Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 14:32, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в раскрытие сущности антимонопольной политики в странах с развитой рыночной экономикой и в Республике Беларусь.
Основная цель работы определяет задачи исследования:
1) Раскрыть необходимость антимонопольной политики;
2) Исследовать антимонопольную политику в Республике Беларусь;
3)Проанализировать деятельность монополий и развитие конкурентной среды в Республике Беларусь .
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1СУЩНОСТЬ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятия и принципы антимонопольной политики
1.2 Основные направления антимонопольной политики
1.3 Доминирующее положение и методика его оценки
1.4 Нормативно-правовые основы антимонопольной политики Республики Беларусь
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Содержание антимонопольной политики Республики Беларусь на период 2011-2015 гг.
2.2 Характеристика монополий и их ограничения
2.3 Оценка доминирующего положения на примере РУП “Белтелеком”
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития.
Монополизм в экономике государства базируется на универсальной государственной собственности и отсутствии цивилизованного рынка, т.е. тотальном огосударствлении экономики [7, с.17-22].
К ограничениям деятельности
монополий можно отнести
Субъекты естественных монополий, кроме случаев, установленных
законодательными актами, не вправе:
совершать действия, которые приводят или могут привести к
невозможности производства (реализации) товаров в условиях
естественных монополий или к замене их другими товарами;
отказываться от заключения договора с отдельными потребителями
на производство (реализацию) товаров в условиях естественных
монополий при наличии у них возможности произвести (реализовать)
такие товары;
взимать за произведенные (реализуемые) товары плату,
превышающую размер, установленный органом регулирования деятельности
субъектов естественных монополий;
навязывать потребителям условия доступа к товарам,
произведенным (реализуемым) в условиях естественных монополий;
совершать иные действия (бездействие), ведущие к ущемлению прав
потребителей и (или) противоречащие законодательству. [3]
2.3 Оценка доминирующего положения на примере РУП “Белтелеком”
Республиканское унитарное предприятие электросвязи «Белтелеком» — национальный оператор электросвязи Республики Беларусь. Создано 3 июля 1995 г. в форме Республиканского государственного объединения. 1 августа 2004 г. преобразовано в Республиканское унитарное предприятие (РУП) с преобразованием предприятий, входивших в состав объединения, в филиалы путём присоединения.
Предприятие владеет сетью магистральных волоконно-оптических линий связи и является монопольным провайдером внешних шлюзов в интернет, утвержденным государством.
РУП «Белтелеком» является единственным оператором фиксированной телефонной связи в Беларуси, обеспечивает междугородную и международную связь. Предоставляет услуги широкополосного доступа к Интернету по технологиям ADSL и Wi-Fi под торговой маркой byfly, а также услуги интерактивного телевидения IP-TV под торговой маркой ZALA.
Филиалы РУП «Белтелеком»: «Минская городская телефонная сеть», Филиал «Междугородная связь», «Минская телефонно-телеграфная станция», Брестский филиал, Витебский филиал, Гомельский филиал, Гродненский филиал, Минский филиал, Могилёвский филиал. В штате компании работает около 25 тысяч сотрудников. Компания оказывает около 70 видов услуг[4]. По итогам 2008 г. величина обеспеченности стационарными телефонами, подключенных к сети общего пользования, составила в среднем 38,9 телефонных аппаратов на 100 человек населения (1-е место среди стран СНГ). РУП «Белтелеком» входит в десятку крупнейших налогоплательщиков Беларуси. По итогам 2009 года «Белтелеком» перечислил в бюджет, помимо налоговых платежей, 7 млрд белорусских рублей (~ 2,3 млн. $ в эквиваленте). Годом ранее, по итогам работы в 2008-м году — было перечислено 40 млрд белорусских рублей.
На текущий момент
суммарная ёмкость интернет-
Для физических и юридических лиц «Белтелеком» предоставляет услуги по доступу в интернет по технологии ADSL в рамках торговой марки «ByFly». По сообщению РУП «Белтелеком», в марте 2010 года был подключен 500 000 абонент. Летом 2010 число абонентов достигло уже 600 000, в июне 2011 года оно выросло до 900 000.
В масштабах республики национальный государственный оператор связи контролирует 78 % рынка ADSL-доступа, в Минске — 44 %. «Белтелеком» оказывает также услугу «IP-TV» — трансляция пакета телевизионных каналов по системе интерактивного цифрового телевидения (возможность составления расписания просмотра и проч.) по линиям телефонной связи без возможности подключения к сети интернет.
До декабря 2008 года заявлялось, что государство намерено отказаться от своей монополии в области международной электросвязи. 15 октября 2008 года первый заместитель министра связи и информатизации Республики Беларусь Иван Рак объявил от имени Министерства связи о начале первого этапа либерализации рынка услуг междугородной/международной связи. Было объявлено, что в течение девяти месяцев после вступления в силу изменений и дополнений в закон об электросвязи, Минсвязи введет в действие положение о порядке присоединения и взаимодействия между собой сетей операторов электросвязи. Соответственно, после вступления в силу нового закона «Белтелеком» должен был перестать быть монополистом услуги по подключению и взаимодействию сетей операторов внутри республики. В результате чего:
У других
операторов появилась бы
Будет либерализован
рынок услуг международной
Высказывалось мнение, что второй этап начнётся в 2010—2011 годах. Как заявлялось ранее, «Белтелеком» зарабатывал до начала 2009 года на своей монополии в эквиваленте около 15 млн. $ доходов. По этой причине в Министерстве связи считают необходимым сохранять условия, при которых финансовое состояние национального государственного оператора электросвязи останется на прежнем уровне. В то же время, в связи с одномоментной девальвацией белорусского рубля на 20 % по отношению к доллару США 02.01.2009 г. (при неизменных тарифах Белтелекома, выраженных в белорусских рублях) и уменьшением стоимости (в белорусских рублях) доступа в интернет для интернет-провайдеров на 20 %, объявленным 09.04.2009 года, сверхдоходы Белтелекома от предоставления доступа в международные сети интернет, вероятно, постепенно снижаются в валютном выражении. Ранее было озвучено предположение о том, что введение нового порядка взаимодействия операторов связи (демонополизация Белтелекома) должно пороходить одновременно с увеличением объёма оказываемых услуг в республике и роста отчислений в государственный бюджет. Дальнейшие события показали, что государство пока ещё не готово отказаться от значительной прибыли за счёт увеличения объёма и видов услуг.
10 октября 2008 года закон был одобрен нижней палатой, а 22 октября — верхней палатой белорусского парламента. Несмотря на принятие закона обеими палатами парламента, Президент Республики Беларусь не подписал одобренную парламентом редакцию закона. Таким образом, демонополизация «Белтелекома» была отложена на неопределённый срок.
По словам министра связи Беларуси Николая Пантелея, условия приватизации РУП «Белтелеком» пока не выработаны. Кроме того, как было заявлено Н.Пантелеем, нет смысла в приватизации только для того, чтобы кто-то завладел долей акций государственного оператора электросвязи. Вопрос о приватизации будет рассматриваться только в связи с реализацией каких-либо грандиозных проектов по дальнейшему развитию электросвязи и масштабных инвестициях в такое развитие. Без соблюдения этих условий государство не будет рассматривать вопрос о приватизации РУП «Белтелеком».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение сделаем краткие выводы по результатам исследования курсовой работы.
Антимонопольная политика – это система законов и действий государства, направленная на развитие конкуренции.
В Республике Беларусь с целью обеспечения условий для развития добросовестной конкуренции, создания эффективно функционирующих товарных рынков, а также защиты прав потребителей реализуется политика направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности.
Закон Республики Беларусь "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" определяет организационные и правовые основы ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности и направлен на создание условий для развития конкуренции.
Государственный контроль за исполнением антимонопольного законодательства в Республике Беларусь осуществляется Министерством экономики.
В Республике Беларусь запрещается деятельность хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, если эта деятельность имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей.
В Республике Беларусь запрещаются любая монополизация производства или реализации товаров, осуществление полномочий, которые имеют либо могут непосредственно иметь своим результатом незаконное ограничение конкуренции, а так же создание объединений хозяйствующих субъектов, имеющее целью или результатом монополизацию производства или реализации товаров либо иное ограничение конкуренции.
Указанные ограничения
не распространяются на случаи установления
и осуществления
Министерство экономики
Республики Беларусь в целях предотвращения
возникновения или усиления доминирующего
положения хозяйствующих
Для совершения вышеуказанных
сделок юридические и физические
лица обязаны заявить в
Законодательство Республики
Беларусь также запрещает
Механизмы контроля естественных монополий в течение 1990-х годов находились в состоянии постоянного реформирования, подвергались влиянию различных факторов, включая политическую конъюнктуру и лобби крупных компаний. Все это во многом не позволило сформировать эффективный механизм государственной политики, основанный на достижении баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий. Во второй половине 1990-х – первой половине 2000-х годов государственным структурам удалось сформировать более эффективную систему регулирования деятельности монополий. Эта система государственного регулирования основывалась на контроле не всех видов производимой продукции, а только наиболее важных для населения товаров и услуг.
На сегодняшний момент
в области антимонопольной
Одним из направлений является деятельность по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
Для создания эффективного производства
и в целях получения
Усиление монополизации является необратимым
процессом как на мировом, так и на национальном
уровнях. Международная и отечественная
практика показывает, что современный
рынок не может функционировать как огромное
число самостоятельных хозяйствующих
субъектов, каждый из которых выступает
сам по себе и противостоит в конкурентной
борьбе всем остальным. Именно поэтому
большое количество крупных компаний,
достигнув успеха, стремятся к поглощениям
и слияниям с целью расширения территории
влияния, развития новых технологий товарных
линий.
Специалисты до сих пор не пришли к единому
мнению по вопросам необходимости антимонопольного
регулирования. Одни говорят об усилении
контроля государства над монополиями,
другие – о его полном невмешательстве
в деятельность компаний. Однако лучший
вариант находится между двумя этими крайностями.
Государство должно поддерживать наиболее
успешные компании, но при этом содействовать
развитию конкурентной среды. Должны соблюдаться
интересы всех сторон: и государства, и
компаний и потребителей.
Проведенный анализ белорусского антимонопольного
законодательства, показывает, что имеют
место проблемы несогласованности норм
белорусского антимонопольного законодательства,
с жесткими мерами регулирования в отношении
деятельности субъектов хозяйствования
на товарных рынках страны. В этой связи,
полагается необходимым принятие мер
по усовершенствованию антимонопольного
законодательства с целью более эффективного
регулирования сферы конкурентных отношений
в Беларуси. В качестве некоторых шагов
по усовершенствованию белорусского антимонопольного
регулирования было бы целесообразным
предложить следующее.
1. Усовершенствовать систему антимонопольных
органов. В настоящее время функции контроля
за соблюдением антимонопольного законодательства
(в том числе в сфере естественных монополий),
а также полномочия по применению санкций
в данных сферах полностью делегированы
Департаменту. Отнесение всех функций
антимонопольного контроля к компетенции
одного государственного органа не является
эффективным, поскольку лишает антимонопольный
орган объективности при принятии решений.
В период проведения активной государственной
политики по привлечению иностранных
инвестиций в Республику Беларусь, практика
сосредоточения всех полномочий по осуществлению
антимонопольного контроля в одном государственном
органе в определенной степени служит
сдерживающим фактором для крупных иностранных
инвесторов. Целесообразно сформировать
многоступенчатую систему антимонопольных
органов, а именно: