Аналитический и синтетический учёт коммерческого банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 10:33, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, целью курсовой работы является наиболее полное отражение роли бухгалтерского учета в управлении деятельностью банка, а так же разработки мероприятий и предложений по улучшению ведения бухгалтерского учета.
Задачами курсовой работы:
Выявление особенностей ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях;
Рассмотрение основных принципов ведения учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОГО И СИНТЕТИЧЕСКОГО УЧЁТА В БАНКАХ 5
1.1. Цель и задачи аналитического и синтетического учёта в коммерческом банке 5
1.2. Организация аналитического учёта в коммерческом банке 6
1.3. Организация синтетического учета в коммерческом банке 10
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА НА ПРИМЕРЕ ОАО «РОСБАНК» 13
2.1. Организационно – экономическая характеристика ОАО «Росбанк». 13
2.2. Особенности аналитического учёта в ОАО «Росбанк» 14
2.3. Особенности синтетического учёта в ОАО «Росбанк» 18
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В БАНКЕ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Приложение 1 30
Приложение 2 48

Вложенные файлы: 1 файл

Курсова работа нестеренко (Автосохраненный).docx

— 102.19 Кб (Скачать файл)

Из этого можно сделать вывод, что:

    1. Почти по каждому счёту имеются резервы на возможные потери;
    2. Банк активно работает с финансовыми, коммерческими и некоммерческими организациями;
    3. С каждым днём увеличиваются депозиты (вклады) юридических и физических лиц, следовательно, значит, что клиенты доверяют данному банку;
    4. Также привлекаются средства от лиц – нерезидентов;
    5. Юридические и физические лица берут кредиты на большие суммы, следовательно можно увидеть, что банк ведёт эффективную кредитную политику;
    6. Банк участвует в операциях с ценными буманами;
    7. Также у банка имеются акции дочерних организаций;

В общем можно сделать вывод, что банк активно ведёт операции с различными видами банковских операций  и стремится улучшать свою политику, для большей устойчивости на банковском рынке.

2.3. Особенности синтетического  учёта в ОАО «Росбанк»

Синтетический учёт ОАО «Росбанк» представлен в таблице 2.3.1 – Баланс ОАО «Росбанк» (Приложение 2).

Данный баланс делится  на семь разделов: капитал, денежные средства и драгоценные металлы, межбанковские  операции, операции с клиентами, операции с ценными бумагами, средства и  имущество, результаты деятельности.

Раздел 1 «Капитал» в данном балансе включает в себя четыре счёта 1 порядка, каждый из которых подразделяется на счета 2 порядка. Итог по разделу «Капитал» составляет: по кредиту - 12 566 403 000 рублей.

Раздел 2 «Денежные средства и драгоценные металлы» включает в себя два счёта 1 порядка, каждый из которого подразделяется на счета 2 порядка. Итог по разделу «Денежные средства и драгоценные металлы»  составляет: по дебету 26 561 000 рублей, по кредиту – 50 000 000 рублей.

Раздел 3 «Межбанковские операции» делится на подразделы: межбанковские расчёты и межбанковские привлечённые и размещённые средства. Подраздел «Межбанковские расчёты» включает в себя четыре счёта 1 порядка, каждый из которых делятся на счета 2 порядка. Подраздел  «Межбанковские привлечённые и размещённые средства» включает в себя два счёта 1 порядка, каждый из которых делятся на счета 2 порядка.  Итог по разделу «Межбанковские операции» составляет: по дебету – 12 333 800 000 рублей, по кредиту – 255 300 000 рублей.

Раздел 4 «Операции с клиентами» делится на подразделы: средства на счетах и кредиты предоставленные.  Подраздел «Средства на счетах» включает в себя пять счетов 1 порядка, каждый из которых делятся на счета 2 порядка. Подраздел «Кредиты предоставленные» включает в себя два счёта 1 порядка,  каждый из которых делятся на счета 2 порядка. Итог по разделу «Операции с клиентами» составляет: по дебету – 424 490 000 рублей, по кредиту – 860 611 000 рублей.

Раздел 5 «Операции с ценными бумагами» делится на подразделы: вложения в долговые обязательства, вложения в долевые ценные бумаги, выпущенный ценные бумаги. Подраздел «Вложения в долговые обязательства» включает в себя один счёт 1 порядка, который делится на счета 2. Подраздел «Вложения в долевые ценные бумаги» включает в себя один счёт 1 порядка, который делится на счета 2 порядка. Подраздел «Выпущенный ценные бумаги» включает в себя один счёт 1 порядка, который делится на счета 2 порядка. Итог по разделу «Операции с ценными бумагами» составляет: по дебету – 32 650 000 рублей, по кредиту – 139 000 рублей.

Раздел 6 «Средства и имущество»  делится на подразделы: участие и  имущество. Подраздел «Участие»  включает в себя один счёт 1 порядка, который делится на счета 2 порядка. Подраздел «Имущество» включает в себя два счёта 1 порядка, каждый из которых делится на счета 2 порядка. Итог по разделу «Средства и имущество»  составляет: по дебиту – 1 000 183 000 рублей, по кредиту – 1 870 000 рублей.

Раздел 7 «Результаты деятельности»  включает в себя один счёт 1 порядка, который делится на счета 2 порядка. Итог по разделу «Результаты деятельности»  составляет: по дебету – 91 500 000 рублей, по кредиту – 175 000 000 рублей.

В общем итоге валюта баланса ОАО «Росбанк» на 15.11.2012 г. составляет: по дебиту – 13 909 184 000 рублей, по кредиту – 13 909 184 000 рублей.

Проведём анализ активов  и пассивов банка по каждому разделу.

Анализ активов банка: денежные средства и драгоценные бумаги банка занимают 0,19% в активе баланса, межбанковские операции – 88,55%, операции с клиентами – 3,05%, операции с ценными бумагами – 0,23%, средства и имущество – 7,18%, результаты деятельности – 0,66%.

Анализ пассивов банка: капитал  банка занимает 90,35%, в пассивах банка,  денежные средства и драгоценные бумаги – 0,36%, межбанковские операции – 1,84%, операции с клиентами – 6,19%, средства и имущество – 0,01%, результаты деятельности – 1,26%.

Из данного анализа  можно увидеть, что у банка  больше обязательств, чем требований.

В общем можно сделать вывод, что банк активно ведёт операции с различными видами банковских операций  и стремится улучшать свою политику, для большей устойчивости на банковском рынке.

 

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В БАНКЕ

В последнее время российский бухгалтерский учет в целом и  банковский учет в частности претерпел  ряд крупных изменений. Это вызвано  тем, что отечественный учет постепенно переходит на международные стандарты.

Для решения стоящих сегодня  перед бухгалтерским учетом задач  его необходимо рассматривать в  двух важнейших направлениях - это  финансовый (официальный или внешний) учет и управленческий (внутренний) учет. Если цель финансового учета  состоит, прежде всего, в составлении  достоверной отчетности предприятия (банка) для использования ее внешними пользователями, в том числе контролирующими  органами, то цель управленческого  учета заключается в обеспечении  менеджеров всех уровней информацией, необходимой им для принятия управленческих решений. В настоящее время ведение  управленческого учета в коммерческих банках является не только необходимым, но и обязательным. Обязательность ведения управленческого учета  вытекает как из задач бухгалтерского учета, поставленных Банком России, так  и из требований нормативных актов  саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, членами которых является большинство банков.

В современных условиях эффективное  управление филиальной сетью банковских учреждениях приобретает первостепенное значение, так как именно кредитные  организации с эффективной системой управления смогут максимизировать  свои рыночные усилия, и предложить рынку свои услуги, и получить за их осуществление максимально возможную  цену, позволяющую сполна окупить  все затраты, а также существенно  повысят эффективность внутренних и внешних финансово-кредитных  проектов.

Рассматривая деятельность банка и учитывая контроль за системой бухгалтерского учета, в качестве совершенствования организации учета и повышения эффективности деятельности отделения можно предложить ввести отдельные элементы системы управленческого учета в банке.

Управленческий учет как  способ предоставления руководству  информации, необходимой для управленческой деятельности (планирования, контроля и принятия решений), - понятие достаточно широкое. Не менее широк и перечень как методологических, так и технических средств организации управленческого учета, которые можно встретить в современных банках: от набора электронных таблиц до специализированных информационных систем.

Одной из целей управленческого  учета является оценка эффективности  работы того или иного подразделения  или направления бизнеса, традиционно  называемого центром. Организация  управленческой отчетности в разрезе  центров имеет ряд особенностей.

Можно выделить три типа управленческой отчетности:

    • агрегированные сводки;
    • изменения за период;
    • контроль состояния.

Отчеты первого типа - это отчеты по суммам затрат в разрезах объектов управленческого учета: контрагентов, услуг, центров учета и валют.

Второй тип составляют отчеты о динамике состояния счетов: обороты, остатки на счетах по датам  отчетного периода или по нескольким отчетным периодам и т. д.

Отчеты первого и второго  типов, как правило, используются для  получения четкого представления  о состоянии банка и принятия решений.

Третий тип - это всевозможные отчеты о текущем состоянии объектов учета: контроль связности документов по одной и той же услуге, порядок  оплаты документов (платежный календарь), операции за период и т. п. Отчеты данного  типа используются для оперативного контроля.

Информация, необходимая  руководству банка для принятия управленческих решений, - это индивидуальный для каждого банка набор отчетов, которые можно сгруппировать  по следующим параметрам:

    • экономические показатели продаж продуктов и услуг;
    • прибыльность по группам клиентов;
    • уровень рисков, связанных с ведением операций;
    • оценка прибыльности в сравнении с плановыми показателями.

Расчет прибыльности следует  вести в трех разрезах: по клиентам, продуктам и подразделениям (или  каналам сбыта). На основании этих данных можно, например, решать, надо ли сокращать продуктовый ряд, расширять  клиентскую базу, повышать/понижать риски, стимулировать работу подразделений  и отдельных сотрудников.

Несколько групп отчетов (о затратах, прибыльности, основных банковских операциях, рисках) составляют систему управленческой информации. Чтобы внедрить такую систему  надо, во-первых, определить требования руководства к составу отчетов, во-вторых, адаптировать методики расчета  к условиям данного банка и, в третьих, создать организационный механизм и процедуры автоматизированного извлечения данных из систем оперативного учета и других источников.

Прежде чем определить базовые принципы управленческого  учета, надо понять, как строится расчет вклада в прибыль от того или иного  продукта. Следует рассмотреть такие  параметры, как стоимость привлечения  ресурсов, себестоимость операции (продукта), накладные расходы, стоимость риска (уровень убытков по данному продукту за прошлый период) и стоимость  собственного реального капитала банка.

Бухгалтерский контроль, в  первую очередь, должен обеспечивать контроль за: сохранностью привлеченных средств  банка, его активов и имущества; полнотой и достоверностью учетной  информации и отчетности; соблюдением  учетной политики, правильностью  оценки активов в соответствии с  ее принципами; обоснованностью производимых затрат банка, совершением клиентских и банковских платежей; выполнением  нормативных требований ЦБ и налоговых  органов.

В условиях усиления конкуренции  в банковской сфере контроль за затратами банка становится одной из актуальных задач бухгалтерского контроля.

При его осуществлении  важно помнить о делении затрат (расходов) на операционные и не операционные. Операционные расходы во многом определяются текущей ликвидностью банка, конъюнктурой финансового рынка, размером учетной ставки ЦБ и носят переменный характер. Не операционные расходы регламентируются сферой обслуживания финансово-хозяйственной деятельности и носят условно-постоянный характер.

Финансовый контроль представляет собой контроль за: выполнением финансовой политики банка; качеством управления его финансовыми потоками; образованием, распределением и использованием ресурсов всеми подразделениями банка; соблюдением  установленных лимитов; эффективным  управлением ликвидностью, банковскими  рисками; проведением комплексного экономического и финансового анализа  деятельности банка, его подразделений; организацией и эффективностью внутри банковского хозрасчета; формированием  и корректировкой бюджетов; созданием и использованием резервов; соблюдением финансовых нормативов.

Поскольку банк по своей  сути является финансово-кредитным  учреждением, то применительно к  нему финансовый контроль имеет особое значение и приобретает специфическую  роль. Она состоит в повышении  эффективности управления доходами и расходами, бюджетным процессом  банка, а также его ликвидностью. Уровень организации финансового  контроля оказывает непосредственное влияние на устойчивость положения  банка, способствует совершенствованию  системы управления банком, централизации  и подчинению подразделений банка  финансовой политике, проводимой его  руководством.

Важным участком финансового  контроля в банке является оценка эффективности деятельности его  внутренних подразделений. В этой связи  для осуществления качественного  внутреннего контроля большое значение имеет наличие системы внутреннего  хозяйственного расчета.

Исследование места и  роли внутреннего контроля в управлении коммерческим банком позволяет сделать  вывод о том, что внутренний контроль объективно необходим на всех стадиях  и уровнях управления и должен реализовываться, прежде всего, в ходе процесса управления непосредственно  самими структурными подразделениями банка.

В системе управления коммерческим банком задача службы внутреннего аудита состоит, прежде всего, в разработке действенной системы внутреннего  контроля, четком методическом и организационном  ее обеспечении, периодической оценке состояния внутреннего контроля, а в случае недостаточности его  на тех или иных участках - в непосредственном его осуществлении, подготовке выводов  и предложений по повышению эффективности  деятельности банка.

Таким образом, внутренний контроль в коммерческом банке представляет собой систему, являющуюся составной  частью системы управления, которая  должна создаваться для повышения  эффективности управления посредством  своевременного выявления отклонений от запланированных результатов (нарушений  в деятельности банка) на всех стадиях  и уровнях процесса управления и  незамедлительного информирования всех подсистем управления о необходимости  принятия соответствующих корректирующих действий (мер) по устранению и предотвращению подобных нарушений в будущем.

Использование автоматизированной системы управленческого учета  и финансового планирования позволит повысить эффективность операционной деятельности и доходность банка  путем выявления наиболее прибыльных банковских продуктов и бизнес-направлений, сокращения непроизводительных затрат, что положительно скажется на качестве управления банком, повысит степень доверия к нему клиентов и акционеров.

Информация о работе Аналитический и синтетический учёт коммерческого банка