Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Соответствующие задачи данной работы:
Рассмотреть, что представляет собой антимонопольная политика, почему она так необходима;
Понять, чем отличается антимонопольное регулирование в России от регулирования в других странах, выделить особенности антимонопольной политики РФ;
Введение
1. Необходимость и сущность антимонопольного регулирования экономики
2. Необходимость, цели и методы антимонопольного регулирования в России
3. Антимонопольное законодательство
3.1 Органы антимонопольного регулирования РФ
3.2 Антимонопольное законодательство России
4. Эффективность, проблемы и перспективы антимонопольной политики РФ
Заключение
Список литературы
Статья 15. Запрет
на ограничивающие конкуренцию акты
и действия (бездействие) федеральных
органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, иных осуществляющих
функции указанных органов
1. Федеральным
органам исполнительной власти,
органам государственной
1) введение ограничений
в отношении создания
2) необоснованное
препятствование осуществлению
деятельности хозяйствующими
3) установление
запретов или введение
4) дача хозяйствующим
субъектам указаний о
5) установление
для приобретателей товаров
2. Запрещается
наделение органов
3. Запрещается
совмещение функций
Статья 16. Запрет
на ограничивающие конкуренцию соглашения
или согласованные действия федеральных
органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного
самоуправления, иных осуществляющих
функции указанных органов
Запрещаются соглашения
между федеральными органами исполнительной
власти, органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, иными осуществляющими
функции указанных органов
1) повышению, снижению
или поддержанию цен (тарифов),
за исключением случаев, если
такие соглашения
2) экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
3) разделу товарного
рынка по территориальному
4) ограничению
доступа на товарный рынок,
выхода из товарного рынка
или устранению с него
Однако власти субъектов
Федерации и органы местного самоуправления
допускают многочисленные нарушения,
в частности необоснованно
Реестр как инструмент антимонопольного контроля
По результатам анализа
состояния товарного рынка и
доли предприятий на нем (более или
менее 35%) они включаются либо исключаются
из государственного реестра. Делает это
ФАС, если речь идет о российском рынке
в целом, или его территориальные
управления в случае региональных рынков.
Реестр составляется для того, чтобы
иметь информационную базу о крупнейших
субъектах рынка и
Количество включенных в реестр предприятий зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их доля. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше предприятий может быть включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие значительную долю лишь в производстве наиболее важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.
3. Антимонопольное
3.1 Органы антимонопольного
В связи с распадом Советского
Союза и началом перехода страны
на рельсы рыночной экономики возникла
необходимость создания органа, отвечающего
за ограничение монополий и
В целях реализации Послания
Президента Российской Федерации Федеральному
собранию 1997 года в части приведения
структуры Правительства
22 сентября 1998 года Указом
Президента Российской
В структуре центрального
аппарата были сформированы департаменты:
по правовым вопросам, развития конкуренции
на финансовых рынках и контролю за
соблюдением законодательства о
биржах, развития и поддержки
4 сентября 2001 г. Указом
Президента Российской
9 марта 2004 г. Министерство
было упразднено, а его полномочия
переданы другим ведомствам. Принадлежавшие
МАП России функции
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
ФАС России включена в структуру Правительства России, подчиняется непосредственно Председателю Правительства.
В структуре антимонопольного
ведомства находятся
В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.
3.2 Антимонопольное законодательство России
Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".
Появление монополистов в
России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд
особенностей. Монополии в России
- это зачастую бывшие ведомства
и крупные промышленные предприятия.
Примером первых является концерн "Газпром",
который перенес системы
Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").
Специфика
российских монополий сказалась
и на особенностях законодательного
регулирования их деятельности. В
капиталистических странах
Основные законодательные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это:
1. Конституция РФ
Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьями 55, 74 вводится запрет
на установление на территории Российской
Федерации юридических и
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм. и доп. от 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.)
Информация о работе Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы