла 48,6%, а к 01.01.2009г. превысила 50% рубеж и равнялась 58,56% - что только укрепляет ее доминирование по отношению к другим составляющим долга. Второе место по величине внешнего долга на 01.01.2006г. принадлежит органам государственного управления (27,64%). Однако уже к 01.01.2009г. банки сместили их на одну строчку ниже – этому способствовал рост доли внешней задолженности банков почти в 2 раза (с 19,48% в начале 2006г. до 34,61% в начале 2009г.) и значительное сокращение доли долговой нагрузки органов государственного управления до 6,14%, то есть практически в 4,5 раза (или на 21,5%). И, наконец, органы денежно-кредитного регулирования. Доля их обязательств в структуре внешнего долга сократилась в 6 раз (с 4,28% до 0,69%). Долевая структура внешнего долга РФ в сопоставлении 2006 и 2009гг. представлена на рис. 2.1.2.
Таким образом, несмотря на снижение государственного внешнего долга РФ, совокупный долг РФ продолжает расти, о чем и свидетельствуют данные табл. 2.1.1. Происходит это, в основном, за счет роста задолженности финансового и нефинансового секторов экономики.
Рис.2.1.2. Долевая структура внешнего долга РФ в сопоставлении 2010 и 2011гг.
2.2. Анализ факторов влияния на внешний долг России
Говоря о факторах, которые влияют на изменение величины внешнего долга, можно выделить следующие: изменение курса долл. США (ведь величина внешнего долга измеряется именно в этой валюте); экспорт товаров и услуг; дефицит/профицит бюджета; международные резервы.
В п.1.1. курсовой работы упоминается о том, что в России господствуют две методики расчета величины внешнего долга: Минфина и ЦБ РФ. Принципиальным отличием этих двух подходов являются составляющие долга. Минфин учитывает в составе внешнего долга лишь средства, заимствованные органами государственной власти России и бывшего СССР. В соответствии с ЦБ РФ это лишь как общего долга, наряду с внешней задолженностью банковского сектора и нефинансовых предприятий, а также органов денежно-кредитного регулирования.
На мой взгляд, прежде чем говорить о достоинствах и недостатках той или иной методологии расчета внешнего долга, правомерно провести два самостоятельных анализа факторов влияния на изменении исследуемого показателя. Посмотрим, насколько кардинальными будут полученные значения.
Используемые значения исследуемого показателя и факторов, влияющих на него – поквартальные за период с 1 января 2006г. по 1 октября 2009г. и были собраны из официальных источников Минфина РФ, ЦБ РФ и Федерального казначейства РФ.
Рассматривая, государственный внешний долг РФ с позиции Минфина, получим сводную таблицу, включающую все необходимые для анализа данные:
Таблица 2.2.1. Сводные данные факторов влияния на внешний долг, рассчитанный по методологии Минфина
Период времени |
Величина внешнего долга РФ (млн.долл.США) |
Номинальный курс долл. США к руб. за период |
Экспорт товаров и услуг (млн.долл.США) |
Дефицит/Профицит федерального бюджета (млн.руб) |
Международные резервы (млн.долл.США) |
ВД |
КД |
Э |
Д/П |
МР | |
1 января 2006г. |
76500 |
28,12 |
243799 |
221656,7 |
182240 |
1 апреля 2006г. |
75200 |
27,27 |
67347 |
575886,9 |
205881 |
1 июля 2006г. |
72900 |
26,87 |
143901 |
1083415,9 |
250561 |
1 октября 2006г. |
50000 |
26,75 |
223717 |
1694570,2 |
266197 |
1 января 2007г. |
52000 |
26,53 |
303550 |
1994969,0 |
303732 |
1 апреля 2007г. |
50700 |
25,69 |
71693 |
476334,1 |
338830 |
1 июля 2007г. |
47800 |
25,6 |
155425 |
1076051,4 |
405840 |
1 октября 2007г. |
47100 |
24,72 |
244908 |
1623220,75 |
425378 |
1 января 2008г. |
44900 |
24,48 |
354400 |
1796068,7 |
478762 |
1 апреля 2008г. |
44100 |
23,65 |
110129 |
599999,0 |
512584 |
1 июля 2008г. |
41000 |
23,45 |
236798 |
1375120,3 |
568966 |
1 октября 2008г. |
40400 |
26,54 |
373569 |
2561549,0 |
556813 |
1 января 2009г. |
40600 |
35,41 |
471604 |
1707470,5 |
427080 |
1 апреля 2009г. |
39500 |
33,25 |
57419 |
-29741,6 |
383889 |
1 июля 2009г. |
39100 |
31,76 |
125693 |
-721680,4 |
412590 |
1 октября 2009г. |
38100 |
29,05 |
208232 |
-1327227,70 |
413448 |
Информация о работе Анализ состава, структуры и динамики внешнего государственного долга