Безработица: социальная и экономическая проблема современного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития и функционирования человеческого общества. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
Глава 1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России.
1.1 Рынок труда: понятие, структура…………………………………………………..5
1.2. Виды безработицы………………………………………………………………….12
1.3 Социально-экономические и психологические последствия безработицы.
1.3.1 Статус безработного…………………………………………………………..14
1.3.2 Малообеспеченность безработного…………………………………………..15
1.3.3 Социальная деградация……………………………………………………….16
1.3.4 Экономические последствия безработицы…………………………..……....17
Глава 2. Государственное управление процессами занятости.
2.1 Государственная политика - программа занятости населения, как инструмент реализации социальной политики города (на примере города Екатеринбурга)………21
2.2 Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан……………..24
2.3 Центр занятости населения, его место в экономике города Екатеринбурга, функции, роль и задачи…………………………………………………………………….30
Глава 3. Российская система защиты от безработицы………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 216.71 Кб (Скачать файл)

- избранные, нареченные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального обучения, включая обучение по направлению органов труда и занятости населения.

К экономически активному населению относятся все лица, которые участвуют в производстве товаров и услуг для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования по категориям:

- лица наемного труда - рабочие и служащие;

- самостоятельные работники;

- неоплачиваемые члены семьи;

- сезонные и случайные работники;

- лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и т.д.);

- учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени;

- ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве и получающие либо стипендию, либо заработную плату.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 4

Субъекты рынка труда - наемные работники, работодатели (предприниматели), государство и их органы.

Наемные работники - это участники общественного производства, продающие свою рабочую силу собственнику средств производства или организатору производства - менеджеру (который сам может быть наемным управляющим у собственника средств производства).

Работодатель - это индивидуум, работающий самостоятельно, и постоянно нанимающий на работу одного и более человек. На мелких предприятиях работодатели обычно являются собственниками средств производства. В крупных предприятиях, а также на государственных предприятиях работодатели сами являются наемными работниками акционеров или государства.56

Рынок трудовых ресурсов в узком смысле - это скорее потенциальный рынок трудового резерва. Он представлен выпускниками учебных заведений, которые готовят рабочих, специалистов, менеджеров.

К этому рынку относятся военнослужащие, подлежащие увольнению, особенно в связи с сокращением Вооруженных сил России, и домашние хозяйки, которые хотят пойти работать.

Сюда же можно отнести лиц, лишенных свободы, но амнистированных или ожидающих досрочного освобождения. Из этого резерва непосредственно пополняется или категория занятых, или категория безработных, или теневой рынок и криминальная среда.

Для нормального функционирования рынка необходимы законодательные акты, нормы, правила, которые регулировали бы взаимоотношения между субъектами рынка, четко определяли бы их права, создавали равные возможности для реализации способностей к труду всех участников рыночных отношений, предусматривали бы социальное страхование на случай потери работы и т.д. Законодательные нормы и экономические программы создают основу для более полного и цивилизованного действия рыночного механизма, то есть взаимосвязи и взаимодействия спроса на рабочую силу и предложения ее как реакции субъектов рынка на информацию о рыночной цене труда и конкуренции.

Безработица и социальные выплаты, связанные с ней, - необходимый компонент современного рынка труда. Действие рыночного механизма ведет к высвобождению части работников, появлению безработицы. Чтобы поддержать высвобождаемый персонал в период отсутствия работы, создать условия для его переподготовки и повторного вовлечения в трудовой процесс, законом "О занятости населения в Российской Федерации" предусматриваются выплаты пособий по безработице, компенсации при увольнении, при переезде к новому месту работы, выплаты стипендий во время учебы и т.д. 78

Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность институтов содействия занятости, профориентации, профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Она состоит из сети фондов, центров занятости (бирж труда), центров подготовки и переподготовки рабочей силы и т.д. Основным элементом инфраструктуры рынка труда является служба занятости, включающая органы 3-х уровней управления: общегосударственного, регионального и местного.

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области труда, занятости и социальной защиты населения является Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Минтруд России возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения и службы по урегулированию коллективных трудовых споров, осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью органов, действующих при Министерстве (федеральной инспекции труда - Рострудинспекции, Республиканского (федерального) фонда социальной поддержки населения, Инспекции негосударственных пенсионных органов).

Основными задачами Минтруда и социального развития РФ является разработка предложений и реализация основных направлений и критериев государственной социальной политики по решению комплексных проблем социального развития, народонаселения, повышению уровня жизни и доходов населения, развитию социального страхования, кадрового потенциала, совершенствованию системы оплаты труда и социального партнерства, организации пенсионного обеспечения и социального обслуживания, улучшению условий и охраны труда, обеспечению эффективной занятости населения и социальных гарантий, социальной защиты семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, инвалидов, граждан, уволенных с военной службы, совершенствованию законодательства о труде, занятости и социальной защите населения, осуществлению международного сотрудничества в установленной сфере деятельности.

В состав Министерства труда и социального развития РФ входят:

- департамент комплексных проблем занятости;

- департамент по социальным вопросам граждан, уволенных с военной службы, членов их семей;

- департамент профессионального обучения и развития человеческих ресурсов;

- управление финансового обеспечения программ занятости;

- департамент по регулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства.

На более низком уровне - органы по труду и занятости субъектов РФ, а на местном - Центры занятости городов и районов на территории субъектов РФ.

Наряду с государственными органами содействия занятости развиваются негосударственные структуры (биржи труда молодежи, центры занятости женщин, биржи труда для инвалидов и т.д.).

Все компоненты рынка труда в совокупности обеспечивают сбалансированность спроса и предложения рабочей силы, реализацию права людей на труд и свободный выбор вида деятельности, а также определенную социальную защиту. В итоге взаимодействие всех компонентов рынка труда нацелено на создание и поддержание баланса интересов всех субъектов рынка труда.

 

1.2. Виды безработицы.

Различают несколько видов безработицы: структурная, фрикционная, циклическая, скрытая, добровольная, вынужденная, продолжительная, застойная.

Структурная безработица – характеризует невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения труда. Ее причиной являются экономические процессы функционирования рынка, когда в какие-то периоды возникает спрос на некоторые профессии различной квалификации в отдельных регионах при отсутствии там соответствующего предложения труда, и наоборот.

Фрикционная безработица – связана с естественным постоянным движением населения. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места работы, то он использует это право. Одни добровольно меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения. Некоторые теряют временную работу, сезонную работу и т. п. Часть людей из этой категории трудоустраивается, часть продолжает искать работу. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека и многие работники при увольнении переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной на более высокооплачиваемую и содержательную работу.

Циклическая безработица – связана с фазами циклов воспроизводства. Она вызывается спадом производства, снижение инвестиций в экономику. Работодатели из-за уменьшения спроса на свою продукцию вынуждены сокращать численность работников.

Скрытая безработица – характеризуется ситуацией в обществе, когда работник вынужден соглашаться на работу в условиях неполной занятости (неполных дня, недели или месяца). Этот вид безработицы связан и с наличием незанятого населения в обществе по причине экономической нестабильности, когда спрос на труд меньше предложения. Скрытую безработицу разделяют на официальную и неофициальну. К официальной скрытой безработице относится регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно.

Добровольная безработица – означает, что работник не желает трудиться за предлагаемую ему заработную плату или по предлагаемой специальности на предприятии, ожидая более подходящей работы.

Вынужденная безработица – означает, по сути, любой вид безработицы, кроме добровольной. Этот вид безработицы характеризует такую ситуацию, когда предприятии в соответствии с коллективным договором установлена фиксированная на определенный срок заработная плата, которая не устраивает работника. В ожидании пересмотра размера заработной платы может возникнуть вынужденная безработица.

Продолжительная безработица наблюдается при отсутствии работы в течении 4–8 месяцев. Для такой безработицы характерны начало деквалификации работника, появление неуверенности в себе, нежелание искать работу самостоятельно.

Длительной считается безработица продолжительностью 8-18 месяцев. В этих условиях у работника начинается общая деквалификация, потеря трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени.

Застойная безработица продолжается более 18 месяцев. В этих условиях наступает деградация трудового потенциала человека. Для восстановления у человека прежнего отношения к труду необходим индивидуальный подход.

Кроме указанных различают безработицу среди наиболее незащищенных слоев населения, например женщин, молодежи, лиц старшего возраста, инвалидов, мигрантов, а также сезонную безработицу.

 

1.3 Социально-экономические и психологические последствия безработицы.

1.3.1 Статус безработного

Отсутствие работы не всегда приводит к юридическому признанию человека безработным. И это является одной из проблем безработного - получить статус безработного, так как его присваивают далеко не всем безработным гражданам. Для получения статуса безработного необходимо:

- обращение за работой в службу занятости и регистрация в ее списках;

- отсутствие подходящей (по специальности, уровню заработка, расстоянию до места) работы;

- формальное признание лица (при условии вышеперечисленного) безработным. 9

Из этого следует, что целый ряд индивидов, отчаявшихся получить работу, просто не регистрируются в органах занятости. В силу низкой информированности общества некоторые люди не знают о возможности искать работу через биржу труда - как показывают исследования, до сих пор, наиболее распространенным способом искать работу являются личные связи, информация неформального характера.

Далее, неоднократный отказ от предложенной работы может лишить индивида статуса безработного и пособия по безработице. В то же время значительная часть ищущих работу получает предложения, далекие от их профессионального подготовки, связанные со снижением социального статуса. В условиях тотального отмирания целых сфер занятости подобрать равную по квалификации и социальному положению работу возможно далеко не всегда, в силу чего индивид теряет право на статус безработного.

Обретение статуса безработного дает право на получение весьма незначительного (и уменьшающегося со временем) пособия. Кроме того, это еще социально-психологический фактор, свидетельствующий о сохранности у индивида трудовой мотивации, о его постоянном стремлении иметь работу при временном отсутствии возможности к этому.

Информация о работе Безработица: социальная и экономическая проблема современного общества