Анализ использования инструментов денежно-кредитной
политики в России показывает, что наиболее
важные их них, прежде всего, уровень процентных
ставок и валютный курс за последние годы
стабилизировались. Процентные ставки
по кредитам до одного года (в рублях) юридическим
лицам в течение 2010 г. изменялись за первый
квартал - 16,6 %, за второй - 15,8 %. Это свидетельствует
о том, что процентная политика исчерпала
свои возможности по стимулированию экономики.
Ставки по кредитам находятся на пределе
инфляционного уровня и могут быть снижены
только после сокращения инфляции. С 3
февраля 2008 г. ставка рефинансирования
ЦБ РФ снижена до 10% годовых.
Несмотря на то, что новая процентная
ставка стала одной из самых низких с 1992
г., всплеска активности на российском
экономическом пространстве, по мнению
финансовых аналитиков, это не вызовет.
Стабилизировался валютный курс. Официальный
курс доллара США и евро по отношению к
рублю в 2009-2010 гг. не претерпел существенных
изменения. Наоборот наблюдается тенденция
укрепления рубля по отношению к доллару,
что должно способствовать снижению инфляции.
Влияние монетарных методов
воздействия на инфляцию в условиях российской
экономики ослабляется низким уровнем
монетизации по причине несбалансированности
российской экономики в целом. Особенностью
структуры российской экономики является
слабой развитие товаров народного потребления.
Диспропорция между накопленными денежными
средствами и товарным предложением досталась
ей в наследство от планового хозяйства.
Резкий рост инфляции должен был дать
толчок развитию производства потребительских
товаров. Однако усилия руководства страны
по стимулированию роста ВВП затронули,
прежде всего, экспортные отрасли, а также
традиционно развитые в России предприятия:
добычу полезных ископаемых, оборонные
отрасли, транспортное машиностроение,
авиацию и некоторые другие. В то же время,
отрасли связанные с производством потребительских
товаров, постоянно отстают в своем развитии
как от других отраслей, так и от ускоренного
роста дохода населения. Постоянный рост
инфляции сказывается на качестве использования
доходов населения. Наблюдается постоянный
рост доли расходов населения, используемых
на покупку товаров и услуг, в общем объеме
доходов. Снижение доли доходов населения,
используемых на накопление, ограничивает
возможности расширения производства
продукции в стране, что затрудняет выход
из инфляционных процессов.
Для стабилизации денежной
системы и осуществления эффективной
антиинфляционной политики государству
необходимы:
- оздоровление экономики
в целом, преодоление спада инвестиционной
активности и обеспечение приемлемых
темпов роста производства;
-разработка и осуществление
государственной экономической стратегии,
способствующей становлению конкурентоспособного,
высокотехнологического и наукоемкого
производства;
-усиление стимулов производственного
накопления у предпринимателей и населения;
- изменение структуры
производственных фондов в целях
расширения производства товаров
народного потребления;
- стимулирование кредитной
инвестиционной деятельности банков;
- совершенствование налоговой
системы, обращая особое внимание
на регулирующую роль налогов;
- формирование и развитие
единого общероссийского рынка
товаров, кредита, валюты, земли, труда
и т.д.;
- создание условий для
превращения зарубежных долларовых
запасов в товары производственного
назначения для национальной
экономики;
- изменение денежно-кредитной
политики, а также платежно-расчетного
механизма в пользу безналичных
расчетов в целях тесной увязки
всех элементов рыночных товарно-денежных
отношений;
- стимулирование экспортной
продукции, в том числе вооружения,
и проведение разумной протекционной
политики.
Осуществление этих мероприятий
в комплексе потребует определенного
времени, но они неизбежно приведут к укреплению
национальной денежной единицы и стабилизации
денежной системы России в целом.
Получается, что Россия (как представляется
властям) в ценовом отношении следует
за другими странами, где глобальный финансово-производственный
кризис привел к замедлению инфляции —
потребители стали значительно разборчивее
и тратят деньги с большой неохотой, не
зная, будет ли у них возможность в будущем
иметь хоть какие-нибудь источники дохода.
Но следует за ними Россия исключительно
оригинальным образом — снижает инфляцию
до такого уровня, который в индустриальных
и многих развивающихся странах был бы
признан невообразимо высоким.
Одним из направлений регулирования
инфляции являются ее внешние факторы,
значение которых возросло в условиях
либерализации внешнеэкономической деятельности
России. Курсовая политика Банка России,
сглаживание резких колебаний курса рубля
по отношению к доллару и евро, ползучая
девальвация в целях поощрения экспорта,
то есть, политика «слабого» рубля снижает
эффективность регулирования инфляции,
направленного на укрепление рубля на
внутреннем рынке. Это связано с зависимостью
внутренних цен от валютного курса рубля
в условиях значительной доли (до 50%) импортных
товаров на российском потребительском
рынке. Причем даже при временном повышении
курса рубля к доллару цены не снижаются.
В условиях российской экономики
основным фактором наблюдаемой инфляции
выступает покупка Банком России выручки
в иностранной валюте, поступающей от
экспортных операций. Это приводит к появлению
избыточной денежной массы в экономике.
Инфляционного эффекта валютных интервенций
можно было бы избежать, используя такой
инструмент денежно-кредитного регулирования
как операции на открытом рынке, а именно
путем оперативной продажи Банком России
государственных ценных бумаг коммерческим
банкам.
В результате поступающая в
результате валютных интервенций дополнительная
денежная масса оперативно изымается
и, соответственно, инфляционного эффекта
не возникает. Влияние валютных интервенций
на уровень инфляции в России объясняется
между тем не столько невозможностью стерилизовать
денежную массу, сколько неумением её
правильно трансформировать в форме интервенций
в реальный сектор экономики. Следовательно,
проблема заключается не в избытке денежной
массы, а в неумении правильно «канализировать»
дополнительный её выпуск, в результате
чего денежные средства аккумулируется
на корреспондентских счетах в коммерческих
банках.
2. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ
Основной целью денежно-кредитной
политики Российской Федерации в 2000-е
годы было замедление темпов инфляции,
показателем которой считается индекс
потребительских цен. В послании Президента
РФ Федеральному собранию в 2004 году была
поставлена задача снижения его до 3%. Прогнозом
социально-экономического развития РФ
на 2008 – 2010 гг. предусмотрено снижение
индекса потребительских цен в 2010 г. до
5 – 6% против 7 – 8% в 2007 г. Однако фактическое
значение индекса потребительских цен
в 2007 г. (11,9%) увеличилось по сравнению с
2006 г. (9%) – впервые после 1998 года, а в 2008
г., и вовсе, составило 13,5%.
Средние темпы инфляции в промышленно
развитых странах являются низкими с начала
1990-х годов, что отражает успехи в проведении
мер по стабилизации инфляции 1970-х – начала
1980-х годов. В частности, ее темпы в среднем
колеблются на уровне 2-3 %, хотя в начале
1980-х годов они составляли около 9 %.
Инфляция в России имеет сложный
характер и подвержена влиянию многих
факторов. Одни из них оказывают влияние
в долгосрочном периоде, другие – на коротком
отрезке времени. Отдельные факторы носят
эпизодический характер, но тоже оказывают
сильное воздействие. На протяжении всего
постсоветского периода состав факторов,
определяющих поведение индекса потребительских
цен и характер их влияния на инфляцию,
постоянно менялся.
При анализе монетарных факторов,
влияющих на динамику инфляции в постсоветский
период, традиционно выделяют три временных
интервала: февраль 1992 – февраль 1995; март
1995 – сентябрь 1998; октябрь 1998 – по настоящее
время. В каждом из них цены формировались
по своим законам. Структурные сдвиги,
происходившие в экономике на рубеже этих
временных интервалов, существенно повлияли
на устойчивые взаимосвязи между основными
макроэкономическими показателями.
Первый временной отрезок характеризовался
небывало высокими темпами роста инфляции
и денежной массы. Достаточно сложно проводить
эконометрическое оценивание на указанном
временном интервале, так как в этот период
не наблюдалось каких-либо устойчивых
взаимосвязей между экономическими переменными.
Более того, правительство продолжало
регулировать цены на социально значимые
потребительские товары (прежде всего
на продукты питания) и на часть продукции
ТЭК (нефть, нефтепродукты, уголь).
Период с марта 1995г. по июль
1998г. характеризуется непродолжительной
стабилизацией основных макроэкономических
процессов, прежде всего инфляции. Существенно
замедлились и темпы роста денежной массы.
Основным фактором, определяющим
динамику индекса потребительских цен
на данном этапе, являлся номинальный
обменный курс рубля к доллару. Нужно отметить,
что на протяжении всего периода Банк
России осуществлял политику валютного
«коридора», контролируя динамику номинального
курса рубля. В то же время влияние изменений
денежной массы на инфляцию заметно снизилось
по сравнению с предыдущим периодом.
Анализ инфляции с октября 1998
г. позволяет сделать вывод о нестабильности
коэффициента эластичности инфляции на
всем посткризисном периоде. Принято считать,
что влияние денежных факторов на инфляцию
в последние годы ослабло. И связано это,
прежде всего с функционированием Стабилизационного
фонда.
Несмотря на волатильность
и наблюдавшееся в последние годы резкое
ослабление позиций американской валюты
на мировом рынке при одновременном укреплении
позиций евро, доллар остается доминирующей
иностранной валютой в России. Объясняется
это двумя основными причинами: сырьевой
направленностью российского экспорта;
чрезвычайно высокой степенью долларизации
российской экономики, сложившейся в процессе
перехода к рынку.
В 2005 – 2007 гг. наблюдается чистый
приток частного капитала, который ежегодно
увеличивается. Необходимо отметить, что
в 1994 – 2004 гг. происходил ежегодный отток
капитала (в 2000г. максимум – 24,8 млрд долл.).
В государственном секторе в 1994 – 2004 гг.,
напротив, наблюдается ежегодный приток
капитала (исключение 2000 г.), что было вызвано
ростом внешних заимствований. В 2005 –
2006 гг. тенденция изменилась в связи с
отказом от новых внешних заимствований
и досрочным погашением внешнего долга
страны. Значительная финансовая «подушка»,
аккумулированная в Стабилизационном
фонде, позволила России 2005 – 2007 гг. досрочно
погасить значительную часть государственного
внешнего долга – свыше 45 млрд долл.
Но уже в 2008 году в связи с мировым финансовым
кризисом чистый отток капитала составил
130 млрд. долл. По данным Центробанка, чистый
отток в январе – феврале 2009 года составил
33,5 млрд. долларов, в том числе, в январе
– 29 млрд. долларов, в феврале – 4,5 млрд.
долларов.
Высокими остаются темпы роста
денежного предложения, что было вызвано,
прежде всего, высокими ценами на товары
российского экспорта (в первую очередь
на энергоносители). Так, за 2004 г. прирост
денежной базы составил 24,9%, за 2005 г. –
31,6%, за 2006 г. – 39,6% и за 2007г. достиг 37 %. За
2004 г. прирост денежной массы составил
35,8%, за 2005 г. – 38,6%, за 2006 г. – 48,8% и за 2007
год прирост составил 52 %. Превышение темпов
роста денежной массы над денежной базой
обусловлено снижением доли наличных
денег в обращении.
Влияние монетарных факторов
на инфляцию не так велико, как раньше,
а ее ускорение, наблюдаемое с апреля 2007
г., связано главным образом со скачком
цен на продукты питания в результате
заметного роста цен на продовольствие
на мировых рынках при низких темпах роста
отечественного производства и сохранении
локального монополизма. Поэтому с октября
2007 г. были снижены ввозные пошлины на
молоко и молочную продукцию и сыры; инициировано
подписание соглашений между производителями
продовольственных товаров и торговыми
сетевыми компаниями о замораживании
цен на отдельные виды социально значимых
продуктов, также с октября 2007 г. проводились
товарные интервенции на рынке зерна.
Общепризнано, что рост цен
на энергоносители выступает важнейшим
фактором инфляции для стран – экспортеров.
Не очевидны причины, по которым в России
продолжается в последние годы рост обрабатывающих
производств при многократном росте цен
на нефть и газ, а следовательно, и рентных
доходов от их экспорта.
При этом рост экспортных цен
«возвращается» странам – экспортерам
в виде повышения цен на ввозимые ими товары.
Например, важнейшим фактором повышения
мировых цен на продовольствие является
именно рост производства биотоплива
из сельскохозяйственного сырья (кукурузы,
пшеницы, рапса, сахарного тростника, пальмового
масла). Но его эффективность объясняется
многократным ростом цен на нефтепродукты
в последние годы. Так что «продовольственный»
фактор в российской инфляции – это косвенный
результат действия основного фактора
– роста цен на нефть.
Между тем международные финансовые
институты, уже в середине 2008 года, фиксировали
внимание на проявившейся угрозе финансово
– денежной нестабильности российской
экономики.
Западные аналитики считают,
что именно политика массированного наращивания
бюджетных инвестиций в инфраструктуру
и социальную сферу стала источником макроэкономической
дестабилизации и инфляции. С этим трудно
спорить, так как бюджетный дефицит в 2008
г. вырос до 13 %.
Дефицит бюджета России в 2009
году достигнул 1,5-2,5 триллионов рублей,
инфляция превысила 8%.
В 2010 году уровень инфляции
повысился до уровня около 9%.
В 2011 году уровень инфляции
снизился до 6%.
В 2012 году уровень инфляции
повысился до 6,58%.
В 2013 году опять снизился до
6,45%1.
2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В
РОССИИ
Основной формой борьбы с инфляцией
является антиинфляционная политика.
Антиинфляционная политика –это комплекс
мер государственного регулирования экономики,
направленных на борьбу с инфляцией. К
настоящему времени выделились основные
направления антиинфляционной политики:
дефляционная политика (или регулирование
спроса); политика доходов (или политика
издержек); конкурентное стимулирование
производства.