Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытие сущности антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
Основная цель работы определяет задачи исследования:
1) Раскрыть необходимость антимонопольной политики;
2) Исследовать антимонопольную политику в Республике Беларусь;
3)Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятия и принципы антимонопольной политики
1.2 Основные направления антимонопольной политики
1.3 Доминирующее положение и методика его оценки
1.4 Нормативно-правовые основы антимонопольной политики Республики Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Содержание антимонопольной политики Республики Беларусь на период 2011-2015 гг.
2.2 Характеристика монополий и их ограничения
2.3 Оценка доминирующего положения на примере РУП “Белтелеком”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таблица 2 - Значение минимальной предельной величины для хозяйствующих субъектов – производителей товаров производственно-технического назначения
Количество крупнейших хозяйствующих субъектов, поставляющих произведенные товары на товарный рынок |
Значение минимальной |
Один |
45 |
Два |
67 |
Три |
86 |
Четыре |
100 |
*При рассмотрении
двух и более крупнейших
- доминирование субъекта хозяйствования устанавливается на товарном рынке
Товарный рынок – это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Республики Беларусь или ее части, определяемой, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории, и отсутствия этой возможности за ее пределами;
- качественным признаком
доминирующего положения
- количественная оценка
доминирования субъекта
При определении признаков
доминирующего положения
Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:
Конституции Республики Беларусь (статья 13);
норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) ,
Закона от 10 декабря 1992 года № 2034-XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З, от 2 декабря 2002 года № 154-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее - Закон «О противодействии монополистической деятельности»);
Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.
Акты антимонопольного
законодательства Республики Беларусь
действуют в соответствии с вертикальной
иерархией норм о конкуренции
и ограничении монополистическо
Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.
Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях [1].
Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их («все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.
Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции) [1].
Таким образом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.
Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.
Однако диапазон действия запрета, закрепленного в статье 9 ГК, ограничен. Во-первых, он распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц) и применяется к отношениям с участием иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и иностранных юридических лиц), если иное не предусмотрено ГК и международным договором. Во-вторых, запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. В-третьих, по субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Названный в ГК запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Но и в этой сфере иное может быть предусмотрено законодательством.
Так, в статье 3 Закона
«О противодействии
Действие Закона «О противодействии
монополистической
Отношения, связанные
с монополистической
Правила Закона «О противодействии
монополистической
Положения Закона «О противодействии
монополистической
Актами законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия по отнесению иностранных государств, международных организаций, физических и юридических лиц, лиц без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.
Деятельность хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национального права, а также норм международного права.
Доминирующее положение
хозяйствующих субъектов
Положения статьи 9 ГК являются, по сути, бланкетными (легальные определения понятий «конкуренция» и «доминирующее положение» и других приводятся в статье 1 Закона «О противодействии монополистической деятельности»). Их применение зависит от дефиниций и правил антимонопольного законодательства.
Недобросовестная конкуренция - любые, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат Закону «О противодействии монополистической деятельности», требованиям добросовестности и разумности и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации.
Поэтому расширить или сузить сферу действия пункта 1 статьи 9 ГК можно путем внесения изменений и дополнений в вышеуказанные Законы. Реализация запрета, предусмотренного статьей 9 ГК, осуществляется в судебном порядке. В случае несоблюдения этого запрета общий или хозяйственный суд вправе отказать лицу в защите принадлежащего ему права.
Следующими в иерархии нашего национального антимонопольного законодательства стоят названные выше законы (Закон «О противодействии монополистической деятельности» и Закон «О естественных монополиях»).
Ключевое место среди
них занимает Закон «О противодействии
монополистической
Закон «О противодействии
монополистической
Правовой и экономической
базой Закона «О противодействии
монополистической
«Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков посредством [2]: