Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 15:40, курсовая работа
Тема: «Планирование ассортимента продукции» является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом Республики Беларусь к рыночным отношениям планирование ассортимента занимает важную роль.
Главной задачей любого предприятия должна стать задача организации систематического планирования товарной номенклатуры. Только в этом случае предприятие может улучшать свои экономические показатели и быть конкурентоспособным. Планирование ассортимента продукции является актуальной темой в современной рыночной экономике.
Статистический анализ, проведенный международными концернами, показал, что отсутствие конъюнктурной информации на стадии научно-исследовательских и конструкторских разработок в 75 % случаев ведет к неудачному сбыту готовой продукции. Прогнозная и оперативная информация о рыночной конъюнктуре и поведении товара на рынке является предпосылкой планирования обновления ассортимента продукции, регулирования цен и сбытовой сети, оптимизации каналов товародвижения, организации технического сервиса и расширения ассортимента предоставляемых услуг.
Введение…………………………………………………………………… 4
Глава 1. Ассортимент и его роль в деятельности
предприятия……………………………………………………………… 6
1.1. Ассортимент: понятие и структура …….…………………… 6
1.2.Процесс планирования ассортимента………………………… 10
1.3. Изучение коммерческой информации при
планировании ассортимента продукции предприятия………..………. 16
Глава 2. Анализ коммерческой работы по планированию
ассортимента на ОАО «Гомельский жировой комбинат»…….…….…. 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика
предприятия ОАО «Гомельский жировой комбинат»………………… 17
2.2. Анализ коммерческой работы по планированию
ассортимента выпускаемой продукции на ОАО «Гомельский
жировой комбинат»…………………………………………………….. 29
2.3. Мероприятия по совершенствованию коммерческой
работы связанной с планированием ассортимента…………………… 31
Заключение………………………………………………………………… 33
Список используемых источников……………………………………….. 34
Приложения………………………………………………………………… 35
Основные
направления дальнейшего
Целью
предприятия является повышение
конкурентоспособности
Стратегия
развития предприятия предусматривает
последовательное проведение работ
по реконструкции и техническому
перевооружению предприятия, направленное
на внедрение современных
Проанализируем
основные показатели финансово-хозяйственной
деятельности ОАО «Гомельский жировой
комбинат» за 2009 – 2010 года (таблица 2.1.1).
Таблица 2.1.1 Оценка экономических показателей деятельности ОАО «Гомельский жировой комбинат» за 2009 – 2010 гг.
Показатели | 2009 год |
2010 год |
Отклонение, (+,-) |
Динамика, % |
1.
Объём продукции, млн р.: - в фактических ценах |
87049 | 126834 | 39785 | 145,70 |
- сопоставимых ценах | 93272 | 132648 | 39376 | 142,22 |
2.
Выручка от реализации товаров, |
88562 | 122689 | 34127 | 138,53 |
3.
Полная себестоимость |
81051 | 114095 | 33044 | 140,77 |
4.
Полная себестоимость |
0,92 | 0,93 | 0,01 | 101,09 |
5.
Среднегодовая стоимость |
103341,5 | 114834 | 11492,5 | 111,12 |
В
том числе: 5.1. среднегодовая стоимость активной части основных средств, млн р. |
57948 | 64589 | 6641 | 111,46 |
6. Фондоотдача, всего, р. | 0,84 | 1,10 | 0,26 | 130,95 |
В
том числе 6.1. фондоотдача активной части основных средств, р. |
1,50 | 1,96 | 0,46 | 130,67 |
7. Фондоёмкость, р. | 1,19 | 0,91 | -0,28 | 76,47 |
8. Прибыль (убыток) от реализации продукции, млн р. | 7511 | 8594 | 1083 | 114,42 |
9. Рентабельность продаж, % | 8,48 | 7,00 | -1,48 | - |
10. Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов, млн р. | 84 | -7 | -91 | - |
11. Прибыль (убыток) от внереализационных доходов и расходов, млн р. | -1128 | -2516 | -1388 | - |
12. Прибыль (убыток), млн р. | 6467 | 6071 | -396 | 93,88 |
13.
Среднесписочная численность |
709 | 726 | 17 | 102,40 |
14.
Среднегодовая выработка на 1 работника
(производительность труда), млн р. - в фактических ценах |
122,78 | 174,70 | 51,92 | 142,29 |
- сопоставимых ценах | 131,55 | 182,71 | 51,16 | 138,89 |
15.
Фонд заработной платы |
9060,2 | 12995,1 | 3934,9 | 143,43 |
16.
Среднемесячная заработная |
1064903 | 1491633 | 426730 | 140,07 |
Примечание: Данные для заполнения таблицы
были взяты из «Бухгалтерских балансов»
за 2009 – 2010 года (Приложения 3 и 4 соответственно),
«Отчетов о прибылях и убытках» за аналогичный
период (Приложения 5 и 6 соответственно),
«Отчетов о наличии и движении основных
средств и других внеоборотных активов»
формы 1-ф (ос) за 2009 – 2010 года (Приложения
7 и 8 соответственно) и из «Отчётов по труду»
формы 12-т за период 2009 – 2010 года (Приложения
9 и 10 соответственно), а также из «Отчетов
о производстве продукции и выполненных
работах, услугах промышленного характера»
формы 12-п за 2009 – 2010 года (Приложения 11
и 12).
Вывод: в результате анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Гомельский жировой комбинат» за 2009 – 2010 года было выявлено, что выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом налогов и сборов, включаемых в выручку) выросла на 38,53% или на 34127 млн р. За счёт увеличения в анализируемом периоде полной себестоимости реализованной продукции на 40,77% или на 33044 млн р. Так же выросла полная себестоимость реализованной продукции на 1 рубль выручки от реализации продукции на 1,09% или на 0,01 р. За счет значительного увеличения объёма продукции в фактических ценах в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 45,70% или на 39785 млн р. и не большого роста среднегодовой стоимости основных средств на 11,12% или на 11492,5 млн р., в том числе роста среднегодовой стоимости активной части основных средств на 11,46% или на 6641 млн р. произошло увеличение в анализируемом периоде фондоотдачи на 30,95% или на 0,26 р., в том числе увеличение фондоотдачи активной части основных средств на 30,67% или на 0,46 р. и уменьшение фондоёмкости на 23,53% или на 0,28 р. Рост фондоотдачи и снижение фондоёмкости свидетельствуют об эффективности использования основных средств в ОАО «Гомельский жировой комбинат».
В 2010 году по сравнению с 2009 уменьшилась рентабельность продаж на 1,48%. На это уменьшение повлияли два фактора: значительно вырос объёма продукции и увеличилась прибыль от реализации на 14,42% или на 1083 млн р. В анализируемом периоде произошло сокращение прибыли на 6,12% или на 396 млн р. На это уменьшение повлияли два фактора: уменьшение прибыли от операционных доходов и расходов на 91 млн р. и увеличение убытка от внереализационных доходов и расходов на 1388 млн р. Также в ОАО «Гомельский жировой комбинат» в 2010 году по сравнению с 2009 годом отмечается увеличение среднесписочной численности работников основной деятельности на 17 человек и увеличение фонда заработной платы работников промышленно-производственной деятельности на 43,43% или на 3934,9 млн р. Производительность труда в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличилась в фактических ценах на 42,29% или на 51,92 млн р. и в сопоставимых на 38,89% или на 51,16 млн р. Среднемесячная заработная плата в анализируемом периоде возросла на 40,07% или на 426,730 р. Можно заменить, что темпы роста производительности труда выше темпов роста среднемесячной заработной платы, что свидетельствует о грамотной и правильной политике, проводимой руководством данного предприятия.
После
проведения анализа можно сделать вывод,
что ОАО «Гомельский жировой комбинат»
является одним из крупных и перспективных
предприятий города Гомеля и гомельской
области.
2.2.
Анализ коммерческой
работы по планированию
ассортимента выпускаемой
продукции на
ОАО «Гомельский
Оперативный
анализ выпуска продукции
Номенклатура
– перечень наименований изделий
и их кодов, установленных для
соответствующих видов
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка
выполнения плана по номенклатуре основывается
на сопоставлении планового и
фактического выпуска продукции
по основным видам, включенным в номенклатуру.
План по ассортименту считается выполненным
только в том случае, если выполнено
задание по всем видам изделий. Причины
недовыполнения плана по ассортименту
могут быть внешние (изменение конъюнктуры
рынка, спроса на отдельные виды продукции,
несвоевременный ввод производственных
мощностей предприятия по независимым
от него причинам) и внутренние (недостатки
в системе организации и
Ассортимент
производимой продукции оказывает
большое влияние на деятельность
всего предприятия. При формировании
ассортимента и его структуры
следует учитывать такие
Ассортимент — перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду.
Продукцию, производимую ОАО «Гомельский жировой комбинат»
исходя из ассортиментного перечня, можно разделить на 9 основных групп:
- Жиры;
- Кетчупы;
- Майонезы;
- Маргарины;
- Масло растительное;
- Мыло жидкое;
- Мыло туалетное;
- Мыло хозяйственное;
- Соусы.
В
ассортиментном перечне кроме наименования
производимой продукции также указаны
сроки годности и условия хранения
той или иной продукции. (Приложение
13)
В качестве показателя степени выполнения плана по ассортименту используется коэффициент выполнения плана. Изменение структуры ассортимента влияет на все показатели хозяйственной деятельности предприятия:
- объем производства продукции;
- объем реализации продукции;
- материалоемкость;
- себестоимость;
- прибыль;
- рентабельность и т. д.
Структура
продукции – это соотношение
отдельных видов изделий в
общем объеме ее выпуска. Выполнить
план по структуре – значит сохранить
в фактическом выпуске
Таблица 2.2.1 Анализ выпускаемой продукции по ассортименту
Виды
продукции |
2010 | 2011 | Тр, % | Откл. (+; -) |
Объем производства | ||||
Маргпродукция | 22806 | 25877 | 113,47 | 3071 |
Майонез | 15112 | 18467 | 122,20 | 3355 |
Мыло хоз-ое | 7869 | 9432 | 119,86 | 1563 |
Масло растительное | 21853 | 15558 | 71,19 | -6295 |
Мыло туалет. | 6516 | 9120 | 139,96 | 2604 |
Итого: | 74156 | 78454 | 566,69 | 4298 |
Вывод:
Проанализировав ассортимент выпускаемой
продукции, было выявлено что объем производства
маргариновой продукции увеличилось на
13,47 % или на 3071 млн руб. ,производство майонеза
также увеличилось на 22,20% или 3355 млн руб.
, мыло хозяйственное увеличилось на 19,86%
или на 1563 млн руб. , а масло растительное
уменьшилось на 28,81% или на 6295 млн руб.,
выпуск мыла туалетного в отчетном
году по сравнению с прошлым увеличился
на 39,96% или на 2604 млн руб. Итого по выпуску
продукции произошло увеличение на 4298
млн руб.
2.3 Мероприятия по совершенствованию коммерческой работы связанной с планированием ассортимента.
Повышение эффективности коммерческой работы связанной с планированием ассортимента невозможно без полной ориентации ее на маркетинг. Это не дань моде, а условие успешного функционирования предприятие в рамках постоянно меняющейся рыночной среды. Игнорирование маркетинга менеджментом предприятия в современных условиях может стоить очень дорого, вплоть до выхода из бизнеса.
Цели коммерческой работы :
Переориентация
существующей системы управления предприятия
на маркетинг, т.е., систему управления
деятельностью фирмы по разработке,
производству и сбыту товаров
на основе изучения рынка и в интересах
получения прибыли, позволит сделать
предприятие устойчиво
Основными предпосылками ориентации деятельности на маркетинг являются:
Современные
условия позволяют бизнесу