Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 18:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ антиинфляционной политики государства.
Задачи:
- рассмотреть сущность, причины и методы измерения инфляции;
- выявить виды инфляции и механизм их действия;
- определить цели и меры регулирования антиинфляционной политики государства;
- проанализировать антиинфляционную политику в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ ........................................................................................................5
1.1 СУЩНОСТЬ ИНФЛЯЦИИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ.........5
1.2 ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ .............................6
1.3 ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ...........................................................9
1.4. ЦЕЛИ И МЕТОДЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА ...................................................................................................11
2. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.........................................................................................................22
2.1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИИ.................................................................................................................22
2.2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ......................................................................................26
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ.....................................34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.............................................47

Вложенные файлы: 1 файл

курсач черновой.docx

— 90.72 Кб (Скачать файл)

Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии.

Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на не сырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний рынок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Мировой опыт также говорит о том, что инфляционное таргетирование может успешно применяться в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (в качестве примеров можно привести Чили, Мексику, Норвегию).

Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.

 

Банк России рассчитывает, что инфляция в РФ в 2014г. уложится в 5-6%. Об этом глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина сообщила на форуме Московской биржи, отметив необходимость поддерживать макроэкономическую стабильность при любых условиях.

Она напомнила, что ориентир по инфляции на текущий год составляет 5% с возможностью отклонения на 1,5 процентного пункта в ту или иную сторону в зависимости от возникновения непредвиденных факторов. Некоторые из этих факторов, по ее словам, уже реализовались, но Банк России рассчитывает уложиться в диапазон 5-6%.

Глава ЦБ также подчеркнула, что в среднесрочной перспективе мега регулятор рассчитывает добиться снижения инфляции в России до 4%, что благоприятно скажется на инвестиционной привлекательности страны.

В свою очередь глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев полагает, что в середине 2014г. инфляция год к году может составить 7%, но затем снизится.

Накануне Всемирный банк снизил прогнозы темпов экономического роста России. По мнению экспертов банка, ВВП страны вырастет в 2014г. лишь на 1,1%, а инфляция немного превысит верхнюю границу целевого диапазона, установленного Банком России на 2014г. (4-5%).

В середине марта 2014г. совет директоров Банка России, сославшись на сохранение «существенных инфляционных рисков», оставил ключевую ставку на уровне 7% годовых и объявил о том, что в ближайшие месяцы она снижаться не будет.2

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ литературы позволил сделать вывод, что инфляция – это сложное многофакторное явление, вызывающее споры и разногласия экономистов, кроме того, наносящее серьезный ущерб экономике страны и ее населению. Исходя из всех достаточно похожих друг на друга определений, можно сказать, что инфляция – это некий денежный феномен, выраженный в устойчивом и непрерывном росте цен, вызванным избытком денежной массы в обращении.

Раскрывая причины инфляционных процессов, важно отметить, что находятся они как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обуславливаются экономическими и политическими отношениями в стране. К наиболее распространенным относятся: отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег, несбалансированность государственных доходов и расходов, инфляционно опасные инвестиции, повышение зарплаты и т.д. Но вот последствия инфляции могут проявляться в течение многих десятилетий, поэтому важно их заранее предусмотреть.

В российской экономике инфляция имеет свои особенности и проблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются: зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть; опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонд и формирование бюджета с профицитом.

Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционная политика, которая представляет собой систему мер по предупреждению и преодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2008-2010 г.г., утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов; сдерживание роста цен на горюче-смазочные материалы посредством стимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли, увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузки и стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулирование роста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции; меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедление скорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетной политики.

Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь на конкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочной перспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплексной программе по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимо обеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и создание благоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироваться на следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулирование рыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовое регулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимости товаров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельных значений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.

Помимо установления единой ценовой политики в рамках достижения ценовой стабильности необходимо также формирование соответствующих макроэкономических условий. В числе: проведение предусмотренных радикальных реформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целях повышения конкурентоспособности России в условиях вступления в ВТО; снижение зависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивой конъюнктуры мировых рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии, человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в том числе экспортных и не сырьевых отраслей; активное противостояние коррупции и теневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до 50 % ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20 %; сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньших масштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление его противоречивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнением законов; повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок, усиление ее предсказуемости, по оценке Всемирного банка, может увеличить вероятность новых инвестиций на 30 %; восстановление доверия в российском обществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оно влияет на мотивацию сделок, трансакционные издержки, инициативы участников рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Р. Макроэкономика. Учебник. М.: Дело и сервис, 2008. С. 210 –215

  1. Абель Э., Бернаке Б. Макроэкономика. Учебник. СПб: Питер, 2010.    С. 560 – 568.

  1. Анисимов А.А., Артемьев Н.В., Тихонова О.Б. Макроэкономика. Учебник. М., 2011. С. 247 – 256.

  1. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. Учебник. М.: Инфра-М, 2007. С. 230 – 239.

  1. Вахрин П.И. Финансы, денежное обращение, кредит. Учебник. М.: Дело, 2008.  С. 251 – 260.

  1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэконоика. Учебник. СПб.: Питер, 2008. С. 344 – 352.

  1. Галицкая С.В. Денежное обращение. Кредит. Финансы: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 2008. С. 255 – 262.

  1. Кураков Л.П. Экономическая теория. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. С. 455 – 457.

  1. Лаврушин О.И., Мамонова И.Д., Фетисов Г.Г. Организация деятельности Центрального Банка. М.: КНОРУС, 2009. С. 185 – 187.

  1. Селищев А.С. Макроэкономика Учебник . СПб: Питер, 2009. С. 366 – 368.

  1. Тюрина А.Д., Шилина С.А. Макроэкономика. Конспект лекций. М., 2008. С. 46 – 49.

  1.  Шевчук Д.А. Макроэкономика. Конспект лекций. М., 2009. С.64 – 74.

  1. Денежное обращение и банки: Учеб пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. М.: Финансы и статистика, 2010.    С. 142 – 144.

  1. Деньги, кредит, банки / Под ред. Е.Ф.Жукова. М.: Дело, 2009.              С. 464 – 466.

  1. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. М.: КНОРУС, 2007. С. 134 – 136.

  1. Макроэкономика: теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. М.: КНОРУС, 2006. С. 90 – 93.

  1. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб и доп. М.: Владос, 2008. С. 556 – 558.

 

 

УЧЕБНИКИ ТюмГУ

 

 

  1. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика. Учебник. М.: Юнити- Дана, 2012. С. 286 –289. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115415&sr=1
  1. Марыганова Е.А., Назарова Е.В. Макроэкономика. Учебник. М.: Евразийский открытый институт, 2011, 2012. С. 271 – 273. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=91067&sr=1

  1. Трунин С.В., Вукочик Г.Г. Макроэкономика. Учебное пособие. М.:Финансы и статистика, 2008. С. 152 – 158. URL:http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=59579

 

 

 

1 уровень-инфляции.рф/таблица инфляции.aspx

2 http://finam.info/news/inflyatsiya-2013-perspektivi/

 


 



Информация о работе Антиинфляционная политика государства