Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР определялась общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и дало жизнь такому социалистическому лозунгу: «ликвидации безработицы-крупнейшее социальное завоевание трудящихся».

Вложенные файлы: 1 файл

безработица готовая курсовая проверка.docx

— 63.55 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.4 Значения коэффициентов

Год

Коэффициенты

 

Ктв

Кз

Кd

Кэн

Уб

2010

0,76

0,91

0,52

1,94

0,089

2011

0,77

0,92

0,52

1,94

0,085

2012

0,78

0,92

0,51

1,95

0,081





В прогнозируемом периоде  потенциал рынка труда будет  сокращаться, сократится и численность  экономически активного населения.

Мы также видим что  ситуация с безработицей будет налаживаться и к 2012 году составит 5,9 млн. Человек, что значительно меньше показателей 2009 г.(6,5 млн. человек) [8]. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методы количественной оценки видов безработицы в Беларуси

 

Появление безработицы в  Беларуси связано с началом перехода к рыночной экономике. Поэтому ее главная причина (и, соответственно, преобладающий вид) - это вынужденная (циклическая) безработица, обусловленная общим спадом объемов производства и необходимостью предприятий, получивших расширение экономической самостоятельности, избавиться от части собственного персонала, накопленного в годы трудоизбыточного формирования трудовых ресурсов.

Второй вид можно отнести  к структурной безработице. Она возникает в силу квалификационного несоответствия между спросом на рабочую силу и ее предложением. Это проявляется в общих диспропорциях по профессиям, квалификации, территориальному размещению свободных рабочих мест (вакансий) и безработных.

Оценить параметры структурной  безработицы по конкретным профессиям и специальностям достаточно сложно, поскольку, по нашему мнению, их расчет может быть произведен только для региональных рынков труда, а не для совокупного. Прослеживаются общая избыточность инженеров, техников, механиков, библиотекарей, психологов; недостаточность юристов, менеджеров, маркетологов, специалистов по организации бизнеса в сфере услуг, информационно-техническому обслуживанию бизнеса, высококвалифицированных прорабов и мастеров строительных работ, главных бухгалтеров, ветврачей. Большой спрос также предъявляется на рабочих строительных и сельскохозяйственных специальностей, а также на неквалифицированный труд (грузчики, дворники, разнорабочие). Имеются и территориальные диспропорции, но они проявляются не в отраслевом разрезе, а в региональном.

Существуют заметные структурные  несоответствия: в сельской местности, как правило, не хватает рабочих рук, в городах - их избыток. Наконец, существует еще один источник роста структурной безработицы в Беларуси - уволенные из состава Вооруженных Сил кадровые военные, которым в гражданской жизни необходимо приобретать новые профессии. Таким образом, структурная безработица достаточно многолика, и поэтому количественно очертить ее параметры можно лишь условно, а для расчета ее величины целесообразно использовать следующую методику:

а) определить разницу между численностью безработных-рабочих и числом свободных рабочих мест для рабочих;

б) определить разницу между численностью безработных-служащих (без уволенных из рядов Вооруженных Сил без права на получение пенсии) и числом вакансий для служащих.

Наиболее актуальной для Беларуси является отраслевая структурная безработица. Характеризуя современную структурную безработицу в республике, следует отметить ее регрессивный характер. Так, в промышленно развитых странах структурная безработица вызвана НТП, появлением новых производств и необходимостью временного лага для подготовки рабочей силы. В отечественной экономике природа структурной безработицы иная. Она обусловлена разрывом прежних хозяйственных связей, сокращением объемов производства, когда незадействованный в силу этих причин человеческий капитал вынужден менять свои характеристики (профессию, квалификацию, форму занятости) для обеспечения условий самовоспроизводства.

Особенностью Республики Беларусь является наличие скрытой  безработицы, оценку ее в основном проводят по размерам вынужденной неполной занятости. Вторая часть скрытой безработицы - избыточная занятость по отношению к объему выпускаемой продукции, как результат устарев¬ших норм и организации труда. Это неиспользуемый внутрипроизводственный резерв рабочей силы. Точно рассчитать ее масштабы на основе имеющейся статистической базы трудно.

В Беларуси существует еще  один вид безработицы, существенно влияющий на эффективность занятости - фрикционная безработица. Ее принято идентифицировать по охвату людей, желающих сменить место работы, но

 а) либо работающих  на прежнем месте из-за отсутствия  видимой альтернативы;

б) либо прибегнувших за помощью к службе занятости и получивших ее; в) либо самостоятельно ведущих поиск работы, не обращаясь в государственные службы.

Статистически этот вид безработицы в республике на сегодняшний момент можно оценить по численности безработных, находящихся в данном состоянии менее 1 месяца, либо по обследованию домашних хозяйств.

 

2.3 Последствия сдерживания роста безработицы.

В динамике любого экономического явления присутствуют как позитивные, так и негативные последствия - важно  то, какие из них преобладают, сила их влияния на социально-экономическую и политическую ситуа¬цию в стране.

Последствия сдерживания роста безработицы в Беларуси можно условно разделить на социальные и экономические. В качестве позитивных социальных последствий принято выделять сохранение социального мира и стабильности в Беларуси, социальных гарантий занятости, защиты от увольнений и массовых сокращений. Однако не менее важен вопрос об их цене. Исследователь М.Бреннер на основе эмпирических данных о развитии США, Великобритании и Швеции доказал существование связи между ростом безработицы и так называемыми показателями «социальной патологии» (смертность, заболеваемость психическими и нервными расстройствами, численность заключенных преступников) [. С. 100].

По М.Бреннеру, при сохранении возросшей безработицы на 1% в  течение шестилетнего периода наблюдается  прирост общей смертности на 2%, прирост  числа самоубийств на 4,1%, прирост количества убийств на 5,7%, увеличение числа заключенных в тюрьмах на 4% и увеличение количества больных психическими расстройствами на 4% [. С. 100]. В Беларуси за 1990-1999 гг. прирост общей смертности составил 29,5%, числа самоубийств - 63,3%, количество убийств увеличилось в 1,57 раза, заключенных в тюрьмах - в 2,4 раза, больных психическими расстройствами - в 2 раза [14, с. 70, 79, 193, 232, 233]. Конечно, такой рост показателей «социальной патологии» вызван не только безработицей, но очевидно, что вклад нерешенности социально-трудовых проблем здесь имеет место.

Экономические последствия  сдерживания роста безработицы  многогранны. Это падение доходов  занятых, рост теневой занятости, инфляция и др. Сохранение стабильного коллектива (т.е. недопущение массового высвобождения  персонала) ведет к снижению эффективности  применяемого труда, росту потерь рабочего времени и снижению реальных доходов  наемной рабочей силы. Это, в свою очередь, сокращает платежеспособный спрос населения. Гуманные цели защиты заработной платы от понижения и  сохранения уровня занятости на практике приводят к прямо противоположным  результатам.

Общепринятое проявление последствий роста безработицы - действие закона Оукена, но в условиях административного роста ВВП  и удержания уровня безработицы  говорить о его действии можно  условно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Источники  существования для безработных  в Республике Беларусь

Основные  способы пополнения бюджета семей  безработных – использование  садовых и дачных участков для  получения дополнительных натуральных  и денежных доходов, сдача в аренду своих жилых помещений, участие  в неформальном секторе экономики (как правило, в рыночной торговле). По закону эту группу безработных  службы занятости должны лишать пособий  по безработице, однако механизма контроля за перечисленными видами дохода практически  нет.

Возможно, безработным  следовало бы предоставить право  на некоторые из них, ограниченные и  непостоянные (помимо оплачиваемых общественных работ), как это делано, например, во Франции. Их легализации позволила  бы более четко провести границу  между легальными и теневыми доходами и усилить борьбу с нарушениями  закона.

Ухудшение материального  положения безработных характерно для всех стран, независимо от действующей  системы страхования от безработицы, размеров пособий и других выплат. Они не участвуют в создании национального  продукта, и государство не в состоянии  обеспечить им жизненный уровень, который  имеют занятые граждане.

Важнейшим направлением социальной защиты безработных является их и членов семей минимумом материальных средств. В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О занятости населения  Республики Беларусь», в котором  использованы отдельные положения  Конвенции МОТ «О содействии занятости  и защите от безработицы», безработным  оказывается материальная помощь –  выплачивается пособие.

Порядок и  условия назначения пособий по безработице, размеры и период их выплаты законодательно закреплены в статье 18 Закона Республики Беларусь «О занятости населения  Республики Беларусь» и в Положении  «О порядке и условиях выплаты  безработным пособий и материальной помощи» (за исключением случаев, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 15.06.2006 № 125-З "О занятости населения Республики Беларусь"). Максимальное пособие по безработице установлено в размере 70% средней заработной платы (дохода) по последнему месту работы, но не выше удвоенной величины минимальной заработной платы.

Однако в  настоящее время минимальная  заработная плата не выступает в  качестве минимальной гарантии оплаты труда. Пособие по безработице, не превышающие  двух минимальных зарплат, в условиях инфляции, низкой реальной заработной платы и распространения бедности среди семей работающего населения  изначально обречено на обесценивание. Средний размер пособия не обеспечивает даже элементарные жизненные потребности.

 Следует обратить внимание на то, что пособия по безработице не получают лица, уволившиеся по собственному желанию, не соблюдающие правил, установленных службой занятости, а также безработные, у которых срок выплат пособий истек, и другие. Зарегистрировавшиеся безработные получают наряды на оплачиваемые общественные работы, которые хотя и дают определенную прибавку к пособию, но в то же время мешают людям самостоятельно заниматься трудоустройством, а неисполнение наряда влечет за собой прекращение выплаты пособия.

С другой стороны, по данным социологических опросов, не менее половины зарегистрированных безработных работают и получают доходы выше, чем в среднем по стране.

Оценивая  материальное положение безработных, нельзя не отметить, что у них  появляются и новые статьи расходов. Это затраты на восстановление своего статуса, поиск подходящей работы. Сюда можно также отнести расходы  на сбор информации о поиске работы; на переподготовку при смене специальности  или повышении квалификации; на составление  и рассылку резюме, транспортные расходы, на обращение в специализированные фирмы по подбору кадров и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5 Пути повышения качества  жизни безработных

Минимальное пособие по безработице  должно обеспечивать как минимум  физиологическое выживание безработных  граждан, т.е. быть на уровне прожиточного минимума. Соответствующее положение  закона о занятости населения  в настоящее время не дает возможности  безработному существовать без дополнительного  приработка, но в случае его появления  пособие не выплачивается.

 Чем выше уровень безработицы, тем сильнее она влияет на соотношение спроса и предложения рабочей силы, а значит, и на ее цену, т.е. негативно сказывается на динамике заработной платы.

Таким образом, безработица  увеличивает масштабы бедности в  стране. Обеспечить положительную динамику рабочих мест способен только экономический  рост, на базе которого можно создать  реальные условия для надежной и  устойчивой минимизации безработицы  в стране и решения широкого круга  социально – экономических задач. В целях сглаживания негативных последствий безработицы практически во всех странах проводиться так называемая пассивная политика на рынке труда. В нее включаются такие меры, как регистрация ищущих работу, выплата пособия по безработице, а по истечении ее срока – оказание материальной помощи (выплата социального пособия), не денежных форм поддержки безработных и членов их семей.

 Пассивная политика предусматривает два основных подхода к организации материальной помощи безработным. Первый – создание системы страхования от безработицы в целях материальной поддержки граждан, вынужденных прекратить работу в связи со структурными преобразованиями экономики или спадом производства. Второй – организация системы вспомоществования. Он заключается в обеспечении гарантий прожиточного минимума лицам, по тем или иным причинам не занятым в общественном производстве или испытывающим трудности с трудоустройством, в том числе и безработным с длительным периодом безработицы. Критерием предоставления материальной помощи служит крайне низкий уровень материального благосостояния, отсутствие источников существования [ 12 ].

Информация о работе Безработица