Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения.
Соответствующие задачи данной работы:
Рассмотреть, что представляет собой антимонопольная политика, почему она так необходима;
Понять, чем отличается антимонопольное регулирование в России от регулирования в других странах, выделить особенности антимонопольной политики РФ;
Введение
1. Необходимость и сущность антимонопольного регулирования экономики
2. Необходимость, цели и методы антимонопольного регулирования в России
3. Антимонопольное законодательство
3.1 Органы антимонопольного регулирования РФ
3.2 Антимонопольное законодательство России
4. Эффективность, проблемы и перспективы антимонопольной политики РФ
Заключение
Список литературы
Закон имеет экстерриториальный характер, т.е. применяется в тех случаях, когда действия, совершенные за пределами Российской Федерации, влекут отрицательные последствия на товарных рынках Российской Федерации.
Закон не распространяется
на отношения, связанные с объектами
исключительных прав. Здесь имеет
место так называемый конфликт между
антимонопольным и патентным
законодательством. Вместе с тем
из этого правила есть исключение,
когда деятельность обладателей
исключительных прав, занимающих доминирующее
положение, касается предметов вещного
права (например, изделий, в которых
воплощены запатентованные
3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе ".
Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверное рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Причем данный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской федерации.
5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.
6. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах»
Настоящий закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации.
4.
Эффективность, проблемы и
В этой главе мне хотелось бы рассмотреть состояние российского антимонопольного регулирования и его успешность на начало 2000х годов.
Центральной
идеей осуществляемых в России реформ
является переход к рыночной экономике.
Одним из важнейших условий
Для объективной
и комплексной оценки эффекта, а
затем и эффективности
Макроэкономические
критерии эффекта характеризуют
изменение общих параметров экономической
среды, достигнутое в результате
реализации антимонопольной политики.
К числу базовых
Базовые микроэкономические критерии характеризуют эффект, полученный конкретным предприятием (группой предприятий) в результате пресечения монополистической деятельности или акта недобросовестной конкуренции. К их числу относятся:
Показатели макро- и микроэкономики эффективности рассчитываются как соотношение полученного экономического эффекта к понесенным затратам. При этом затраты должны определяться как сумма затрат государства (бюджетных и внебюджетных средств) на содержание соответствующей части аппарата антимонопольных органов, непосредственно принимавших участие в пресечении соответствующего антиконкурентного акта, и сумма соответствующих затрат хозяйствующих субъектов, направленных на восстановление конкурентной среды (например, оплата услуг адвокатов на представление интересов в антимонопольных органах, судах, иные материальные затраты), а также упущенная выгода и прочее [13. С.17].
Рассматривая эффективность, необходимо рассмотреть применение антимонопольного регулирования на практике.
В мае 2010 года банком КБ «Юниаструм Банк» (ООО) была введена комиссия, препятствующая пополнению ранее открытых вкладов и существенным образом ухудшающая их потребительские свойства.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило вступившее в законную силу решение Комиссии ФАС России, которым был установлен факт осуществления банком недобросовестной конкуренции на рынке вкладов.
По мнению Комиссии ФАС России, подобное поведение банка позволило ему получить преимущество перед конкурентами и могло причинить последним убытки в виде недополученных доходов от размещения привлеченных во вклады денежных средств. Кроме того, такие действия не соответствуют нормам гражданского законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Решение и предписание ФАС России обжаловались КБ «Юниаструм Банк» (ООО), но суды первой и апелляционной инстанций подтвердили правомерность актов антимонопольного органа. В суд кассационной инстанции банк обращаться не стал и исполнил выданное ему предписание, отменив комиссию и вернув вкладчикам уже взысканные с них в виде этой комиссии денежные средства.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.33 КоАП 1, банку было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 тысяч рублей.
Обжалуя постановление о наложении штрафа, КБ «Юниаструм Банк» (ООО) просил суд снизить размер штрафа до 100 тысяч рублей, аргументируя это тем, что при назначении административного наказания не учитывался ряд смягчающих ответственность обстоятельств. ФАС России в судебном заседании заявил о том, что доводы банка не соответствуют действительности и противоречат материалам дела.
Арбитражный суд города Москвы согласился с аргументами ФАС России и 28 января 2013 года отказал КБ «Юниаструм Банк» (ООО) в удовлетворении иска о признании незаконным постановления ФАС России о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
На начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования.
28 марта
2000 года на очередных
Это далеко не полный перечень проблем российского антимонопольного регулирования. Одним из способов их решения было реформирование органа по антимонопольной политике, МАП был заменен Федеральной антимонопольной службой, которая функционирует в соответствии как с ранее изданными законами (Например, Федеральным законом «О рекламе», принятым в 1995 году), так и с новыми законопроектами (Например, Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»). Но, учитывая особую значимость защиты конкуренции на современном этапе развития экономики Российской Федерации, наиболее значимая роль отводиться Федеральному закону от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Этот
законопроект предусматривает
По заявлению ОАО «Химпром» было возбуждено дело об установлении ОАО «Каустик» монопольно высокой цены на рассол подземный (раствор хлорида натрия), а также в отказе поставки данного товара. ФАС России признала ОАО «Каустик» нарушившим ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на злоупотребление доминирующим положением).
По итогам рассмотрения дела ФАС России предписала ОАО «Каустик» прекратить злоупотребление доминирующим положением и совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции. В частности: До заключения упомянутого договора ОАО «Каустик» предписано осуществлять поставку рассола подземного ВОАО «Химпром» в объемах, необходимых для обеспечения ВОАО «Химпром» его производственной деятельности фактически сложившимся ценам с последующим пересчетом, исходя из определения экономически обоснованной цены в соответствии с перечисленными подпунктами.
ОАО «Каустик», не согласившись с предписанием антимонопольной службы, оспорило его в судебном порядке. Арбитражный суд г. Москвы своим решением подтвердил обоснованность выданного Комиссией ФАС России ОАО «Каустик» решения и предписания.
22 мая 2007 года Девятый арбитражный
апелляционный суд отклонил
Информация о работе Антимонопольная политика России: сущность, проблемы и перспективы