Бедность как объект социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет изучения - причины, последствия бедности и пути её преодоления.
Цель работы - изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности и характерные черты бедности и неравенства в России;
- рассмотреть последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
- изучить пути преодоления бедности в РФ.
Информационная база – книги, журналы, интернет ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

бедность как объект соц политики государства.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Введение

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем  современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с  чрезмерной поляризацией доходов обусловливают  социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и  обществе.

Одним из важнейших направлений  государственной политики в Российской Федерации на протяжении последних  лет является забота о повышении  благосостояния населения, и, в частности, о преодолении бедности и её крайних  проявлений.

В России быстрый рост уровня бедности был обусловлен сокращением  занятости и появлением безработицы  и резким снижением трудовых доходов  на начальном этапе кардинальных социально-экономических реформ конца  ХХ века в условиях неэффективной  системы социальной защиты населения. Ситуация осложняется тем, что в  последние годы уровень бедности сохраняется высоким, а для некоторых  слоев населения проблема жизнеобеспечения даже обострилась. Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе  экономики, в сельской местности  и в малых городах, для больших  семей и семей с неполным составом. Высокая абсолютная бедность в нашей  стране сочетается с высоким экономическим  неравенством в распределении денежных доходов и имущества между  бедными и богатыми, а, следовательно, и с высокой относительной  бедностью. Бедность, как крайнее  проявление различий в уровне жизни  и величине доходов населения, присуща  любому обществу независимо от особенностей социального и политического  устройства.

В результате экономических реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным.

Объектом работы является феномен бедности в современном  российском обществе как объект социально-экономической  политики.

Предмет изучения - причины, последствия бедности и пути её преодоления.

Цель работы - изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить особенности  и характерные черты бедности  и неравенства в России;

- рассмотреть последствия  бедности и экономического неравенства  для российской экономики;

- изучить пути преодоления бедности в РФ.

Информационная  база – книги, журналы, интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Бедность и  качество жизни

1.1 Качество жизни и его измерения

Социальная политика, как  и любая политика вообще, является элементом системы управления. Для  проведения социальной политики важно  знать в первую очередь тенденции  качества жизни. Построение системы  управления, таким образом, позволит перенести основные усилия общества на борьбу с негативными процессами, а не с их последствиями. Значительно  выгоднее для общества не допускать  бедность, чем бороться с нею, сократить  смертность, а не обсуждать желательность  миграционного прироста населения  и т.д.

Значимость такого направления  дел понятна. Концепция валового внутреннего продукта по существу является основой макроэкономики, в которой  рассматриваются сугубо экономические  отношения, в которых человек  присутствует только в связи с  личным потреблением, доходами населения  и их влиянием на спрос и накопления и безработицей.

Качество жизни тем  выше, чем больше потребностей и  интересов людей удовлетворяется. В рамках подхода к качеству жизни  рассматриваются не только экономические, но и культурные, социальные потребности, потребности в уверенности в  будущем.

Качество жизни отражает закономерное возвышение потребностей общества, его материальной и духовной культуры, что является следствием роста и совершенствования материального  и нематериального производства. Качество жизни выражается через  множество показателей. К ним  относятся:

- качество питания;

- качество и модность  одежды;

- комфорт жилища;

- качество здравоохранения;

- качество образования;

- качество сферы обслуживания;

- качество окружающей  среды, структура досуга;

- степень удовлетворения  потребностей:

- в содержательном общении;

- в знаниях;

- в творческом труде;

- уровень стрессовых состояний;

- структура расселения  и др.

Важную роль в изучении уровня и качества жизни населения  играют социальные нормативы как  научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий  жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и  др. Они могут быть уровневыми, выражающими  абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных  показателях или процентах (возможные  варианты нормативов: моментные, интервальные, минимальные, максимальные), а также  приростными, представленными в  виде соотношения приростов двух показателей.

Непосредственное отношение  к уровню жизни имеет потребительский  бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам  населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т. д. Различают минимальный  и рациональный потребительские  бюджеты.

К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная  заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие  по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии  учащимся, регулярные или разовые  целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам  населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.)

В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства  обеспечить гражданам: минимальные  размеры оплаты труда и трудовой пенсию право на получение пособий  по социальному страхованию (в том  числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетним ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный  набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики — прожиточный  минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.

Существующие нормативы  отражают современные научные представления  о потребностях людей в благах и услугах — личных потребностях. Однако последние не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную  необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и  услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного  человека.

Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические  потребности являются определяющими  — первого порядка, поскольку  выражают потребности человека как  биологического существа; в их составе  насущными, первичными, выступают потребности  в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

Интеллектуальные потребности  касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой  внутренним состоянием человека.

Социальные потребности  связанны с функционированием человека в обществе — это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение  с людьми, обеспечение социальных прав и т. д.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются  после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния  культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия  же для их удовлетворения характеризуются  бюджетом времени населения. По величинам  рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность  рабочего времени и возможности  удовлетворения интеллектуальных и  социальных потребностей человека.

Внешней формой проявления личных потребностей выступает спрос  населения, хотя и количественно, и  качественно он отличается от действительной потребности. Различают общий потребительский  спрос, объем и структура которого соответствуют объему потребления  населением материальных благ и услуг, и платежеспособный спрос на них, отражающий платежеспособные возможности населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Проблема бедности и дифференциация доходов населения

Один из источников социальной напряженности в любой стране – разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень  богатства определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов,  находящегося в собственности  отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов  граждан.

Люди получают доходы в результате того, что либо создают собственный  бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся  в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в  пользование другим людям или  фирмам. А те используют эту собственность  для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность  их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);

2) разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих  людям факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях  больший доход, чем владелец  одной скважины).

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные  показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца (рис. 1), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

 

 

 

Рис.1. Кривая Лоренца

 

Кривая Лоренца демонстрирует  фактическое распределение дохода. Например, 20% населения с самыми низкими  доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень  неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых  показателей дифференциации доходов  является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения  совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент  Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем  выше степень поляризации общества по уровню доходов, тем коэффициент  Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Для переходной экономики России 90-х  годов был характерен рост показателей  дифференциации доходов. Децильный  коэффициент вырос с 5,4 в конце 1991 г. до 13,4 в 1995г. и до 13,5 в 1998 г. Коэффициент  Джини повысился с 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г. В идеале дифференциация общего уровня доходов сопровождается различиями в уровне оплаты труда в отдельных  отраслях и сферах деятельности. В  рыночной экономике отраслевая и  межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда отражает общественную полезность тех или иных занятий, служит ориентиром занятости, подготовки и переподготовки кадров.

Информация о работе Бедность как объект социальной политики государства