Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 15:40, курсовая работа
Тема: «Планирование ассортимента продукции» является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом Республики Беларусь к рыночным отношениям планирование ассортимента занимает важную роль.
Главной задачей любого предприятия должна стать задача организации систематического планирования товарной номенклатуры. Только в этом случае предприятие может улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным. Планирование ассортимента продукции является актуальной темой в современной рыночной экономике.
Статистический анализ, проведенный международными концернами, показал, что отсутствие конъюнктурной информации на стадии научно-исследовательских и конструкторских разработок в 75 % случаев ведет к неудачному сбыту готовой продукции. Прогнозная и оперативная информация о рыночной конъюнктуре и поведении товара на рынке является предпосылкой планирования обновления ассортимента продукции, регулирования цен и сбытовой сети, оптимизации каналов товародвижения, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых услуг.
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности
предприятия……………………………………………………………… 6
1.1. Ассортимент: понятие и структура …….…………………… 6
1.2.Процесс планирования ассортимента………………………… 10
1.3. Изучение коммерческой информации при
планировании ассортимента продукции предприятия………..………. 16
Глава 2. Анализ коммерческой работы по планированию
ассортимента на ОАО «Гомельский жировой комбинат»…….…….…. 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика
предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат»………………… 17
2.2. Анализ коммерческой работы по планированию
ассортимента выпускаемой продукции на ОАО «Гомельский
жировой комбинат»…………………………………………………….. 29
2.3. Мероприятия по совершенствованию коммерческой
работы связанной с планированием ассортимента…………………… 31
Заключение………………………………………………………………… 33
Список используемых источников……………………………………….. 34
Приложения………………………………………………………………… 35
Из
вышесказанного можно сделать вывод
о том, что ассортимент – это
совокупность видов товаров, подразделяемая
на товарные группы по ассортиментным
признакам. Разбивка на группы осуществляется
с целью наилучшего управления ассортиментом.
Главный принцип формирования номенклатуры
– полное соответствие спросу населения.
1.2. Процесс планирования ассортимента
Процесс
планирования ассортимента продукции
определяется как планирование всех
видов деятельности, направленных на
отбор изделий для будущего производства
и на приведение технических, функциональных
и эстетических свойств этих изделий
в наиболее полное соответствие с
требованиями потенциальных потребителей.
Искусство планирования ассортимента
продукции состоит в умении воплощать
уже имеющиеся и/или
К задачам систематического планирования ассортимента относят:
1.Удовлетворение
запросов потребителей - один из
основных принципов маркетинга,
который соответствует задаче
глубокой сегментации и
2.Оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
3.Оптимизация
финансовых результатов
4.Завоевание
новых покупателей путем
5.Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли и включения в них нетрадиционных отраслей;
6.Соблюдение
принципа синергизма, предполагающего
расширение областей
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению
развитием
производства и реализацией соответствующих
товаров. Целевая ее часть включает
требования к оптимальной структуре
ассортимента, а программная —
систему мер по ее достижению за
определенный период. Этой программе
придает комплексный характер включение
в нее вопросов, связанных с
оптимизацией ассортимента. В качестве
критериев оптимальности
Непосредственно процесс планирования ассортимента предприятия включает в себя три основных этапа. На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров, то есть определяется ассортиментный профиль организации и ее сети продаж. Эта работа проводится с учётом действующих принципов размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. С учётом этого определяется место и роль предприятия в общей системе торгового обслуживания данной отрасли.
Второй этап предусматривает
установление количественного
На третьем этапе определяется
внутригрупповой ассортимент,
1)тип и размер предприятия;
2)техническая оснащенность предприятия;
3)условия товарного снабжения;
4)численность
обслуживаемого предприятием
5)место
расположения предприятия по
отношению к другим
6)транспортные
связи между населенными
Перечисленные факторы прямо или косвенно влияют на спрос, а, следовательно, и на результаты деятельности организации.
При формировании ассортимента товаров на предприятиях следует помнить и о других факторах: социально-экономических (социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, социальное обеспечение и уровень доходов населения, уровень цен на товары и др.), демографических, национально-бытовых и природно-климатических факторах.
Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях должна вестись непрерывно с соблюдением следующих основных принципов:
-
учета особенностей спроса
- включение в ассортимент новых заказов, спрос на которые еще не сложился;
-
обеспечение выполнения
В свою очередь, возросший оборот необязательно означает возросшую прибыль, поскольку последняя зависит еще и от цен. Поэтому ассортиментная политика рассматривается в тесной связи со всеми аспектами товарной политики предприятия.
Существенным
фактором формирования ассортимента является
цена товара. Цена – это денежное
выражение стоимости товара. Цена
выступает одним из важных показателей,
характеризующих состояние и
динамику уровня жизни населения. Покупатель
чаще всего обязательно определяет
для себя предельную цену или диапазон
цен, в пределах которого он собирается
уплатить за покупку. Поэтому одним
из критериев рационального
Планирование ассортимента является непрерывным процессом, продолжающимся в течение всего жизненного цикла продукции, начиная с зарождения замысла о создании нового изделия и кончая снятием его с производства. Иначе говоря, предприятие не может сколь угодно долго поставлять на рынок одну и ту же продукцию. Постоянное новаторство в выпуске продукции - обязательное условие выживания предприятия в условиях рынка. Любое предприятие, решившееся на инновацию, может выбрать один из следующих вариантов по поиску замысла новой продукции:
Необходимость действий в одном из этих направлений связана с тем, что каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл. Однако время от времени появляются неординарные виды продукции, которые имеют исключительно высокую продолжительность жизненного цикла. В этом случае необходимо тщательно продумать систему её разработки.
Планирование новой ассортиментной единицы начинается либо с момента выявления потребности, либо с момента, когда в результате изучения рынка или на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте. Независимо от источника происхождения замысла нового продукта необходимо раньше или позже провести исследование рынка, чтобы выяснить, отвечает ли задуманный продукт осознанной или еще не осознанной потребности.
Приступая к планированию ассортимента и разработке новой продукции, следует всегда помнить, что никакие, самые хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не могут компенсировать ошибки, допущенные ранее при планировании ассортимента продукции, т.е. при отборе и оценке продукции, его техническом испытании, изучении рынка и проведении пробной продажи. Планирование ассортимента продукции предполагает координацию целого ряда взаимосвязанных видов деятельности: научно-технических исследований и разработок, исследований рынка, организации товародвижения, стимулирования сбыта и рекламы.
Кроме того, необходимо отметить, что, несмотря, на огромное значение внедрения новой продукции для долгосрочного развития предприятия, оно остается крайне рискованным делом. Зарубежные специалисты подсчитали, что, в среднем, удельный вес неудачных нововведений в различных товарных группах колеблется между 50 и 90%.
Каким же образом риск, связанный с новой продукцией, может быть снижен до приемлемого уровня?
Во-первых, предприятие может добиться этого систематическим планированием ассортимента продукции, включающим все проверочные этапы - испытание продукции, исследования рынка и пробную продажу, а так же решением всех вопросов, пока продукция ещё находится в стадии планирования. Действуя, таким образом, оно обеспечивает себе гарантию того, что её решения будут основываться не на догадках, а на знании фактов при условии, что эти факты могут быть получены своевременно и ценой приемлемых издержек.
Во-вторых,
они могут сократить риск, анализируя
опыт свой и других предприятий, обеспечивших
успех внедрения новой
В
любом случае перед предприятием
стоит задача повышения
Целый ряд контрольных таблиц и методов оценки новых видов продукции были разработаны для предприятий отдельных отраслей промышленности. Они, естественно, имеют много общего, хотя очевидно, что некоторые вопросы значительно больше касаются одних предприятий, чем других.
Главная ценность этих методов заключается в том, что они заставляют руководителей соблюдать определенную дисциплину при рассмотрении вопросов, связанных с разработкой новых видов продукции. Они гарантируют, что все относящиеся к делу критерии будут, надлежащим образом, изучены и, что при составлении плана освоения новой продукции, будут трезво учтены присущие предприятию сильные и слабые стороны, отличающие его от других.
Не следует думать, что планирование ассортимента продукции это нечто такое, что относится только к новым изделиям. Внедрение новых изделий, несомненно, имеет первостепенное значение для дальнейшего развития и рентабельной деятельности любого предприятия, но также необходимо проводить комплексный анализ уже существующей товарной номенклатуры организации, так как в большинстве случаев освоение новых изделий финансируется за счёт отчисления с выручки от реализации текущей продукции, которую предприятие поставляло на рынок в течение ряда лет и, которую оно надеется успешно продавать ещё на протяжении длительного периода.