Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:24, курсовая работа
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР определялась общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест. Это привело к практически полному исчерпанию трудовых ресурсов и дало жизнь такому социалистическому лозунгу: «ликвидации безработицы-крупнейшее социальное завоевание трудящихся».
Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что в большинстве из них материальная помощь безработным осуществляется на основе систем страхования от безработицы. Это соответствует рекомендации Международной организации труда № 67, где утверждается, что пособие по безработице должно выплачивается в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного работающего лица, способного к работе и ищущего ее, или в связи с частичной безработицей.
Основа финансирования страхования
во многих странах – специально
предназначенные для этой цели взносы,
выплачиваемые в основном тремя
субъектами: предприятиями, на которых
работают застрахованные, самими застрахованными
работниками во время трудовой деятельности,
а нередко и государством. В
большинстве стран фонды
Система социального
вспомоществования в
В нашей стране в формировании фонда занятости населения участвуют только наниматели, что обусловлено спецификой переходного периода в экономике страны. Невысокий уровень доходов основной части работающего населения не позволяет без ущерба для его благосостояния изымать страховые взносы. Поэтому на первом этапе создания системы страхования от безработицы целесообразно установить обязательные платежи для работников, заработная плата которых намного превышает среднюю по стране; на втором в число плательщиков включить следующую по уровню заработной платы группу работников, что не только увеличит поступления средств в фонд, но и будет способствовать перераспределению доходов от высокообеспеченных работников к малообеспеченным.
Соотношение финансирования фонда страхования может быть равно 3:1 (наниматель отчисляет 1% от общего фонда оплаты труда, а работник – 0,3% заработка).
В систему страхования по безработице можно включить и частично безработных, т.е. занятых неполное рабочие время по инициативе нанимателя, как это делается в ряде государств (в Австралии, Бельгии, Италии, Швейцарии, Дании, Финляндии, Германии, Норвегии, Греции и т.д.). [ 12 ]
Необходимо иметь в виду, что сложно найти грань между уровнем пособия по безработице и не снижающейся мотивацией активного поиска работы. Поэтому при определении размеров пособия по безработице необходимо исходить прежде всего из основных функций этого пособия. С одной стороны, оно должно быть такого размера, который гарантировал бы безработному и его семье минимальный уровень существования. С другой – материальная поддержка безработных должна иметь такие временные и финансовые рамки, которые побуждали бы их к активному поиску работы и быстрейшему трудоустройству.
Неоспоримо, что создание системы страхования от безработицы обеспечит нормальные условия для жизнедеятельности безработных. Страхование от безработицы сложно занять одно из ключевых мест в системе социальных амортизаторов социально ориентированной рыночной экономики. Практическими шагами по внедрению такой системы является принятие закона об обязательном государственном страховании от безработицы и образование фонда страхования от безработицы.
В отличие от действующего закона о занятости в качестве объектов страхования будут выступать работающие по найму и платившие взносы в страховой фонд граждане, которым в случае наступления безработицы выплачивается соответствующее страховое пособие. При этом из объектов страхования исключаются следующие категории: не работающая молодежь; домохозяйки; длительно безработные; лица, возвратившиеся из мест лишения свободы; беженцы из других стран. Однако категории безработных, не включенные в страховое поле, не лишаются доступа к активным программам содействия занятости.
Как показывают исследования, социальная защищенность безработных определяется в значительной мере действующей системой социальных выплат, призванных частично компенсировать им потерю трудового дохода и обеспечить социально приемлемый уровень жизни. Учитывая богатый зарубежный опыт, альтернативной сложившейся системе выплат пособий должно стать обязательное государственное страхование граждан от безработицы. Введение новой системы – длительный процесс, требующий проработки каждого этапа – от обоснования концепции до создания конкретного правового и финансового механизма ее внедрения. Для реализации названного подхода нужно образовывать фонд страхования от безработицы, аккумулирующий денежные поступления и перераспределяющий их, определить структуру и размеры страховых отчислений, внести изменения и дополнения в закон о занятости населения относительно принципов и условий предоставления пособий (страховок) по безработице.
3. Управление безработицей: выбор перспективы
Огромный опыт работы с безработными, который накопила государ-ственная служба занятости за время своей деятельности, целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы. Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать подготовительную работу по высвобождению предприятий и трудоустройству избыточных работников совместными усилиями нанимателей, органов государственной службы занятости, участников института социального партнерства. На уровне предприятий это означает активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий, определению размера и структуры избыточной численности персонала, размера вакансий и качественных характеристик персонала на их замещение, по составлению заявки в службу занятости о наличии свободных рабочих мест и вакансий.
Меняются в этой связи задачи региональных служб занятости, в которые должно входить составление каталогов трудоизбыточных и трудонедостаточных предприятий и профессий, разработка мероприятий в трудоизбыточных и трудодефицитных сегментах рынка труда.
Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном предприятии. Это самое опасное и в то же время, как показали исследования, наиболее вероятное направление развития эко-номической ситуации. Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала; сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости персонала вне предприятия.
Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках областных программ занятости населения. К разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий.
Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие направления: разработка комплекса мероприятий по определе¬нию, высвобождению и трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий; разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов); разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации предприятий города; разработка комплекса мер поддержки местными органами власти развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой структурой малого и среднего частного предпринимательства; разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда в пределах региона.
Кроме мер, осуществляемых в настоящее время Комитетом по занятости населения Республики Беларусь, можно предложить следу¬ющие: повысить размер пособия по безработице, ввести систему страхования риска безработицы; ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных слоев. Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов, регулирующих взаимодействие профсоюзов с нанимателями при проведении массовых сокращений, взаимодействие органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками института социального партнерства, органами исполнительной власти при проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий, изменение положения об отделе кадров, внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие методических указаний для выполнения аналитической работы и др.
Заключение
Безработица –сложная социально-экономическая проблема, не имеющая простых решений.
Реализация мероприятий по эффективному управлению безработицей имеет смысл только при соответствующей макроэкономической среде, ориентированной на реальные рыночные преобразования в эконо¬мике и состоящей в поддержании факторов, способствующих эффективной занятости. К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести: трансформацию отношений собственности путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса; равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для всех субъектов хозяйствования; облегчение правил и процедуры регистрации субъектов хозяйствования; образование и обучение; участие в международном разделении и кооперации труда; инвестиционно-структурную и финансово-кредитную политику государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.
Как справедливо отмечают польские специалисты, «все сходятся на том, что лучший способ борьбы с безработицей - высокий уровень экономического роста <...> и вложение средств в образование нынешних и будущих работников» [7, c. 36].
Список использованных источников
1. Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. СПб., 1998.
2. Борвихин В.Н., Пороховщиков В.Г. Социально-экономические аспекты занятости в России. Тв., 2001.
3. Борецкая Н. Зарубежный опыт совершенствования рынка труда и социальной защиты населения // Экономика Украины. 2000. № 10.
4. Ванкевич Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и управления. // Белорусский экономический журнал. 2001. №4.
5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. Пер. с английского. М.,1997.
6. Дятлов С.А. Рабочая сила в системе рыночных отношений. СПб.: СПбУЭФ, 1992.
7. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения. М.,2000.
8. Социально-экономическая статистика: практикум, под ред. д-ра экон. наук, проф. С.А. Орехова. – М.: Эксмо, 2007. – 384с (23).
9. Корневец И.В. Рынок труда: современные модели и проблемы регулирования. Мозырь, 1999.
10. Макроэкономика: социально ориентированный подход / Под ред. Э.А. Лутохиной. Мн., 2005.
11. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с английского. МГУ., 1994.
12. Пилуй М.П. Проблемы социальной защиты безработных и возможные пути их решения // белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2004. № 12.
13. Селищев А.С. Макроэкономика. Базовый курс. М., 2002.
14. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Учебное пособие. Занятость населения и ее регулирование. М., 2001.
15. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2000 / Мин-во статистики анализа Республики Беларусь. Мн.,2000.
16. Статистический ежегодник Республики Беларусь. 2006 / Мин-во статистики анализа Республики Беларусь. Мн.,2006.
17. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. В.И. Видяпина. М.,2000.