Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 14:50, курсовая работа
Предмет изучения - причины, последствия бедности и пути её преодоления.
Цель работы - изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности и характерные черты бедности и неравенства в России;
- рассмотреть последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
- изучить пути преодоления бедности в РФ.
Информационная база – книги, журналы, интернет ресурсы.
Бедность первого типа
– большая социальная и демографическая
опасность. Продолжительность жизни
бедных людей невысока. Два миллиона
бездомных детей не имеют ни образования,
ни медицинского обслуживания, ни крыши
над головой. Иначе обстоит дело
со второй категорией бедных – людьми
с университетским и
У наших образованных людей
не хватает двух граней в «восьмиграннике»
их знаний: они не знают правовых
основ ведения бизнеса и не
владеют основами бизнес-планирования.
Без этих знаний многим образованным
людям трудно актуализировать свой
потенциал, невозможно стать бенефициарами
реформ, невозможно повысить производительность
собственного труда и на этой основе
увеличить долю получаемого за свой
труд вознаграждения. Эти грани нужны
для того, чтобы возможности мелкого
и среднего бизнеса, как амортизатора
структурных шоков, стали востребованными
образованными людьми. Необходимо создать
центры такого рода образования во
всех федеральных округах, которые
должны тесно взаимодействовать
с органами поддержки и развития
мелкого бизнеса и с
Оценка Росстата величины прожиточного минимума в 2012 году в целом на основе поквартальных данных составила 3422 руб. Таким образом, если рассматривать весь 2006 год, то 21,6 млн. человек жили за абсолютной чертой бедности (15,3% населения). По сравнению с 2011 годом, численность абсолютно бедного населения сократилась на 3,6% (на 2,4 млн. человек).
В России разработана и
утверждена Правительством Российской
Федерации и реализуется
На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы были намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума была снижена на 15%.
На втором этапе предусмотрено
сократить межрегиональные
Методика регионального
регулирования минимальных
Косвенные методы оценки нуждаемости
(апробированы в Волгоградской области).
Положительная сторона - оценка реального
потребления по показателю потенциальных
потребительских расходов. При этом
учитываются демографическая
Возможно использование в рамках действующего законодательства и других методик определения нуждаемости.
При всем различии форм организации адресной социальной помощи в регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов социальных льгот и выплат.
Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход к распределению государственной социальной помощи, адресные формы социальной поддержки находятся в стадии становления.
Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим являются, прежде всего:
Отсутствие четкого
Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в регионах на эти цели.
Сохранение действующей
системы многочисленных социальных
льгот различным категориям граждан,
предоставляемых без учета
В основу стратегии, направленной
на совершенствование мер
Основными директивными актами, определяющими эту стратегию являются:
1. Федеральная целевая
программа «Жилище» на 2002-2010 годы,
утверждённая постановлением
2. Подпрограмма «Реформирование
и модернизация жилищно-
Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно отнести:
- усиление адресности
социальной поддержки
- повышение защиты социально
уязвимых домохозяйств, которые
не имеют возможностей для
самостоятельного решения
- перевод в денежную
форму натуральных льгот (для
военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов –
отмена льгот с одновременным
увеличением их денежного
- приведение социальных
обязательств государства в
- сокращение бюджетных
субсидий производителям
- упразднение социально неоправданных льгот.
Рекомендации Мирового банка по борьбе с бедностью, сформулированные в Целях развития на тысячелетие до 2015 года, весьма конкретны: уменьшить число голодающих в два раза, дать всем детям обязательное начальное образование, дать девочкам больше возможностей при получении начального и среднего образования, сократить детскую смертность на две трети и т.п.
Надо отметить, что
решение проблем бедности в
мире идет по линии
Проблема бедности – одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.
Бедность для российского
народа – достаточно новый феномен.
При социализме общий уровень
жизни, конечно, был невысоким, но откровенно
бедных было сравнительно немного. В
начале рыночных реформ людям предлагают
потерпеть «6-8 месяцев». Очевидно, что
этот период для многих затянулся. Также
очевидно и то, что потенциал рыночной
экономики для обеспечения
Факторов, оказывающих влияние на степень неравенства, очень много. Основными как для России, так и для большинства стран с рыночной или переходной экономикой, можно считать региональный и отраслевой факторы, уровень безработицы, эффективность социальных программ государства (поддержка многодетных и неполных семей, инвалидов и пенсионеров), возрастной и половой фактор, уровень образования, размер семьи, количество несовершеннолетних детей и иждивенцев и пр.
Борьба с бедностью
является важнейшей задачей общества
поскольку оказывает
Становится все более очевидной необходимость более широкой постановки проблемы бедности. Нужна программа преодоления бедности, где были бы определены системные меры решения этой сложной, проблемы, выделены приоритеты ее решения по этапам – безотлагательные меры в текущей период и стратегические задачи на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Список литературы
Информация о работе Бедность как объект социальной политики государства