Бедность как объект социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет изучения - причины, последствия бедности и пути её преодоления.
Цель работы - изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности и характерные черты бедности и неравенства в России;
- рассмотреть последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
- изучить пути преодоления бедности в РФ.
Информационная база – книги, журналы, интернет ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

бедность как объект соц политики государства.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Бедность первого типа – большая социальная и демографическая  опасность. Продолжительность жизни  бедных людей невысока. Два миллиона бездомных детей не имеют ни образования, ни медицинского обслуживания, ни крыши  над головой. Иначе обстоит дело со второй категорией бедных – людьми с университетским и институтским образованием. Методических рекомендаций по ее решению не существует. В развитых странах люди с университетским  дипломом редко бывают бедными. И  уж, конечно, они не являют собой  массового социального явления.

У наших образованных людей  не хватает двух граней в «восьмиграннике» их знаний: они не знают правовых основ ведения бизнеса и не владеют основами бизнес-планирования. Без этих знаний многим образованным людям трудно актуализировать свой потенциал, невозможно стать бенефициарами  реформ, невозможно повысить производительность собственного труда и на этой основе увеличить долю получаемого за свой труд вознаграждения. Эти грани нужны  для того, чтобы возможности мелкого  и среднего бизнеса, как амортизатора структурных шоков, стали востребованными  образованными людьми. Необходимо создать  центры такого рода образования во всех федеральных округах, которые  должны тесно взаимодействовать  с органами поддержки и развития мелкого бизнеса и с институтами, кредитующими малый бизнес.

Оценка Росстата величины прожиточного минимума в 2012 году в целом на основе поквартальных данных составила 3422 руб. Таким образом, если рассматривать весь 2006 год, то 21,6 млн. человек жили за абсолютной чертой бедности (15,3% населения). По сравнению с 2011 годом, численность абсолютно бедного населения сократилась на 3,6% (на 2,4 млн. человек).

В России разработана и  утверждена Правительством Российской Федерации и реализуется федеральная  целевая программа «Сокращение  различий в социально-экономическом  развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до 2015 года». Она состоит  из двух этапов:

На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы были намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была снижена на 15%.

На втором этапе предусмотрено  сократить межрегиональные различия в доходах на душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на 25% долю населения  с доходами ниже прожиточного минимума.

Методика регионального  регулирования минимальных душевых  доходов (апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление гарантируемого душевого дохода. Главная  характеристика – наиболее полный учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также  и экономический потенциал семьи.

Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской области). Положительная сторона - оценка реального  потребления по показателю потенциальных  потребительских расходов. При этом учитываются демографическая структура  семьи, место проживания семьи, жилищные условия, денежные и имущественные  активы семьи.

Возможно использование  в рамках действующего законодательства и других методик определения  нуждаемости.

При всем различии форм организации  адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к  решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.

Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще  не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к  распределению государственной  социальной помощи, адресные формы  социальной поддержки находятся  в стадии становления.

Сдерживающими факторами  для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:

Отсутствие четкого разграничения  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации  и органами местного самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки  отдельных групп населения, в  том числе по финансированию социальных выплат.

Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.

Сохранение действующей  системы многочисленных социальных льгот различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов нуждаемости.

В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и  коммунальных услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной направленности социальной помощи.

Основными директивными актами, определяющими эту стратегию  являются:

1. Федеральная целевая  программа «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённая постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675;

2. Подпрограмма «Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797.

Исходя из положений указанных  документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты населения, в  том числе при оплате жилья  и коммунальных услуг, можно отнести:

- усиление адресности  социальной поддержки населения  (замена натуральных льгот жилищными  субсидиями);

- повышение защиты социально  уязвимых домохозяйств, которые  не имеют возможностей для  самостоятельного решения социальных  проблем и нуждаются в государственной  поддержке (учёт доходов при  предоставлении мер социальной  защиты);

- перевод в денежную  форму натуральных льгот (для  военнослужащих и сотрудников  правоохранительных органов –  отмена льгот с одновременным  увеличением их денежного довольствия);

- приведение социальных  обязательств государства в соответствие  с его ресурсами;

- сокращение бюджетных  субсидий производителям товаров  и услуг;

- упразднение социально  неоправданных льгот.

Рекомендации Мирового банка  по борьбе с бедностью, сформулированные в Целях развития на тысячелетие  до 2015 года, весьма конкретны: уменьшить число голодающих в два раза, дать всем детям обязательное начальное образование, дать девочкам больше возможностей при получении начального и среднего образования, сократить детскую смертность на две трети и т.п.

 Надо отметить, что  решение проблем бедности в  мире идет по линии предоставления  первичного образования и медицинского  обслуживания, преодоления дискриминации  в отношении девочек и женщин. Все правильно. Актуализировать  свою рыночную стоимость люди  могут лишь на пути «модернизации»  собственной личности. Государство  должно им в этом помочь. Эксперты  пока и мечтать не могут  о всеобщем среднем образовании  для большинства бедных, не говоря  уже о высшем.

 

 

Заключение

Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем  современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа  значительной части населения нашей  страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования  и здравоохранения, возможности  успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с  чрезмерной поляризацией доходов обусловливают  социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и  обществе.

Бедность для российского  народа – достаточно новый феномен. При социализме общий уровень  жизни, конечно, был невысоким, но откровенно бедных было сравнительно немного. В  начале рыночных реформ людям предлагают потерпеть «6-8 месяцев». Очевидно, что  этот период для многих затянулся. Также  очевидно и то, что потенциал рыночной экономики для обеспечения высокого уровня жизни для большинства  населения пока не задействован в  полной мере. Более того, вызывают беспокойство рост социального неравенства и  высокая дифференциация населения  по доходам. Эти и другие явления  нельзя оставлять без внимания, нужен  их экономический анализ, выработка  и реализация соответствующих мер  социальной политики.

Факторов, оказывающих влияние  на степень неравенства, очень много. Основными как для России, так  и для большинства стран с  рыночной или переходной экономикой, можно считать региональный и  отраслевой факторы, уровень безработицы, эффективность социальных программ государства (поддержка многодетных  и неполных семей, инвалидов и  пенсионеров), возрастной и половой  фактор, уровень образования, размер семьи, количество несовершеннолетних детей и иждивенцев и пр.

Борьба с бедностью  является важнейшей задачей общества поскольку оказывает непосредственное влияние на экономический рост. Падение  доходов населения сужает внутренний рынок, совокупный спрос и вызывает падение темпов развития национальной экономики. Для обеспечения экономического роста доля заработной платы в национальном доходе должна быть увеличена до мирового уровня – 60 %, тогда как в России она составляет 35 %.

Становится все более  очевидной необходимость более  широкой постановки проблемы бедности. Нужна  программа преодоления бедности, где были бы определены системные меры решения этой сложной, проблемы, выделены приоритеты ее решения по этапам – безотлагательные меры в текущей период и стратегические задачи на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

 

 

Список литературы

  1. В.Д. Камаева, Е.Н. Лобачева «экономическая теория» учебник-М., Юрайт – Издат, 2011.-557с.
  2. В.Г. Зинин Государственная политика сокращения бедности, 2011
  3. И.А. Николаев, Е.В. Марушкина Аналитический доклад ФБК «Бедность в России: экономический анализ», 2010
  4. Л.С. Ржаницина «Вопросы теории и практики сокращения бедности в Росси,2010.
  5. Беляев, М.В. Эконом. анализ, раздел Защита населения.: учеб. пособие / под ред. М.В. Беляев – М.: АСТ, 2010.
  6. Золотаревская, М.А. Экономика : учеб. пособие / под ред. М.А. Золотаревская, Москва, – АСТ, 2010.
  7. Волошинов, А.В. Система социальной защиты: учеб. пособие / под ред. А.В. Волошинов. Изд. 3, – М.: Транзиткнига, 2010.
  8. Эдуард Шюре. Экономика России [Текст]: учеб. пособие / Э. Шюре, – «ЭКСМО-Пресс», 2011.
  9. Куликов В.В. Социальная политика как приоритет и приоритеты социальной политики / В.В.Куликов, В.Д.Роик // Российский экономический журнал. – 2010. – №1.
  10. Денисов Н. Расходы и доходы населения России // Экономика и жизни 2010.
  11. Красильникова М. Личные сбережения населения // Вопросы статистики. 2010.
  12. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат.сб./Росстат. - М., 2009.
  13. Миронов С. Социальная политика: уточнение задач, отладка механизмов/ С.Миронов // Общество и экономика. – 2010.
  14. Булатов А.С. Экономика: Учебник / А.С.Булатов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2010.
  15. Моисеев В.Е. Экономические реформы России: учебно-методическое пособие / В.Е.Моисеев, О.И.Уланова. – Пенза: РИО ПГСХА, 2009.
  16. http://www.socpolitika.ru/ rus/social_policy_research/organizations/
  17. http://www.gks.ru
  18. http://www.polit.ru
  19. http://arbir.ru/articles/a_4591.htm
  20. http://wciom.ru/novosti/press-vypuski/press-vypusk/single/11303.html
  21. http://www.levada.ru/press/2009062302.html
  22. http://adept.srcc.msu.ru/adept/urov_blag/method/method_003.htm
  23. http://www.ng.ru/editorial/2007-04-26/2_red.html
  24. http://www.pws-conf.ru/studentam/
  25. http://www.adhard.ru/

 

 

 

 


Информация о работе Бедность как объект социальной политики государства