Антимонопольная политика государства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытие сущности антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
Основная цель работы определяет задачи исследования:
1) Раскрыть необходимость антимонопольной политики;
2) Исследовать антимонопольную политику в Республике Беларусь;
3)Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятия и принципы антимонопольной политики
1.2 Основные направления антимонопольной политики
1.3 Доминирующее положение и методика его оценки
1.4 Нормативно-правовые основы антимонопольной политики Республики Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Содержание антимонопольной политики Республики Беларусь на период 2011-2015 гг.
2.2 Характеристика монополий и их ограничения
2.3 Оценка доминирующего положения на примере РУП “Белтелеком”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика государства ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

Крупные корпорации в обход антимонопольного законодательства используют легальные с точки зрения антимонопольного законодательства формы объединений и монополистической деятельности – холдинговые компании, систему участия, конгломеративные слияния (объединения компаний, относящихся к разным сферам хозяйственной деятельности), а также скрытые приемы установления монопольного господства – джентльменские соглашения, лидерство в ценах. В современных условиях усиления действия антимонопольного законодательства корпорации проводят перестройку своей структуры, приспосабливаясь к изменяющимся реалиям и сохраняя свою суть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основные направления  антимонопольной политики

Целью антимонопольной  политики иногда объявляется стремление к защите малого бизнеса, к недопущению  появления крупных фирм и т.п. Данные цели объявляются имеющими самостоятельную общественную ценность.

Политики, провозглашающие  подобные цели, как правило, не задумываются об издержках, связанных с их достижением. Например, искусственное сдерживание  концентрации производства или товарных рынков означает наказание наиболее эффективных производителей, которые в результате более успешной предпринимательской деятельности вытесняют менее эффективных конкурентов.

Зачастую большое количество фирм в отрасли рассматривается  как признак конкурентности, а  небольшое – монополизма. Такое представление есть вульгаризированная версия теории совершенной конкуренции. В реальном рыночном процессе степень напряженности конкуренции не зависит от количества фирм в отрасли, а определяется наличием или отсутствием государственных ограничений на вход в нее.

Основными направлениями  антимонопольной политики в настоящее  время являются:

а) сокращение прямого государственного участия в экономике и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне;

б) устранение монопольного положения крупных структур (региональных, межотраслевых ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов и других объединений предприятий) в сфере производства и реализации товаров (работ, услуг), за исключением сфер, где сохраняются естественные, регулируемые государством монополии;

в) обеспечение притока конкурирующих товаров на белорусские рынки;

г) правовое и организационное обеспечение антимонопольного регулирования и реализации законодательства о защите прав потребителей.

На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с проблемами и трудностями следующего характера:

Самая большая трудность - решение вопроса о конкретности рынка. Принятое в юридической литературе описание рыночной силы, рассматривающие  несколько ведущих фирм в отрасли, не принимается экономистами, предпочитающими оценивать легкость вхождения новых более эффективных фирм в рынок. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, который определяет уровень концентрации производства и служит критерием концентрации рынка, может сильно различаться в зависимости от очерченных границ рынка.

Оценка вероятности  и легкости вхождения новичка  на рынок неизбежно также связана  с прогнозами, особенно относительно изменений рыночной структуры с  течением времени.

Зачастую отсутствуют  однозначные трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). Или, с одной стороны, ценовая дискриминация может сохранить и усилить монопольные позиции, позволяя крупным фирмам покупать сырье по более низким ценам, чем их менее крупные соперники, привязывая покупателей к продавцам, предоставляющим скидки на более крупные партии товаров, и затрудняя проникновение на рынок новых конкурентов. С другой - систематическая ценовая дискриминация может повысить эффективность ценообразования в ситуации, когда создание монополии неизбежно, в то время как несистематическая дискриминация может укрепить конкуренцию, нарушая дисциплину олигопольного ценообразования. При проведении антимонопольной политики необходимо учитывать всесторонний эффект деятельности фирм, должно быть учтено соотношение как положительных, так и отрицательных последствий.

Неопределенность ущерба субъекта от несовершенной рыночной структуры. Часто не ясно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной стороной, - например, розничный продавец-дилер товара, выпускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции? Непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отношении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя. В свою очередь, разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.

Для проведения антимонопольной  политики государство создает антимонопольные  службы, основной задачей которых  является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее. [3, c. 324-325]

Опыт развитых стран  свидетельствует, что антитрестовская  политика оказалась малоэффективной  и влияла лишь на формы централизации  капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Доминирующее положение  и методика его оценки

Формирование стратегии и тактики  антимонопольного регулирования хозяйствующих  субъектов всех форм собственности  и хозяйствования, действующих на товарных рынках в республике, определяется прежде всего характером и сложившимся уровнем монополизации экономики.

Доминирующее (монопольное) положение  многих хозяйствующих субъектов, которое  дает возможность диктовать свои условия контрагентам, возникло в результате комплекса факторов: географического положения субъекта, концентрации производства, особенностей исторического развития, структуры хозяйственных связей, деятельности органов управления, специфики технологий.

Доминирующим признается исключительное положение субъекта хозяйствования или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта:

- доля которого на  рынке определенного товара превышает  предельную величину, установленную  уполномоченным республиканским органом государственного управления, за исключением случаев осуществления государственной или естественной монополии;

- доля которого на  рынке определенного товара не  превышает установленную предельную  величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления, но исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, по отношению к другим является постоянной).

При этом доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке – это количественная оценка положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке, определяемая как выраженное в процентах отношение объема реализованных хозяйствующим субъектом товаров к общему объему реализации данных и взаимозаменяемых товаров на товарном рынке.

Следовательно, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если величина его доли на соответствующем товарном рынке превышает предельные величины установленные уполномоченным республиканским органом государственного управления. А в случае, если доля на рынке определенного товара не превышает установленную предельную величину, факт доминирования хозяйствующего субъекта определяется исходя из стабильности его доли на товарном рынке, относительно размера принадлежащих конкурентам долей на товарном рынке, возможности доступа на этот рынок конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок.

При определении доминирующего  положения факт объединенного доминирования  группы хозяйствующих субъектов  устанавливается, когда возможность  для злоупотребления на данном рынке есть, но ни один из присутствующих на рынке хозяйствующих субъектов в отдельности ею не обладает.

При исследовании на предмет объединенного  доминирования группы хозяйствующих  субъектов необходимо оценить степень  их возможного взаимодействия. К формам взаимодействия можно отнести:

- взаимодействие, основанное  на обладании акциями, паями,  долями в уставных фондах друг  друга;

- формирование организационно-правовых  структур, в состав которых входят  несколько юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов, проводящих единую экономическую политику.

Оценка доминирующего положения  группы хозяйствующих субъектов  основывается на двух подходах [20]:

- хозяйствующие субъекты  рассматриваются как единый хозяйствующий  субъект (например, в случаях обладания пакетами акций друг друга, позволяющих осуществлять необходимый взаимный контроль). При этом доля группы хозяйствующих субъектов, определенных в процессе анализа, считается как сумма долей всех хозяйствующих субъектов;

- определение доминирующего положения осуществляется на основе анализа поведения хозяйствующих субъектов - лидеров с учетом признаков, характеризующих доминирующее положение отдельного хозяйствующего субъекта (например, в случаях с олигополистическими рынками и слабым фактическим контролем друг над другом).

Доминирующее положение хозяйствующих  субъектов определяется Министерством  экономики Республики Беларусь и  его территориальными органами в  соответствии с Инструкцией по определению  доминирующего положения хозяйствующих  субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 17 октября 2002 г. №229, на основе анализа ситуации на соответствующем товарном рынке при [20]:

- принятии решения  о включении (исключении) в (из) Государственный(ого) реестр(а) хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр);

- изучении уровня монополизации  товарных рынков;

- рассмотрении вопросов  реорганизации хозяйствующих субъектов,  а также создания их объединений;

- выдаче заключений  по сделкам с акциями, имущественными  паевыми взносами в имущество  кооперативов, долями уставных фондов  хозяйствующих субъектов в соответствии  с антимонопольным законодательством.

Анализируя действующее законодательство, необходимо отметить признаки доминирования субъекта хозяйствования:

- доминирующее положение  устанавливается по отношению  к субъекту хозяйствования (юридическому  лицу или индивидуальному предпринимателю);

- субъект хозяйствования, в отношении которого устанавливается факт доминирования, должен быть производителем товаров (работ, услуг);

Таблица 1 - Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов – производителей товаров народного потребления и хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги

Количество крупнейших хозяйствующих  субъектов, поставляющих произведенные  товары на товарный рынок

Значение минимальной предельной величины*

Один

30

Два

54

Три

78

Четыре

98


 *При рассмотрении двух и более крупнейших производителей согласно таблице 1, выступающих на товарном рынке, факт доминирования хозяйствующего субъекта устанавливается в случае, если доля одного из них в общем объеме реализации данного товара на рынке превышает 20 процентов.

Информация о работе Антимонопольная политика государства РБ