Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 12:40, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в необходимости изучения аудита расчетов с подотчетными лицами, с целью выяснения типичных ошибок при учете таких расчетов. Изучение выбранной темы также дает возможность оценить способы избегания ошибок, допускаемых при учете расчетов с подотчетными лицами.
Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели - рассмотреть аудит расчетов с подотчетными лицами.
Введение………………………………………………………………….……c.3-4
1. Краткая характеристика деятельности ООО «Газэнергопроминжиниринг»……………………………………….…...…c.5-15
2. Аудиторская проверка расчетов с подотчетными лицами……………c.16-55
2.1. Цель и задачи аудита расчетов с подотчетными лицами, нормативно-правовая и информационная база аудиторской проверки…………………………………………………………………….c.16-21
2.2. Тесты проверки системы внутреннего контроля и оценка ее надежности, определение и оценка аудиторского риска………………...c.21-31
2.3. Уровень существенности……………………………………….c.31-33
2.4. Общий план и программа аудита…………………………...….c.33-36
2.5. Аудиторская проверка расчетов с подотчетными лицами ООО «Газэнергопроминжиниринг»……………………………………………..c.36-52
2.6. Аудиторское заключение……………………………………....c.52-55
Заключение……………………………………………………………..….c.56-57
Список использованной литературы………………………………...……c.58-60
В качестве аудиторских доказательств используется следующая информационная база:
локальные нормативные документы организации, регулирующие трудовые отношения между работодателем и работниками, порядок организации бухгалтерского учета расчетных операций: коллективный договор, положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка, учетная политика;
учетные документы, отражающие факт совершения хозяйственной операции: авансовый отчет (форма № АО-1), приказ (распоряжение) о приеме работника на работу (форма № Т-1), личная карточка работника (форма № Т-2), штатное расписание (форма № T-3), табель учета рабочего времени (форма № Т-13), лицевой счет (форма № Т-54), расчетная ведомость (форма № Т-51), расчетно-платежная ведомость (форма № Т-49), платежная ведомость (форма № Т-53), приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку (форма № Т-9), командировочное удостоверение (форма № Т-10), служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении (форма № Т-10а) и др.;
учетные регистры аналитического и синтетического учета, отражающие бухгалтерские записи по расчетным операциям: карточки, ведомости по счетам, журналы-ордера, анализы счетов, 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.;
бухгалтерская отчетность, подтверждающая суммы сальдо по счетам расчетов: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
прочие документы, отражающие законность совершения расчетов: письма, приказы (распоряжения) руководителя, соглашения, трудовые договоры, договоры возмездного оказания услуг, подряда и пр.
Ведение бухгалтерского учета организации должно быть строго регламентировано, то есть подчинено определенным правилам.
Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц.
Нормативно-правовая база по расчетам с подотчетными лицами:
Закон «О бухгалтерском учете», содержит перечень обязательных реквизитов первичных документов (статья 9, п. 2). Разрешает составлять документы на машинных носителях (статья 9, п. 7). Руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером утверждает перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов (статья 9, п. 3). Обязывает директора организации и главного бухгалтера либо уполномоченных ими лиц подписывать первичные бухгалтерские документы по операциям с денежными средствами (статья 9, п. 3). [8]
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30. 12.2001 г. № 197 – ФЗ (ред. от 22.11.2011), дает понятие служебной командировке (гл.24, ст. 166), описывает гарантии при направлении работников в служебные командировки (ст. 167), возмещение расходов связанных со служебной командировкой (ст. 168).[5]
Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2011). Определяет суточные, не включающиеся в доход подлежащий налогообложению (ст.217), определение представительских расходов (ст. 264).[4]
ПБУ 3/2006 - Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» утверждено приказом Минфина РФ от 25.12.2007 N 147н - Положение регулирует особенности бухгалтерского учета имущества и обязательств организаций, стоимость которых выражена в иностранной валюте, заключающиеся в пересчете стоимости этих имущества и обязательств в рубли, учет курсовых разниц. Приложение к данному Положению содержит указание, что пересчет расходов, произведенных подотчетным лицом при загранкомандировках, в рубли производится по курсу, действующему на дату его составления авансового отчета.[11]
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации - содержит правила приема, хранения, выдачи наличных денег и оформления первичных документов; ведения кассовой книги; ревизии кассы и соблюдения кассовой дисциплины. Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.[12]
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696 (ред. от 27.01.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», на основании этих правил аудитор разрабатывает программу аудита, в том числе программу аудита расчетов с подотчетными лицами.[9]
Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (вместе с "Положением об особенностях направления работников в служебные командировки"). [7]
Постановление Госкомстата РФ от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет", [14] Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты". [13]
План счетов бухгалтерского учета, утвержденный Минфином РФ от 31.10.2000г. №94н (ред. от 08.11.2010г.) - правила синтетического учета операций в бухгалтерском учете. В частности, содержит проводки по отнесению в доход работника подотчетных сумм, не возвращенным в срок.[10]
По командировкам в пределах Российской Федерации:
Инструкция Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.88 N 62 «О служебных командировках в пределах СССР» - содержит: определение служебной командировки (п. 1); правила документального оформления командировки (командировочное удостоверение и, по усмотрению руководителя, приказ о направлении работника в командировку) (п. 2); предельные сроки командировок (сроки устанавливает руководитель, но не более 40 дней) (п. 4); необходимость ставить в командировочном удостоверении отметки о дне прибытии и дне выбытия из места командировки (п. 6); формы журналов по ведению учета работников, отбывающих в командировки; указание на сохранение за работником находящимся в командировке среднего заработка (п. 9); указание на выплату работникам суточных (п. 10); перечень расходов, возмещаемых командированному работнику (п. 12); предписание в течение 3-х дней после возвращения работника из командировки составить авансовый отчет (п. 19); другие положения относительно командировок.[17]
Письмо Минфина РФ от 12.05.92 N 30 «О порядке возмещения командированным работникам затрат за пользование постельными принадлежностями в поездах» - компенсация работнику данных расходов с отнесением их к затратам предусмотрена документом. [18]
По командировкам за границу:
Письмо Минтруда РФ, Минфина РФ от 17.05.96 N 1037-ИХ «О порядке выплаты суточных работникам, направляемым в краткосрочные командировки за границу» - содержит информацию о том, суточные какой страны и с какого момента применять (пока командированный работник находится на территории РФ применяются нормы суточных для РФ; при пересечении границы РФ - нормы для страны-назначения (при этом документ запрещает выплачивать суточные за день пересечения границы при возвращении в РФ); если работник в период командировки находился в нескольких зарубежных странах, то со дня выбытия из одной страны в другую (определяется по отметке в паспорте) суточные выплачиваются по норме, установленной для выплаты в стране, в которую он направляется.[16]
Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 812 «О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» (в ред. от 24.12.2008) - содержит список государств и соответствующих размеров суточных отдельно для работников загранучреждений и прочих работников, находящихся в краткосрочных командировках. [19; С.74]
2.2. Тесты проверки системы внутреннего контроля и оценка ее надежности, определение и оценка аудиторского риска.
Система внутреннего контроля – это совокупность организационных структур, политик, процедур и действий сотрудников организации, направленных на минимизацию рисков и обеспечение достижения ее целей.
Результаты оценки системы внутреннего контроля позволяют менеджменту и собственникам бизнеса:
получить структурированное понимание того, в какой степени они могут быть уверены в способности организации достигать стоящие перед ней цели;
обоснованно определить направления и задачи необходимых изменений в бизнес-процессах и инфраструктуре организации;
создать основу для внедрения лучшей практики в области внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления.[23]
Тесты средств внутреннего контроля означают действия, проводимые с целью получения аудиторских доказательств в отношении надлежащей организации и эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. ФПСАД №5, п.5. [9]
Тесты проверки системы внутреннего контроля представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Тесты проверки системы внутреннего контроля.
№ п/п | Содержание вопроса | Ответ, Да(+)/Нет(-) |
1 | Разработаны ли схемы отражения на счетах операций с подотчетными лицами | + |
2 | Сверяются данные кассовой книги с данными учетных регистров и первичных документов по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» | + |
3 | Проводится ли инвентаризация расчетов с подотчетными лицами | + |
4 | Соответствуют ли данные учетных регистров по счету 71 остаткам Главной книги | Соответствуют |
5 | Проверяется ли соответствие данных аналитических регистров регистрам синтетического учета по счету 71 | + |
6 | Имеется ли приказ о направлении в командировку работнков | + |
7 | Имеется ли приказ о сроках отчетности и подотчетных сумм | + |
8 | Соответствует ли порядок расчетов с подотчетными лицами Порядку ведения кассовых операций в РФ и другим нормативным документам | + |
9 | Своевременно ли сдаются авансовые отчеты в бухгалтерию организации | + |
10 | Проверяются ли авансовые отчеты п.о формальным признакам и по существу отраженных операций, осуществляется ли арифметическая проверка авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов | + |
11 | Применяются ли компьютерные программы для расчетов с подотчетными лицами | + |
12 | Используются ли унифицированные формы первичных документов | + |
13 | Какие документы применяются для организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами | Ведомости |
14 | Соблюдается ли своевременность расчетов с подотчетными лицами по выданным суммам | + |
15 | Правильно ли отражаются на счетах бухгалтерского учета операции с подотчетными лицами | + |
16 | Сверяются ли записи аналитического и синтетического учета по счету 71, а также записи в Главной книге | + |
17 | Имеется ли на предприятии список лиц, которым разрешено выдавать деньги на хозяйственные нужды, утвержденный приказом по предприятию | + |
18 | Выдаются ли новые авансы лицам, не отчитавшимся по ранее полученным подотчет суммам | _ |
19 | Оформляются ли письменные распоряжения руководителя предприятия при направлении работников в командировки | + |
20 | Как регулярно обрабатываются и отражаются в учете авансовые отчеты об израсходованных суммах выданных на хозяйственные нужды и на командировочные расходы | Данные авансовых отчетов отражаются по предоставлению авансового отчета работника прибывшего из командировки, в течение 3х рабочих дней. |
По результатам указанного теста можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля и учета расчетов с подотчетными лицами на данном предприятии работает достаточно эффективно. Тому свидетельствуют следующие моменты:
достаточно частая проверка своевременности сдачи неизрасходованных подотчетных сумму и т.д.
регулярно проводится проверка главным бухгалтером достоверности составления авансовых отчетов и приложенных к ним авансовых отчетов.
Также выявлены положительные моменты в плане учета: разработаны схемы отражения на счетах операций с денежными средствами и расчетов с подотчетными лицами, достаточно часто проводится сверка данных кассовой книги с данными учетных регистров и первичных документов, обработка и отражение в учете подотчетных сумм ведется запоздало.
Обнаружены также и недостатки системы внутреннего контроля, авансовые отчеты об израсходованных суммах выданных на хозяйственные нужды и на командировочные расходы отражаются по предоставлению авансового отчета работника прибывшего из командировки, в течение 3х рабочих дней, данный факт может повлиять на учет, так как обработка и отражение в учете подотчетных сумм ведется запоздало.
Кроме того, оценить надежность системы внутреннего контроля можно с помощью нижеприведенной таблицы 2.2.2. [21]
Таблица 2.2.2
Оценка контрольной среды, системы учета, контрольных процедур.
Показатели | Критерии | Количество баллов | |
1. Оценка контрольной среды | |||
1. Уровень профессиональной компетенции главного бухгалтера предприятия | Высокий | 5 | 5 |
Средний | 3 |
| |
Низкий | 0 |
| |
2. Наличие и функционирование службы внутреннего аудита или отдела внутреннего контроля, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации | Да | 5 |
|
Частично | 3 |
| |
Нет | 0 | 0 | |
3. Наличие и функционирование актуарного департамента или актуариев, соответствие их целей, задач, структуры масштабам деятельности организации | Да | 5 |
|
Нет | 0 | 0 | |
4.Работа с аудиторскими материалами, внесения изменений в учет, согласно рекомендациям аудиторов | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
Не всегда | 3 |
| |
2.Оценка системы учета | |||
5. Наличие учетной политики | Да, с обобщенными данными | 3 |
|
Да, с раскрытием сведений об учете и н/о | 5 | 5 | |
Нет | 0 |
| |
6. Соответствие критериев, отраженных в учетной политике, критериям, установленным законодательством, и применение положений учетной политики в учете | Соответствует | 5 | 5 |
Не соответствует | 0 |
| |
Нет учетной политики | 0 |
| |
7. Способ ведения учета и подготовки отчетности | Компьютеризированный | 5 | 5 |
Ручной | 3 |
| |
8. Тип используемой компьютерной программы | Использование лицензированной программы | 5 | 5 |
Разработана предприятием | 3 |
| |
Использование нелицензированной программы | 0 |
| |
Нет компьютеризации | 0 |
| |
9. Полнота и правильность отражения финансово- хозяйственных операций на счетах бухучета с учетом влияния на финансовый результат и налогооблагаемую базу (в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой и соблюдением методологии учета) | Да | 5 | 5 |
Нет, без влияния на финансовый результат и н/о базу | 3 |
| |
Нет, с искажением финансового результата и н/о базы | 0 |
| |
10. Своевременность отражения финансово-хозяйственных операций в бухучете | Да | 5 |
|
Нет | 0 |
| |
Не всегда | 3 | 3 | |
11. Соблюдение предприятием установленного порядка подготовки и сроков сдачи отчетности | Да | 5 | 5 |
Нет | 3 |
| |
Не всегда | 0 |
| |
12. Надлежащая организация подготовки и ввода информации в базу данных для расчета | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
13. Наличие контрольных процедур при осуществлении операций: |
|
|
|
а) На предприятии имеется отдельное от бухгалтерии звено (человек, подразделение), занимающееся вводом данных в программу расчета | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
б) На предприятии налажена система регулярной сверки по заключенным договорам: |
|
|
|
- бухгалтером, выполняющим проводку по начислению договора и отделом страхования, дающим сведения | Да | 5 |
|
Нет | 0 | 0 | |
- звеном по расчету ... и бухгалтером, выполняющим начисление по договору | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
- отделом ... и звеном по расчету ... | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
в) На передприятии налажена система регулярной сверки по расторгнутым договорам (изменению условий в договоре между: |
|
|
|
- отделом урегулирования убытков и звеном по расчету РЗУ | Да | 5 |
|
|
| ||
Нет | 0 | 0 | |
- звеном по расчету резервов и бухгалтером, выполняющим начисление по договору | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
3.Оценка контрольных процедур. | |||
Применение процедур внутреннего контроля: |
|
|
|
Установление сроков сдачи внутренней отчетности в бухгалтерию предприятия | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
Не всегда | 3 |
| |
Проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала, регистрация входящих и исходящих документов на предприятии | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
Не всегда | 3 |
| |
Визирование первичных документов на предприятии | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
Не всегда | 3 |
| |
Документальное оформление контрольных процедур | Да | 5 |
|
Нет | 0 | 0 | |
Не всегда | 3 |
| |
Работа с персоналом: проведение оперативных совещаний, внутрифирменной учебы | Да | 5 |
|
Нет | 0 |
| |
Иногда | 3 | 3 | |
Проверка правильности осуществления документооборота и наличия разрешительных записей руководящего персонала регистрация входящих и выходящих документов | Да | 5 | 5 |
Нет | 0 |
| |
Не всегда | 3 |
|
Информация о работе Аудиторская проверка расчетов с подотчетными лицами