Антимонопольная политика государства РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в раскрытие сущности антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
Основная цель работы определяет задачи исследования:
1) Раскрыть необходимость антимонопольной политики;
2) Исследовать антимонопольную политику в Республике Беларусь;
3)Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятия и принципы антимонопольной политики
1.2 Основные направления антимонопольной политики
1.3 Доминирующее положение и методика его оценки
1.4 Нормативно-правовые основы антимонопольной политики Республики Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Содержание антимонопольной политики Республики Беларусь на период 2011-2015 гг.
2.2 Характеристика монополий и их ограничения
2.3 Оценка доминирующего положения на примере РУП “Белтелеком”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антимонопольная политика государства ПЕРЕДЕЛАННАЯ.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

принятия в установленном  порядке мер по реорганизации  и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на товарном рынке;

осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество  кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

принятия иных мер».

Много внимания уделено  в Законе «О противодействии монополистической  деятельности» разнообразным формам недобросовестной конкуренции (статья 14-2). Например, запрещаются и признаются в установленном порядке неправомерными [2]:

1) все действия, способные вызвать смешение в отношении хозяйствующих субъектов, товаров или предпринимательской деятельности конкурентов (незаконное использование хозяйствующим субъектом не принадлежащего ему фирменного наименования, товарного знака (знака обслуживания) и так далее);

2) утверждения при  осуществлении предпринимательской  деятельности, способные дискредитировать  хозяйствующий субъект, товары  или предпринимательскую деятельность  конкурента (распространение хозяйствующим  субъектом непосредственно или  через других лиц в средствах массовой информации, рекламных и иных изданиях, через любые электронные средства массовой информации и иными способами ложных, недостоверных, искаженных сведений о предпринимательской деятельности, финансовом состоянии, научно-технических и производственных возможностях, товарах конкурента и так далее);

3) указания или утверждения  при осуществлении предпринимательской  деятельности, которые могут ввести  в заблуждение относительно характера,  свойств, способа и места изготовления, пригодности к применению или количества товаров конкурента, в том числе осуществляемые посредством некорректного сравнения производимого хозяйствующим субъектом товара с товаром конкурента путем распространения хозяйствующим субъектом в любой форме и любыми способами сведений, содержащих ложные или неточные сопоставительные характеристики собственного товара и товара конкурента, способные повлиять на свободу выбора потребителя при приобретении товаров или заключении сделки;

4) действия, противоречащие  требованиям Закона «О противодействии монополистической деятельности» и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности (призывы, обращения к другим хозяйствующим субъектам в целях бойкотирования или препятствования предпринимательской деятельности конкурента, действующего на данном рынке или стремящегося в него вступить, и тому подобное).

При применении Закона «О противодействии монополистической  деятельности» также следует  принимать во внимание, что товарные рынки, функционирующие в условиях естественной монополии, также регулируются специальным законодательством, и, прежде всего, - Законом «О естественных монополиях». Поэтому для целей эффективного применения антимонопольного законодательства необходимо определить соотношение Закона «О противодействии монополистической деятельности» и Закона «О естественных монополиях».

В Законе «О противодействии  монополистической деятельности»  нет установок на то, что он не распространяется на отношения с  участием субъектов естественных монополий. В то же время экономическая природа естественных монополий такова, что ее субъекты заведомо доминируют на соответствующем товарном рынке. В Законе «О естественных монополиях» указано, что естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов его производства), а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары (статья 1) [2].

Следовательно, запреты Закона «О противодействии монополистической деятельности» и его санкции могут применяться и к субъектам естественных монополий, если последние нарушают антимонопольное законодательство Республики Беларусь. Параллельно с этим деятельность субъектов естественной монополии подвергается регулированию и в соответствии с Законом «О естественных монополиях». Можно отметить и определенную общность форм и методов правового регулирования в этих Законах.

Среди других актов антимонопольного законодательства нужно назвать следующие:

Положение о государственном  реестре субъектов естественных монополий, утвержденное постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 29 апреля 2003 года № 984;

Инструкцию по выявлению  монопольных цен, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 28 апреля 2000 года № 10 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 262)5;

Инструкцию по выявлению  и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 28 апреля 2000 года № 9 (в редакции постановления Минэкономики от 5 июня 2000 года № 116)6 ;

Инструкцию по организации  и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках, утвержденную постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 31 июня 2000 года № 14 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 261)7;

Правила проведения государственного антимонопольного контроля за соблюдением требований статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», утвержденные постановлением Министерства предпринимательства и инвестиций от 15 января 2001 года № 1 (в редакции постановления Минэкономики от 4 декабря 2002 года № 263)8;

Положение о порядке  согласования условий преобразования государственных, государственных  унитарных, относящихся к республиканской  собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества, утвержденное постановлением Минэкономики от 25 июля 2002 годя № 1619;

Положение о Департаменте антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, утвержденное постановлением Минэкономики от 16 августа 2002 года № 19410;

Инструкцию по определению  доминирующего положения хозяйствующих  субъектов на товарных рынках Республики Беларусь, утвержденную постановлением Минэкономики от 17 октября 2002 года № 22911 и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ  ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Содержание антимонопольной политики Республики Беларусь на период 2011-2015 гг.

В соответствии с Проектом основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, антимонопольная политика будет направлена на:

- достижение эффективного  функционирования товарных рынков;

- предотвращение монополистической  деятельности и недобросовестной  конкуренции.

Для ее реализации потребуется:

- совершенствование нормативной  правовой базы в части предупреждения, ограничения и предотвращения  нарушений антимонопольного законодательства, монополистической деятельности  органов государственного управления, а также юридических лиц, в том числе занимающих доминирующее положение на рынках;

- гармонизация законодательства  в сферах естественных монополий  и конкурентной политики в  рамках формирования Единого  экономического пространства;

- организация контроля  над монополистической деятельностью в целях недопущения возникновения и усиления доминирующего положения на товарных рынках и ограничения конкуренции;

- совершенствование государственного  регулирования деятельности юридических  лиц, доминирующих на товарных  рынках.

Государственное регулирование цен будет сохранено на ограниченный перечень товаров (работ, услуг), продукцию организаций-монополистов и отдельные, определяющие жизненный уровень населения социально значимые товары, в том числе лекарственные средства, жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению.

Тарифная политика будет  нацелена на постепенное возмещение обоснованных затрат при жесткой  увязке с ростом доходов населения  и осуществлением необходимых мер  по социальной защите. Предусматривается  отмена с 2013 года льготных цен (тарифов) на природный газ и энергию для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

В результате будет сформирована экономика, основанная на добросовестной конкуренции и свободном ценообразовании, что создаст адекватные стимулы для структурной перестройки и роста эффективности производства [21].

Регулирование деятельности субъектов естественных монополий  будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.

В тех сферах, в которых  по объективным технологическим  причинам сохраняется состояние  естественной монополии, а возможная  конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.

Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.

Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и  финансово-промышленных групп, холдингов  и других объединений хозяйствующих  субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.

Важным и актуальным направлением регулирования отношений  на конкурентных рынках является предупреждение и пресечение недобросовестной конкуренции. Необходимость развития данного  вида деятельности антимонопольного органа обусловлена прежде всего построением в республике социально ориентированной рыночной экономики, в рамках которой одно из важных мест принадлежит формированию цивилизованной конкурентной среды. Целью государственной политики в этом направлении является выработка цивилизованных и справедливых методов ведения бизнеса, добросовестного продвижения на рынок товаров и услуг.

Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать  дальнейшее сужение сферы прямого  государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля.

Одним из направлений  антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления  монопольным положением хозяйствующих  субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность [22].

 

2.2 Характеристика монополий  и их ограничения

Монополия (от греч. Monopolium - один продаю или единственный продавец) означает исключительное право на осуществление какой-либо деятельности (производства, торговли, промысла), принадлежащие одному лицу, группе лиц, организации или государству, позволяющее навязывать собственные интересы и получать монопольную прибыль.

Монополизм находит  свое место и в рыночной экономике. О его существовании можно  судить по признакам монополистического поведения: по разрушению рыночных механизмов (торможение НТП, удержание высоких  цен, снижение качества и сокращение объема продукции и т.д.).

Монополистом может  быть государство, регионы, центральные  экономические ведомства, министерства, разумеется, государственные и частные  предприятия, а также отдельные  предприниматели. Обычно монополизм связывают  с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями [14, с.6].

Существенными признаками монополии являются обладание субъектом  собственностью и монопольной властью, возможностью диктовать свои условия, влиять на рыночное равновесие выгодным для себя образом, манипулировать ценами и объёмами производства.

Главная ограничительная  сила рыночной власти монополии - эластичность спроса на её продукцию. Продавец может  устанавливать либо цену, либо объём  производства, но не то и другое вместе.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Информация о работе Антимонопольная политика государства РБ