Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках, которые влечет за собой безработица. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ
БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………………………………………………..5
1.1 Сущность, формы и виды современной безработицы…………….5
1.2 Причины возникновения безработицы в Беларуси……………...12
2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ……..18
2.1 Особенности официальной и скрытой безработицы в Республике
Беларусь…………………………………………………………………………..18
2.2 Динамика и анализ структуры занятости и безработицы в
Республике Беларусь…………………………………………………………….24
3. ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ
В БЕЛАРУСИ…………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

безработица современная РБ.docx

— 137.64 Кб (Скачать файл)

Несмотря, что в Белоруссии в последнее время наблюдается  стабильный экономический рост, этого  не достаточно, чтобы достичь уровня  развитых государств Запада.

Можно предложить развернутую  классификацию наиболее значимых  экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния  на систему:

Таблица 3.2 - Классификацию  наиболее значимых  экономических  последствий безработицы

Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения.

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки  экономики.

Сокращение производства.

Конкуренция между работниками  как стимул к развитию способностей к труду.

Затраты на помощь безработным.

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.

Утрата квалификации.

Стимулирование роста интенсивности  и производительности труда.

Снижение жизненного уровня.

 

Недопроизводство национального  дохода.

 

Снижение  налоговых поступлений.

 

Примечание. Источник: [7, с. 108]

 

Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, невыпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.

Повышение или снижение экономической  активности являются основными причинами  роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране. Циклическое развитие экономики, следующие друг за другом подъемы и спады экономической активности в течение нескольких лет или десятков лет ведут к определенным колебаниям численности занятых и безработных. Так, когда в экономике наблюдается пик почти полной занятости и производство работает с максимальной эффективностью, следует ожидать, что через некоторое время начнется снижение деловой активности, спад производственной деятельности и рост безработицы.

Методы  борьбы  с  безработицей  определяет  концепция,  которой  руководствуется  правительство  конкретной  страны.

Cовременные  мальтуазианцы  предлагают  поддерживать  стабильность  на  рынке  труда  с  помощью  государственной  политике  ограничения  рождаемости.  

 Пигу  и  его  последователи,  считающие,  что  корень  зла – в  высокой  заработной  плате,  предлагают:

  • содействовать  снижению  заработной  платы;
  • разъяснять  профсоюзам,  что  рост  заработной  платы,  которого  они  добиваются,  оборачивается  ростом  безработицы.
  • государству  трудоустраивать  работников,  претендующих  на  невысокий  доход,  в  частности,  поощрять  развитие   социальной  сферы.

Из  рекомендаций  Пигу  широко  применяется  деление   ставки  заработной  платы  и  рабочего  времени   между  несколькими  работниками.   Использование  частичного  рабочего  дня  сокращает  безработицу  даже  при  сохранении   неблагоприятной  конъюнктуры.

Кейсианские  программы    борьбы  с  безработицей   предполагают   использование  двух  блоков  мероприятий:

  1. Тактические методы: организация государством общественных работ.
  2. Стратегические мероприятия: государственные снижения заказов частному сектору учетной ставки процента.

Первый  блок  нацелен  на  ослабление  безработицы  в  краткосрочном  периоде,  когда  положительные  сдвиги  в   экономике  ещё  не  ощущаются.   Его  содержанием  становятся    общественные  работы,  которые  должно  организовать  и  оплатить  государство   за   счёт  своего  бюджета.     Рекомендуется   эти  работы  сосредоточить  в  области  формирования   производственной  и  социальной  инфраструктуры  (строительство  дорог,   больниц  и  т.д.).   Главное – занять  население   во  имя  социальной  стабильности  и  поддержания  хотя  бы  минимального   потребительского  спроса  со  стороны  работников.

Второй   блок  охватывает  систему  стратегических  мер,  способных   оживить  конъюнктуру  рынка,   сформировать  инвестиции  и,  как  следствие -  потребительский  спрос,  что  должно  привести  к  увеличению  товарной  массы  и   занятости  населения.  Этот  блок  включает  два  рычага:  государственный  заказ  крупным  фирмам и  уменьшение  учётной  ставки  за  счёт  увеличения государственных  расходов  (возможно  при и росте  дефицитного  бюджетного  финансирования). Предполагается  осуществить   государственный  заказ  крупным  фирмам,  имеющих  большую  сеть  хозяйственных  связей.  Такой   заказ  поставщикам    и  смежникам   значительно  расширит  поле  инвестиционной  деятельности.   Приводится  в  действие  не  одна  фирма,  получившая  государственный  заказ,  а  целая  их  сеть,  что,  безусловно,    увеличивает  спрос  на  рабочую  силу  и  соответственно  рассасывает  безработицу.

Кроме  того,  процесс   воспроизводства  поставил  новые  проблемы,  которые  государство  не  могло  решить  восполнением  недостатка  спроса.   Резко  подорожали  ресурсы,   что  привело  к  экономическому  спаду.   Необходимы  были  иные  пути,  ведущие  к  росту   предложения.

Такие  пути  были  найдены  экономической  школой,  получившей  название   монетарной  (от  слова  «монета»).  Монетаристы  предлагают   в  условиях,  когда  безработица  и  спад  производства  протекают  на  фоне  инфляции,   снять  все  нагрузки  на   государственный  бюджет,  срочно  уменьшить  государственный  бюджетный  дефицит.  В  этих  условиях  государство  вынуждено  уклонятся  от   социальных  программ,  что,  безусловно,  ведёт   к  нагнетанию  социальной   напряжённости.

Обуздание  инфляции  оздоровляет  денежную   единицу  и  формирует  здоровую   денежную  среду.

Следующий  шаг  монетарной  программы  связан  с  реализацией  идеи  эффективного  рынка,  который  сам  очищает  себя  от  отсталого  производства,   разоряет  производителей,   продукция  которых  не  отвечает  новейшим  требованиям  рынка.     Обычно  эти  функции  рынок  выполняет  постепенно,  но   в  условиях  циклического   спада  производства  банкротства  приобретают  массовый  характер.  После  этой  суровой  операции   рынок  выдвигает  на  авангардные  позиции  сильных  и  адаптированных  производителей,  которые  наполняют  рынок  новыми  товарами,  расширяют  производство  и  увеличивают  спрос  на   рабочую   силу.

Следует   иметь  в виду,  что  первые  шаги  монетарных  программ  приводят  к  резкому   ухудшению  жизненного  уровня  населения,  что  ухудшает  социальную обстановку  и  провоцирует  население  на  стихийные   формы  протеста.  Опасность  взрыва  неуправляемого  населения  меньше,  когда  страна  быстро  справляется  с  трудностями   экономического  кризиса.  Но в  условиях  России  последовательное  использование   монетарной  программы  невозможно.  Нужны  новые  пути   выхода  из  спада  и  безработицы,  специфические  для  стран,  переходящей  от  административно-командной  системы  к  рыночной. 

Меры по сокращению безработицы  следующие:

  1. Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.).
  2. Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции).
  3. Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства).
  4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям.
  5. Использование гибких форм занятости (надомный труд, неполный рабочий день, неделя).
  6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

Особое внимание в 2010 году  уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых, средних городах, поселках и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы. По каждому из 42 регионов, включенных в областные и Государственную программы,  реализовывался конкретный комплекс мер, разработанных с учетом специфики территории и направленных на обеспечение занятости населения и снижение уровня безработицы.

В  Государственную программу включены мероприятия по обеспечению занятости в 22 малых  и средних  городах  и  регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы (Брестская область – Ганцевичский район, гг. Микашевичи Лунинецкого района и Белоозерск Березовского района; Витебская область – Поставский район, гг. Поставы, Новолукомль, г.п. Воропаево Поставского района; Гомельская область -    Октябрьский и  Речицкий районы, г. Речица,  г. Василевичи и г.п. Заречье  Речицкого района, г.п. Октябрьский, г.п. Комарин Брагинского района;  Гродненская область – г. Скидель;  Минская область - г.п. Бобр Крупского района, г.п. Свислочь Пуховичского района, г.п. Уречье Любанского района; Могилевская область -  р.п. Глуша Бобруйского района, г.п. Краснополье, г.п. Хотимск, г.п. Глуск).

Кроме того, в  областные  программы занятости  населения включены еще 20 регионов, требующих первостепенного решения проблем обеспечения  занятости проживающего в них населения (г.п. Ореховск и Копысь  Оршанского района,  г. Солигорск, д. Раевка Молодечненского района, г.п. Белыничи   и др.). 

Мероприятиями государственной  и областных программ занятости  населения на 2006 г. предусматривалось создание в  данных проблемных регионах  7,4 тыс. новых рабочих мест. За 2006 год  республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание   в малых и средних городских поселениях   новых рабочих мест, на которые трудоустроено      8440 человек (113,5 процента к годовому заданию), в том числе по областям: Брестская область – 1804 рабочих места (114,8 процента к заданию), Витебская область – 1325 рабочих мест (139,3 процента),  Гомельская  -       1574  рабочих места  (101,9 процента), Гродненская  -    1422      рабочих места    (101,2 процента), Минская – 1527  рабочих мест  (107,3 процента), Могилевская – 788  рабочих мест (145,4  процента).  Реализация мер по обеспечению занятости в 42 регионах, включенных в Государственную и областные программы занятости населения, позволила улучшить ситуацию на рынках рабочей силы в 38 и стабилизировать ее в 4 малых и средних городских поселениях. 

Обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы  в Ганцевичском районе с 7 процентов  на 1.01.2006  до 4,2 процента на 1.01.2007,  Дрогичинском районе   - с 2,8 до 2,3, Ивановском районе – с 3,5 до 3,2 и др.) а также уменьшение количества безработных, состоящих на учете в органах государственной службы занятости на конец отчетного периода в г. Белоозерске со 141  на начало 2006 г. до 117 на 1.01.2007 г., Поставском районе – с 795 до 569, Речицком районе – с 1282 до 948, , в г.п. Заречье Речицкого района – с 47 до 27, г. Скиделе –  со 143 до 130, г.п. Белыничи – со 107 до 84, г.п. Хотимск – со 110 до 83,г.п. Бобр Крупского района – с19 до 7, г.п. Уречье Любанского района – с 44 до 32 и т.д. В 2007 году будет продолжена работа по  решению проблем  региональных рынков труда и созданию в этих целях рабочих мест. [16, с. 78]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Категория занятости и  безработицы занимают одно из важнейших  мест в анализе рынка труда.  Занятость  населения  определяет  уровень  и  качество жизни как  отдельных граждан, так и общества в  целом.  Существует  множество  видов безработицы, которые объединяются экономистами в  три  основных  типа: фрикционную, структурную, циклическую.

В  Беларуси основными  типами  безработицы   основными   типами   безработицы   являются структурная, скрытая  и  женская.  Уровень  безработицы  в  последнее  время неуклонно растет.

В развитых  странах   мира   государственная   политика    занятости функционирует  по  двум  направлениям:  содействие   в   трудоустройстве   и переобучение,  создание  гибкого  рынка  труда.  Среди  перспективных  путей снижения безработицы наиболее интересными  являются:  сокращение  рабочей  недели, работизация, расширение сферы  услуг и надомного производства.

В Беларуси в силу специфики  сложившейся ситуации,  традиционные  методы сокращения безработицы не могут  дать  тот  же  эффект.  Основными  методами должны стать стимулирование деловой    активности, технологическое  перевооружение и обеспечение самозанятости  населения.

Важным принципом с  позиций обеспечения занятости  населения при стабилизации экономики  является нахождение компромисса между  экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все  варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться  по их влиянию на рынок труда и  корректироваться, если возникнет в  этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости  изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов  формирования политики эффективной  занятости является разработка и  задействование механизма, регулирующего  динамичное равновесие спроса и предложения  рабочей силы на рынке труда. В  этой связи следует выделить два  блока проблем:

    • оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;
    • совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Информация о работе Безработица