Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 20:10, курсовая работа
Анализ фонда заработной платы проводят по тому же плану, что и анализ других видов расходов: по сравнению с нормативной или плановой величиной либо по сравнению с предыдущим отчетным или базовым периодом. При ярко выраженной сезонности в деятельности предприятия будет полезным приводить сравнение с аналогичным периодом прошлых лет. Например, для предприятия по производству сельскохозяйственной продукции «пиком» деятельности являются летние месяцы и сентябрь, для отеля на горнолыжном курорте – сезон с января по март. Анализ проводится по категориям работающих и по подразделениям. В результате анализа выявляются тенденции изменения и причины перерасхода или недостачи фонда заработной платы относительно нормативных или плановых значений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЗНАЧЕНИЕ И АНАЛИЗ СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА 11
1.1. Трудовые ресурсы и средства на отплату труда как объект учета (на примере ГУО "Быховский ЦТКиЭ") 11
1.2. Ведение бухгалтерского учета в бюджетных организациях 19
1.3. Значение фонда оплаты труда 24
1.3.1. Теоретические основы формирования фонда заработной платы и прочих выплат 31
1.4. Удержания и вычеты из заработной плат 42
1.5. Методика анализа фонда заработной платы 46
2 АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ И ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ГУО "БЫХОВСКИЙ ЦТКИЭ" 50
2.1. Анализ состава и структуры трудового персонала 50
2.2. Анализ движения штатных работников 52
2.3. Факторный анализ фонда рабочего времени 54
2.4. Анализ производительности труда. Факторный анализ среднегодовой выработки 58
2.5. Анализ состава и структуры фонда заработной платы 60
2.6. Факторный анализ использования фонда заработной платы 64
3. РЕЗЕРВЫ ЭКОНОМИИ ФОНДА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Только труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов
Вопросы труда, трудовых отношений, оплаты труда являются наиважнейшими для работника и для нанимателя. Основу всех этих взаимоотношений составляют Конституция Республики Беларусь, Трудовой кодекс и ряд других нормативных правовых актов, которые обеспечивают государственные гарантии по оплате труда: величину минимальной заработной платы в соответствии с потребительским минимальным бюджетом; размер тарифной ставки первого разряда; правила индексации заработной платы; размеры удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушения трудовых соглашений; установление продолжительности рабочего дня, отпуска и др.
Важными документами, регулирующими трудовые отношения, являются коллективный договор и трудовой договор, которые заключаются только в письменной форме в двух экземплярах (нанимателю и работникам).
Классификация выполняемых работ, должностей, тарифных ставок отражены в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, Единой тарифной сетке. Единой тарифной сеткой установлены минимальные размеры заработной платы.
На основе коллективного договора в зависимости от условий труда, сложности работы, при высокой квалификации работника предприятие имеет право повышать тарифные ставки отдельным категориям работников на определенный процент, но не боли чем на 50%.
Нормативная правовая база по заработной плате в Республике Беларусь включает нормативные правовые акты, характеризующие гарантии, меры стимулирования оплаты труда, включение в затраты различных выплат:
Закон "О бухгалтерском учете и отчетности" от 18 октября 1994 г. N 3321-XII (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 29.12. 2006 г. № 188-3) определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь [16].
Постановление Министерства Финансов Республики Беларусь от 30.05. 2003 г. № 89 " Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по применению Типового плана бухгалтерского учета " содержит характеристику счетов бухгалтерского учета и рекомендации по применению в системе бухгалтерского учета Типового плана счетов [17].
Декрет Президента от 18.07. 2002 № 17 "О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников" [18]. В данном Декрете говорится о том, что оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Постановление Совмина от 27.04. 2006 № 555 "О некоторых мерах по совершенствованию государственного регулирования оплаты труда" [19]. Этим нормативным документом введена норма, предусматривающая, что премирование руководителей (их заместителей) и главных специалистов коммерческих организаций должно осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством, по итогам работы за квартал.
Закон от 17.07. 2002 № 124-3 "Об установлении
и порядке повышения размера
минимальной заработной платы" повествует,
что размеры минимальной
Указ Президента от 28.01. 2006 № 55 "О нормативе индексации денежных доходов населения с учетом инфляции" устанавливает, что в соответствии со ст.58 Трудового кодекса индексация заработной платы производится, если индекс потребительских цен, исчисленный нарастающим итогом с момента предыдущей индексации, превышает 5-процентный порог. Индекс потребительских цен исчисляется в порядке, установленном правительством, и ежемесячно (не позднее 20-го числа следующего месяца) публикуется в республиканских средствах массовой информации, в том числе нарастающим итогом с начала года и с момента предыдущей индексации. Индексация зарплаты осуществляется на величину индекса потребительских цен с корректировкой для различных частей дохода по шкале нормативов. С 1 января 2006г. увеличен норматив индексации денежных доходов населения, подлежащих индексации, с 75 до 100% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утверждаемый Совмином и действующим на момент индексации.
Постановление Минтруда и соцзащиты от 20.09. 2002 № 123 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) определен порядок применения Единой тарифной сетки для работников производственных отраслей экономики с учетом их специфики.
Декрет Президента от 26.07. 1999 № 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" предусматривает, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней повышение тарифной ставки (не более чем на 50%, если больший размер не предусмотрен законодательством).
Постановлением Совмина от 9.11. 1999 № 1748 "О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда" предусмотрены показатели и размеры премирования также иные меры материального стимулирования рабочих специалистов, служащих, руководителей за высокопроизводительный и качественный труд. Для рабочих-сдельщиков - на основе введения прогрессивно возрастающих до 10% расценок за увеличение производства продукции; для рабочих-повременщиков - на основе повышения до 10% тарифной ставки присвоенного разряда; для руководителей, специалистов и служащих - на основе повышения до 7% должностных окладов.
В Постановлении Министерства экономики, труда от 15.03. 2000 № 46/35 "Об утверждении Типового положения о стимулировании снижения себестоимости продукции (работ, услуг)" перечислены принципы организации премирования рабочих, руководителей, специалистов и служащих организаций за экономию материальных, трудовых и прочих ресурсов.
Постановление Минтруда от 30.03. 2001 № 39 "О принятии Рекомендаций по премированию работников государственных предприятий и предприятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности". Рекомендации этого документа применяются при организации премирования рабочих, руководителей (кроме генерального директора, директора), специалистов, служащих государственных предприятий и предприятий с долей собственности государства в их имуществе.
Постановление Минтруда и соцзащиты
от 20.04. 2005 № 50 "О принятии Рекомендаций
по совершенствованию состава
Правовым основанием регулирования
контрактной формы найма
Контракты, заключенные с работниками бюджетных организаций, должны содержать в качестве обязательных условия, предусмотренные Декретом № 29. Примерная форма контракта нанимателя с работником утверждена постановлением Совета Министров РБ от 02.08. 1999 № 1180. Следует учитывать, что примерные условия договоров в соответствии со ст.397 ГК РБ в отличие от типовых (ст.396 ГК РБ) не носят столь обязательного характера. При неисполнении данных условий договор является ничтожным. Поэтому при отсутствии в законодательстве механизма и источников финансирования из бюджета условие договора может быть опущено, т.е. автоматически не переносится в качестве обязательного в контракт. Например, норма о предоставлении дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней в качестве дополнительной меры стимулирования труда носит для бюджетных организаций больше декларативный характер, так как нормативные правовые акты, принятые в развитие Декрета, не предусматривают механизм предоставления такого поощрительного отпуска и, соответственно, выделение бюджетных средств на эти цели. Кроме того, необходимо обратить внимание, что заключаемые в настоящее время контракты должны содержать норму о минимальной компенсации в размере 3 среднемесячных заработных плат за ухудшение правового положения работника в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя (не распространяется на работников, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсии (кроме трудовых, пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий)).
На основании Постановления
Министерства образования Республики
Беларусь от 30 марта 2007 г. №26 "О совершенствовании
организации труда педагогических
работников" и на основании статьи 319
Трудового кодекса Республики Беларусь
и в целях совершенствования организации
труда работников учреждений образования
из числа руководителей, эффективности
использования их творческого потенциала,
а также поддержания их профессионального
уровня Министерство образования Республики
Беларусь постановляет: Установить, что
руководители (их заместители) учреждений
образования (их структурных подразделений)
могут выполнять в рабочее время оплачиваемую
преподавательскую работу по месту основной
работы в объеме не более половины нормы
часов преподавательской работы за ставку
педагогических работников либо рабочего
времени профессорско-
Во исполнение пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 1999 г. N 2070 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 5, 5/2342) Министерство труда Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь производятся повышение тарифных ставок и окладов, рассчитанных в соответствии с установленной Правительством Республики Беларусь тарифной ставкой первого разряда и коэффициентами Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, за стаж работы по специальности (в отрасли) (за исключением служащих государственного аппарата) в следующих размерах [22]:
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях ведется: бухгалтерской службой как структурным подразделением, возглавляемым главным бухгалтером; бухгалтером (на правах главного) при отсутствии самостоятельного структурного подразделения; централизованной бухгалтерией – самостоятельным структурным подразделением, созданным при государственных органах, бюджетных организациях, отделах (управлениях) органов местного управления и самоуправления по отраслевому (ведомственному) признаку, осуществляющим ведение бухгалтерского учета исполнения смет расходов по бюджету, смет доходов и расходов по внебюджетным средствам, целевым средствам, иным источникам соответствующих бюджетных организаций.
На субсчете 180 "Расчеты с рабочими и служащими" учитываются расчеты с работниками учреждений, состоящими и не состоящими в списочном составе по всем видам заработной платы, премиям, пособиям но временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года.
Начисление заработной платы и пособий производится один раз в месяц и отражается в учете в последний день месяца. Документами для начисления заработной платы являются: приказы но учреждению о зачислении, увольнении и перемещении сотрудников в соответствии с утвержденными штатами и ставками заработной платы, табели учета использования рабочего времени и другие документы. Табели ведутся ежемесячно по установленной форме лицами, назначенными приказом по учреждению. Табели ведутся по учреждению и целом или в разрезе структурных подразделений (отделом, отделений, факультетов, лабораторий и др.). В конце месяца но табелю определяется общее количество отработанных дней, а также часы переработок. Заполненный табель и другие документы, оформленные соответствующими подписями, в установленные сроки сдаются в бухгалтерию для начисления заработной платы. За первую половину месяца работникам выдается плановый аванс. Плановый аванс устанавливается в размере 40% месячной заработной платы за минусом сумм налогов, подлежащих удержанию в установленном порядке.
Информация о работе Анализ состава, структуры и эффективности использования фонда заработной платы