Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Соответствующие задачи данной работы:
Рассмотреть, что представляет собой антимонопольная политика, почему она так необходима;
Понять, чем отличается антимонопольное регулирование в России от регулирования в других странах, выделить особенности антимонопольной политики РФ;

Содержание

Введение
1. Необходимость и сущность антимонопольного регулирования экономики
2. Необходимость, цели и методы антимонопольного регулирования в России
3. Антимонопольное законодательство
3.1 Органы антимонопольного регулирования РФ
3.2 Антимонопольное законодательство России
4. Эффективность, проблемы и перспективы антимонопольной политики РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.66 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине «Макроэкономика»

 

Тема: Антимонопольная  политика России: сущность, проблемы и  перспективы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Необходимость и сущность антимонопольного  регулирования экономики

2. Необходимость, цели и методы антимонопольного регулирования в России

3. Антимонопольное законодательство

3.1 Органы антимонопольного регулирования  РФ

3.2 Антимонопольное законодательство  России

4. Эффективность, проблемы и  перспективы антимонопольной политики  РФ

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Проблема  антимонопольного регулирования очень  значима для решения важнейших  экономических проблем, возникающих  в процессе развития любой страны.

Еще в  прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое  преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным  способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенством рынка.

В связи  с этим изучение вопроса антимонопольного регулирования представляется актуальным для понимания темы экономического развития любого государства.

Среди массы  новых явлений, с которыми жители нашей страны столкнулись после  начала перехода к рыночной экономике, феномен конкуренции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная  реклама компаний, наперебой расхваливающих свои товары и выгодные цены. Вместе с тем, профессиональные экономисты придают понятию конкуренции  на рынке поистине колоссальное значение как основному систематизирующему фактору, без которого функционирование рыночной экономики просто невозможно.

Изменение экономической системы в России, формирование рынка и рыночных отношений  выявили настоятельную потребность  в законодательстве, обеспечивающем нормальное функционирование рынка, создание благоприятных условий для развития конкурентной среды.

С начала 90-х годов проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках остро стали перед  Россией: без принятия твердых и  последовательных мер против монополизма  нельзя надеяться на успех экономической  реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических  преобразований в немалой степени  зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В социалистических странах борьбы с монополиями не было как таковой. Наоборот, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий. Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.

В нашей  стране, промышленности которой в  наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый  комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации  экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке  монополий.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался  с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности.

Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и  конкуренции, понимание населением России необходимости экономических  реформ в данной сфере.

Развитие антимонопольного регулирования  очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, «РАО ЕЭС России» контролирует 98% потребителей электроэнергии, «РАО ГАЗПРОМ» - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота. Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Целью настоящей  работы является анализ основных принципов  антимонопольного регулирования в  России на основе сложившейся экономической  ситуации и действующих нормативных  актов, рассмотрение области проблем  антимонопольного законодательства и  возможных путей их решения.

Соответствующие задачи данной работы:

  • Рассмотреть, что представляет собой антимонопольная политика, почему она так необходима;
  • Понять, чем отличается антимонопольное регулирование в России от регулирования в других странах, выделить особенности антимонопольной политики РФ;
  • Рассмотреть антимонопольное законодательство России, его становление и эффективность в современных условиях.

 

 

1. Необходимость и сущность антимонопольного  регулирования экономики

законодательство

Проблема  антимонопольного регулирования и  разработка методов государственной  поддержки конкуренции очень  значима для решения важнейших  экономических проблем, возникающих  в процессе развития любой страны.

Учитывая  свойство монополий стремиться к  приобретению чрезмерной экономической  власти, государства практически  всех стран с рыночным типом экономики  проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в  деятельность монополий, сообразуясь  со своими представлениями о степени  общественной опасности тех или  иных монопольных структур. Более  того, эта политика в последние  десятилетия всё чаще выступает  не в форме отдельных разовых  мероприятий, а в качестве одной  из постоянных функций государства [8. с.67].

Еще в  прошлом веке во многих странах монополизм был квалифицирован как экономическое  преступление против общества. Соответственно были приняты, принимаются и регулируются специальные законы, направленные на предотвращение или ослабление отрицательных последствий монополизации рынков.

Пытаясь компенсировать несовершенство рынка, государство, прибегая к различным  способам и методам, выбирает наиболее адекватные той или иной задаче.

Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых несовершенством рынка.

Для противодействия  монополизации рынков и защиты конкуренции  государство:

  • Разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
  • Создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи монополизации;
  • Помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее.

В существующей литературе по проблеме представлены различные взгляды специалистов на антимонопольное регулирование  и поддержку конкуренции. В основном исследователи подробно останавливаются  на вопросе антитрестовской политики в США – и действительно, данная тема разрабатывается с 1980 года, а  в России попытки создания такого законодательства начались только со времени развала СССР.

Антимонопольное законодательство представляет собой  пакет законов, который выступает  как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и  монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

Практика  антимонопольного законодательства неоднократно менялась: сменялись периоды ужесточения  на периоды либерализации и наоборот. Самые первые антимонопольные законы были, несмотря на свое несовершенство, самыми жесткими: они запрещали любые  объединения и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Тем самым, запрещался, например, договор  между производителями производить  разнородную продукцию (например, если одна фирма может производить  телевизоры с диагональю 29” и 27”, а другая – 21” и 19”, когда обе фирмы чувствуют себя на рынке намного комфортнее).

История антимонопольного регулирования также  знает попытки предотвращать  ценовую дискриминацию, когда при  определенных условиях возможно продавать  один и тот же товар различным  группам потребителей по различным  ценам, но, с развитием сферы сервиса, эти законы ушли в историю. Сейчас ценовая дискриминация стала  явлением повсеместным, когда существуют дорогие магазины и торговые центры.

Существуют  различные подходы к характеристикам  направлений данной экономики. Например, П. Самуэльсон и В. Нордхаус применительно к США выделяют следующие пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий:

  • Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов;
  • Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях);
  • В-третьих, устанавливается государственная собственность на монополии;
  • В-четвертых, осуществляется государственное регулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей;
  • В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику.

В последние  десятилетия наблюдается смягчение  действий статей законодательства. Считается, что основной задачей антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний, а  предотвращение ухудшений условий  конкуренции.

Современные антимонопольные законодательства, хотя и различаются в разных странах, имеют два принципиальных направления  – контроль за ценами и за слияниями  компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой  сговор между фирмами в целях  установления цен. Также законом  преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно  устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли  конкурентов.

Слияние компаний происходит, когда одна фирма  приобретает акции другой. В результате вторая компания становится частью первой.

Правительство обычно предпринимает меры, когда  в результате горизонтального слияния (объединения сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда  одна из фирм находится на грани  банкротства.

В случае вертикального слияния (объединения  последовательно связанных производств  типа угольных, сталелитейных и автомобильных  компаний) закон также устанавливает  верхний предел доли фирм на соответствующих  рынках.

Конгломератные  слияния (объединения компаний из различных  отраслей) обычно разрешается, поскольку  обычно в этом случае производство оказывается более эффективным, а позиции компаний на соответствующих  рынках практически не меняются.

К профилактическим антимонопольным мерам относят  снижение таможенных налогов, отмену квот, ликвидацию других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок  продукции иностранных предприятий, создание для зарубежных вкладчиков капитала условий, стимулирующих их инвестиционную деятельность. Внутри страны немалую роль могут сыграть  меры по стимулированию процессов диверсификации, поддержке малого бизнеса, венчурных  фирм, либерализации процедур лицензирования, государственная помощь фирмам, осваивающим  такие виды технологии, которые позволяют  производить продукцию, выпускаемую  монополиями, меры по поддержке независимых  изобретателей и т. п.[3. с.67]

Особо впечатляющими  в этом отношении являются мероприятия  рыночных стран по поддержке и  стимулированию развития новых фирм, в первую очередь - малого бизнеса. В  настоящее время в большинстве  стран сформировались целые системы  мер по обеспечению такой поддержки, которые включают в себя, как правило, помощь малым фирмам в финансовом, материально-техническом, информационном и консультационном отношениях. Финансовая поддержка заключается, прежде всего, в обеспечении новым фирмам многочисленных источников венчурного капитала. Поддержка  и помощь в материально-техническом  отношении предполагает создание возможности  покупки (или получения в аренду) для новых фирм на льготных условиях производственных помещений, транспортных средств, оборудования.

Информационная  поддержка включает в себя обеспечение  для новых фирм возможности пользования техническими библиотеками, информационными сетями, банками данных. Консультативная помощь состоит в развитии доступных консультативных служб, способных сориентировать новых предпринимателей в вопросах налогообложения, страхования, оформления патентов, маркетинга и т. п.

Наряду  с развитием малого бизнеса для  многих стран исключительно важным направлением либерализации рынка  и активизации конкурентных рыночных сил является снижение таможенных барьеров.

Подрыву монополизма с помощью активизации  конкурентных рыночных механизмов нередко  способствует процесс ускорения  развития науки и техники, т.к. благодаря  некоторым достижениям НТП отдельные  естественные монополии перестают  быть таковыми. В последние годы особенно заметной была данная тенденция  в отрасли связи. Например, если еще  двадцать лет назад передачу информации на сверхдальние расстояния могли осуществлять только немногие особо крупные компании, то затем, благодаря появлению спутниковой  связи реализация подобных функций  стала доступной многим фирмам, избавившимся таким образом от необходимости  прибегать к услугам компаний-монополистов.

Информация о работе Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы