Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Соответствующие задачи данной работы:
Рассмотреть, что представляет собой антимонопольная политика, почему она так необходима;
Понять, чем отличается антимонопольное регулирование в России от регулирования в других странах, выделить особенности антимонопольной политики РФ;

Содержание

Введение
1. Необходимость и сущность антимонопольного регулирования экономики
2. Необходимость, цели и методы антимонопольного регулирования в России
3. Антимонопольное законодательство
3.1 Органы антимонопольного регулирования РФ
3.2 Антимонопольное законодательство России
4. Эффективность, проблемы и перспективы антимонопольной политики РФ
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.66 Кб (Скачать файл)

Для характеристики монопольной власти используется и  показатель, определяющий степень концентрации рынка. Он назван в связи с фамилиями  предложивших его ученых индексом Херфиндаля – Хиршмана (IHH). При его расчете используются данные об удельном весе продукции фирмы в отрасли. Предполагается, что чем больше удельный вес продукции фирмы в отрасли, тем больше потенциальные возможности для возникновения монополии. Все фирмы ранжируются по удельному весу от наибольшей до наименьшей:

 

, (1)

 

где IHH – индекс Херфиндаля – Хиршмана;

  S1 – удельный вес самой крупной компании;

S2 – удельный вес следующей по величине компании;

Sn – удельный вес наименьшей компании.

 Если  в отрасли функционирует лишь  одна фирма (т. е. мы имеем  пример чистой монополии), то S1 =100%, а IHH=10000.

Если  в отрасли 100 одинаковых фирм, то S1=1%, а IHH=Si 100=100.

В США  высокомонополизированной считается  отрасль, в которой индекс Херфиндаля – Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной практике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

 

 

2. Необходимость, цели и методы  антимонопольного регулирования  в России

 

В социалистических странах борьбы с монополиями  не было как таковой. Наоборот, государственное  планирование прямо предусматривало  создание крупных предприятий. Это  считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба.

В результате этого, экономика России оказалась  суммой гигантских предприятий: ¾ всех занятых работали на предприятия  с числом работников более 1 тысячи человек, и эти предприятия производили 75% всей промышленной продукции. Но даже в такой огромной стране, как Россия, не нужны были гиганты, производящие одинаковую продукцию. Например, в отраслях российской промышленности уровни концентрации к середине 90-х годов составляли: полиграфическая промышленность – 94%, черная металлургия – 83%, машиностроение и металлообработка – 84%, то есть в  машиностроении заводы являлись абсолютными  монополистами.

«Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований». [1]

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение  единства экономического пространства  на территории Российской Федерации.

2. Обеспечение  «прозрачности» процессов, связанных  с созданием, слиянием и присоединением  коммерческих организаций, приобретением  крупных пакетов акций, основных  производственных средств и нематериальных  активов, а также прав, которые  дают возможность определять  условия деятельности предприятий,  занимающих доминирующее положение  на рынке.

3. Снижение  барьеров входа на товарные  рынки.

4. Создание эффективных  правовых механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие  предпринимательской деятельностью  представителями органов власти, в том числе через использование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий как инструментов  совмещения органами власти хозяйственных  и властных полномочий.

5. Активизация  работы по профилактике и пресечению  недобросовестной конкуренции на  товарных рынках.

Достижение  поставленных целей реализуется  посредством применения сложившихся  в мировой практике методов, основными  из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую  деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление  предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления  являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно  часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту  невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные  действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции.

Закон запрещает устанавливать  монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения  с тем, чтобы создавать или  поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия  договора, невыгодные для него или  не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента  в неравное положение по сравнению  с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента  отказываться от заключения договоров  с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность  произвести или поставить нужный товар.

Монопольно высокой ценой  товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная  занимающим доминирующее положение  хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена  превышает цену, которую в условиях  конкуренции на товарном рынке,  сопоставимом по количеству продаваемого  за определенный период товара, составу покупателей или продавцов  товара (определяемому исходя из  целей приобретения или продажи  товара) и условиям доступа, устанавливают  хозяйствующие субъекты, не входящие  с покупателями или продавцами  товара в одну группу лиц  и не занимающие доминирующего  положения на сопоставимом товарном  рынке;

2) эта цена  превышает сумму необходимых  для производства и реализации  такого товара расходов и прибыли [16].

Монопольно низкой ценой  товара (за исключением финансовой услуги) является цена товара, установленная  занимающим доминирующее положение  хозяйствующим субъектом, если:

1) эта цена  ниже цены, которую в условиях  конкуренции на сопоставимом  товарном рынке устанавливают  хозяйствующие субъекты, не входящие  с покупателями или продавцами  товара в одну группу лиц  и не занимающие доминирующего  положения на таком сопоставимом  товарном рынке;

2) эта цена  ниже суммы необходимых для  производства и реализации такого  товара расходов [16].

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах  с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

Среди ограничивающих конкуренцию  факторов следует выделить:

  • соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок;
  • отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;
  • соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей;
  • ценовые соглашения.

Контроль  за усилением экономической концентрации. Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает:

  • в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений;
  • когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О защите конкуренции", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

Предварительно контролируются:

  • создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 3 млрд. руб.;
  • ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда) [16].

Кроме этого, предварительное  согласие требуется, когда:

  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале акционерного общества, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 25% таких акций. Это требование не распространяется на учредителей акционерного общества при его образовании;
  • лицо (группа лиц) приобретает акции (доли) с правом голоса в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, если оно (она) получает право распоряжаться более чем 1/3 таких акций. Это требование не распространяется на учредителей общества с ограниченной ответственностью при его образовании;
  • одно предприятие (группа лиц) получает в собственность или пользование основные производственные средства либо нематериальные активы другого предприятия и балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 20% балансовой стоимости этих средств и активов предприятия, отчуждающего имущество;
  • лицо (группа лиц) приобретает права, позволяющие определять условия ведения предпринимательской деятельности предприятия или функции его исполнительного органа [16].

В этих четырех случаях  предварительное согласие нужно, если суммарная балансовая стоимость активов лиц, участвующих в сделках, превышает 3 млрд. руб., или одним из них является предприятие, внесенное в реестр хозяйствующих субъектов, доля которых на рынке определенного товара превышает 35%, или приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность этого предприятия [16].

При создании нового хозяйствующего субъекта, слиянии или присоединении  коммерческих организаций, стоимость  активов которых превышает 200 млн. руб., учредители освобождены от предварительного контроля, однако они должны уведомить  антимонопольный орган в 45-дневный  срок после регистрации [16]. В случае, если создание новой фирмы ведет  к ограничению конкуренции, ФАС  может потребовать от учредителей  восстановить первоначальные условия. Если же они опасаются антиконкурентных последствий своих действий, то могут обратиться в ФАС до регистрации и получить соответствующее заключение.

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Запрет  на недобросовестную конкуренцию. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб их деловой репутации.

1. Не допускается  недобросовестная конкуренция, в  том числе:

1) распространение  ложных, неточных или искаженных  сведений, которые могут причинить  убытки хозяйствующему субъекту  либо нанести ущерб его деловой  репутации;

2) введение в  заблуждение в отношении характера,  способа и места производства, потребительских свойств, качества  и количества товара или в  отношении его производителей;

3) некорректное  сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых  им товаров с товарами, производимыми  или реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами;

4) продажа, обмен  или иное введение в оборот  товара, если при этом незаконно  использовались результаты интеллектуальной  деятельности и приравненные  к ним средства индивидуализации  юридического лица, средства индивидуализации  продукции, работ, услуг;

5) незаконное  получение, использование, разглашение  информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую  законом тайну.

2. Не допускается  недобросовестная конкуренция, связанная  с приобретением и использованием  исключительного права на средства  индивидуализации юридического  лица, средства индивидуализации  продукции, работ или услуг [16].

Запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию

Развитие рыночных отношений  предполагает устранение прямого вмешательства  государственных органов власти в деятельность предприятий. Законом  запрещено принимать нормативные  акты и совершать действия, которые  ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные  условия для одних в ущерб  другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий  или граждан.

Информация о работе Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы