Бедность как объект социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 14:50, курсовая работа

Краткое описание

Предмет изучения - причины, последствия бедности и пути её преодоления.
Цель работы - изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить особенности и характерные черты бедности и неравенства в России;
- рассмотреть последствия бедности и экономического неравенства для российской экономики;
- изучить пути преодоления бедности в РФ.
Информационная база – книги, журналы, интернет ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

бедность как объект соц политики государства.docx

— 60.58 Кб (Скачать файл)

Проблема бедности в России 26.11.2012 Бедность всегда являлась актуальной проблемой, но в современной России этот вопрос стоит особенно остро. В  настоящее время значительная часть  населения находится за чертой бедности или близко к границе «социального дна». Это особенно заметно на фоне сильного расслоения, когда разница в доходах бедных и богатых составляет десятки, сотни и тысячи раз. И этот процесс имеет динамический характер: бедные становятся беднее, а богатые богаче. Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ и поддержать определенный уровень жизни. Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствуют успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, «Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших социальных прав, к которым, безусловно, относится право на труд и его достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное обеспечение и др., т.е. на оп- ределенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение приобретают разработка и реализация государственной политики по профилактике и сокращению бедности в современной России. В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц) [1]. Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения). Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием «лишения (депривации)». Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений. Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей «сводить концы с концами», платить за жилье, лекарства, образование и т. п. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка России, формированию среднего класса, т. е. платежеспособного большинства населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России, является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия. Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской, различия между минимальной и максимальной оплатой составляют 10-15 раз на предприятии, 20-40 раз в рамках отрасли и 20-45 раз между регионами [2]. Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности значительной части населения страны снижает качество человеческого капитала. Обесценивание труда понижает экономическую ответственность работника за выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного труда. Несмотря на предпринимаемые усилия хронической остается проблема задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении минимальных размеров оплаты труда. Низкая оплата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную социальную помощь нетрудоспособным гражданам. Многие страны, прежде всего скандинавские, ведут эффективную борьбу с бедностью. Для борьбы с бедностью у молодых, хотя она и является временным явлением, во многих странах существуют гранты на обучение и пособия на детей молодым семьям, а для старших возрастов - доплаты к пенсии, если ее размер и доход пенсионера обеспечивают лишь низкий уровень благосостояния. Любое правительство, исходя из программы своей деятельности, должно выбирать между масштабами программы по перераспределению доходов для борьбы с бедностью и программами по стимулированию трудовой деятельности и экономии расходов бюджетных средств. Так, в США в 1960-1970 гг. социальная политика была направлена на создание благоприятных возможностей для бедных, а с 1980 г. стали существенно урезаться средства, направляемые из бюджета на предоставление продовольственных купонов, школьных обедов, бесплатной медицинской помощи и другие меры, направленные на снижение масштабов бедности [2]. Для искоренения нищеты и уменьшения масштабов бедности в середине 1990-х гг. международное сообщество предложило национальным правительствам: разработать комплексные стратегии; улучшить для бедных общин (социальных групп) доступ к производственным ресурсам и инфраструктуре; стремиться к удовлетворению основных потребностей человека во всех слоях населения; укреплять и расширять законодательство для усиления социальной защиты и уменьшения уязвимости определенных категорий людей. На 2012 г. предлагаются следующие методы борьбы с бедностью [4]: обеспечение продуктивной занятости; повышение эффективности труда; создание условий для трудоактивной части населения; создание рыночных условий для усиления конкурентоспособности национальной экономики через обеспечение конкурентоспособности российских предприятий; проведение необходимой промышленной политики, соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Политика социально-экономической  защиты

2.1 Сущность и  основные задачи социальной политики

Социально-ориентированная  рыночная экономика предполагает значительную деятельность государства в решении  социальных проблем. Это связано  с тем, что рыночная экономика  не гарантирует трудящимся право  на труд, стандартное благосостояние, образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость  вмешательства государства в  сферу распределения дохода путем  проведения социальной политики.

Известно мнение, что социальная политика как исторический феномен  появилась достаточно недавно, что  она есть порождение XX века, даже второй его половины. Однако в истории  не существовало государств, так или  иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий и т.д. Социальная политика вплетается в общую систему государственной  политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения  и группы. Проблематика социальной политики оформлялась в течение  ХIХ-ХХI веков. И с ростом масштабов  государственного вмешательства в  общественные процессы способствовало выделению социальной политики из всего  комплекса общественного регулирования  в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу  человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная  политика» связано с формированием  во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью  их регулирования и стабилизации. Новые функции государства, возникшие  в связи с его социализацией, получили более системный и качественно  определенный характер и были объединены термином социальная политика » [8]

А.А. Кочетков считает, что  социальная политика – это система  экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования  его способностей (трудовых, предпринимательских, личностных) и обеспечивающая его  при утрате этих способностей (старики, больные, инвалиды, дети и т.д.) [14].

С точки зрения же И.П. Николаевой, социальную политику можно понимать в широком смысле этого слова, как систему экономических отношений  между государственными и негосударственными институтами с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами – с другой, по поводу обеспечения последних достойными условиями жизни. В узком смысле, социальная политика представляет собой  составную часть государственной  экономической политики, направленной на решение социальных проблем. [16]

Однако чаще всего можно  видеть следующее определение социальной политики и ее сущности: социальная политика государства - политика, направленная на изменение уровня и качества жизни  населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики  и предотвращение социальных конфликтов [15].

Таким образом, существует множество  терминов, определяющих это явление, но одно остается неизменным – социальная политика является важной частью политики государства, без проведения которой  многие люди просто не могли бы выжить.

Социальную политику делят  на расширенную и ограничительную.

Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной  деятельности государства.

Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

Показателем результативности социальной политики является уровень  и качество жизни населения.

Жизненный уровень населения  – совокупность показателей, характеризующих  уровень материального потребления  населения, например, потребление продуктов  на душу населения, обеспеченность этими  продуктами в расчете на одну семью  или на сто семей, структура потребления.

Точкой отсчета при  определении жизненного уровня является «потребительская корзина» - набор  благ и услуг, обеспечивающий определенный уровень потребления. Изменения  в стоимости потребительской  корзины служат основанием для проведения политики формирования доходов населения. В этой связи выделяют минимальный  и рациональный уровень потребления.

Минимальный уровень потребления  – такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя  за грань обеспечения нормальных условий существования.

Рациональный уровень  потребления – количество и структура  потребления, наиболее благоприятная  для индивида.

Минимальный уровень потребления  определяет так называемую «черту бедности». Доля населения, живущего за чертой бедности, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни  в данной стране. Снижение этого  показателя, борьба с бедностью –  одна из главных задач социальной политики.

Значительно более сложным  для оценки является показатель качества жизни населения – совокупность преимущественно качественных характеристик, отражающих материальное, социальное, физическое и культурное благополучие населения. Этот показатель предусматривает нормальные условия труда и его безопасность, приемлемое экологическое состояние окружающей среды, наличие и возможности использования свободного времени, культурный уровень, физическое развитие, физическую и имущественную безопасность граждан и т.д. [15]

Социальная политика направлена на решение следующих задач:

1) стабилизация уровня  жизни население и недопущение  массовой бедности;

2) сдерживание роста безработицы  и материальная поддержка безработных,  а также подготовка трудовых  ресурсов такого размера и  качества, которые соответствуют  потребностям общественного производства;

3) поддержание стабильного  уровня реальных доходов населения  путем проведения антиинфляционных  мер и индексации доходов;

4) развитие отраслей социальной  сферы (образование, здравоохранение,  жилищное хозяйство, культура  и искусство).

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании  отношений как между социальными  группами, слоями общества, так и  внутри них, в обеспечении условий  для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия  в общественном производстве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная  для конкретных групп населения) социальная поддержка со стороны  государства, в первую очередь, слабо  защищенных слоев населения. Решение  этой задачи имеет целью поддержание  оптимальных соотношений между  доходами активной (занятой) части населения  и нетрудоспособных граждан через  механизм налогов и социальных трансфертов. [13]

Основные направления  социальной политики

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений в ее реализации:

-  регулирование занятости  населения;

-  политика государства  в формировании доходов;

-  социальная защита  граждан;

-  политика в области  образования, здравоохранения, жилищного  хозяйства и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Социальная  защита в Белгородской области

Управление социальной защиты населения  Белгородской области является органом  исполнительной власти Белгородской области, реализующим государственные полномочия в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства, по оказанию государственных услуг, включая социальное обслуживание населения.

Управление осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся в его ведении областных государственных социальных учреждений и областных образовательных учреждений.

Управление осуществляет возложенные  на него полномочия непосредственно, а также во взаимодействии с органами и учреждениями социальной защиты населения муниципальных образований Белгородской области.

Управление возглавляет первый заместитель начальника департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области – начальник Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством Белгородской области.

Структура, штатное расписание и  Положение об Управлении утверждаются правительством Белгородской области.

Для выработки и согласования принципиально важных решений, стратегии развития системы социальной защиты населения Белгородской области при Управлении создается коллегия под председательством начальника Управления. Состав коллегии и положение о её деятельности утверждается начальником Управления.

 

 

 Структура социальной защиты  населения Белгородской области

Начальник отдела (координация работы отдела), юрист (решение правовых вопросов, представление в суде, если это  необходим), информатор на телефоне (информационная и психологическая поддержка), социальные работники (социально бытовая помощь на дому, составление актов индивидуального  обследования). Управление в своей  деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными и краевыми законами, указаниями и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, администрации  города Белгорода, приказами и указаниями Министерства труда и социального  развития РФ и краевого департамента по социальной защите г. Белгорода, другими нормативными актами и документами.

Работа с письмами и заявлениями

Одним из важнейших участков деятельности местных исполнительно-распорядительных органов является работа с письмами и заявлениями, жалобами и личный прием, обеспечивающий двойную связь  между государством и народом.

Через обращение в государственные  и местные органы граждане реализуют  свое конституционное право участвовать  в управление делами государства.

Регистрация полученных писем осуществляется путем проставления соответствующих  штампов с указанием номера и  даты на самом письме заявителя. На каждое полученное письмо заводится  регистрационно-контрольная карточка. Время от даты регистрации письма до фактического срока его рассмотрения не должно превышать установленные  даты рассмотрения – одного месяца, если работа не определена, за исключением  сроков, которые были продлены надлежащим образом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, не требующие большого времени  для исполнения должны исполняться  в течение десяти-пятнадцати дней с дачей ответов их авторам.

Информация о работе Бедность как объект социальной политики государства