Безработица: социальная и экономическая проблема современного общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:18, курсовая работа
Краткое описание
Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития и функционирования человеческого общества. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3 Глава 1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. 1.1 Рынок труда: понятие, структура…………………………………………………..5 1.2. Виды безработицы………………………………………………………………….12 1.3 Социально-экономические и психологические последствия безработицы. 1.3.1 Статус безработного…………………………………………………………..14 1.3.2 Малообеспеченность безработного…………………………………………..15 1.3.3 Социальная деградация……………………………………………………….16 1.3.4 Экономические последствия безработицы…………………………..……....17 Глава 2. Государственное управление процессами занятости. 2.1 Государственная политика - программа занятости населения, как инструмент реализации социальной политики города (на примере города Екатеринбурга)………21 2.2 Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан……………..24 2.3 Центр занятости населения, его место в экономике города Екатеринбурга, функции, роль и задачи…………………………………………………………………….30 Глава 3. Российская система защиты от безработицы………………………………..33 Заключение……………………………………………………………………………….35 Список литературы………………………………………
- организация профессионального
обучения и дополнительного профессионального
образования женщин в период отпуска по
уходу за ребенком до достижения им возраста
трех лет.
- организация профессионального
обучения и дополнительного профессионального
образования незанятых граждан, которым
в соответствии с законодательством Российской
Федерации назначена трудовая пенсия
по старости и которые стремятся возобновить
трудовую деятельность.
- организация профессиональной
ориентации граждан в целях выбора сферы
деятельности (профессии), трудоустройства,
профессионального обучения и получения
дополнительного профессионального образования.
- психологическая поддержка
и социальная адаптация безработных граждан
на рынке труда.
Цель 3. Предотвращение роста
напряженности на рынке труда.
- организация проведения оплачиваемых
общественных работ.
- организация временного трудоустройства
безработных граждан, испытывающих трудности
в поиске работы.
- организация временного трудоустройства
несовершеннолетних граждан в возрасте
от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
- содействие трудоустройству
незанятых инвалидов на оборудованные
(оснащенные) для них рабочие места.
- содействие в трудоустройстве
незанятых многодетных родителей, родителей,
воспитывающих детей-инвалидов на оборудованные
(оснащенные) для них рабочие места.
- содействие трудоустройству
наркозависимых лиц, прошедших курс реабилитации.
Цель 4. Повышение мобильности
трудовых ресурсов.
- содействие безработным гражданам
в переезде и безработным гражданам и
членам их семей в переселении в другую
местность для трудоустройства по направлению
органов службы занятости.
- организация работы по выдаче
заключений о привлечении и использовании
иностранной рабочей силы.
- организация работы по определению
потребности в привлечении иностранных
работников и подготовке предложений
по объемам квот на осуществление иностранными
гражданами трудовой деятельности в Свердловской
области.
- организация работы по переселению
на территорию Свердловской области соотечественников,
проживающих за рубежом, в рамках реализации
Программы по оказанию содействия в добровольном
переселении в Свердловскую область соотечественников,
проживающих за рубежом, на 2013–2020 годы.
Цель 5. Обеспечение реализации
прав граждан на защиту от безработицы.
- выплата пособия по безработице,
материальной помощи безработным гражданам.
- выплата пенсии, назначенной
безработным гражданам органами службы
занятости досрочно.
- выплата стипендии безработным
гражданам в период профессионального
обучения и получения дополнительного
профессионального образования по направлению
органов службы занятости.
Цель 6. Улучшение условий и охраны
труда, снижение производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости, профессиональных
рисков работников, повышение качества
рабочих мест по условиям труда в организациях
Свердловской области, обеспечение защиты
трудовых прав граждан.
- обучение специалистов по вопросам
социального партнерства.
- реализация мероприятий по
улучшению условий и охраны труда в организациях
Свердловской области.
- развитие социального партнерства
и обеспечение деятельности Свердловской
областной трехсторонней комиссии по
урегулированию социально-трудовых отношений.
Цель 7. Обеспечение исполнения
полномочий органов службы занятости
населения Свердловской области.
- исполнение Департаментом
по труду и занятости населения Свердловской
области государственных функций в области
содействия занятости населения.
- обеспечение исполнения функций
государственными казенными учреждениями
службы занятости населения Свердловской
области.
- оборудование государственных
казенных учреждений службы занятости
населения Свердловской области элементами
доступности для инвалидов, устройствами
и приспособлениями, системой голосового
оповещения и пространственно-рельефными
указателями.12
2.2 Социальная защита от
безработицы отдельных категорий
граждан.
Основные невостребованные
на рынке труда группы работников четко
определились уже на начальном этапе его
формирования. В частности, наибольшие
сложности при трудоустройстве испытывают
женщины, молодежь в возрасте до 30 лет,
лица с ограниченной трудоспособностью
и девиантным поведением (отбывшие наказание
в местах лишения свободы, исправительно-трудовых
учреждениях, бомжи и т.п.).
Проблема обеспечения занятости
женщин в России является наиболее острой.
Её решение требует совместных
усилий органов государственной власти,
женских общественных организаций, службы
занятости, а также значительных финансовых
вложений.
Сегодня, в ситуации крайней
нестабильности, именно женщины составляют
большинство «новых российских бедных»,
именно они в наибольшей степени подвергаются дискриминации
в сфере занятости и на рынке труда
и чаще, чем другие категории занятых,
теряют свой социальный статус
в сфере занятости.
Вот как выглядит среднестатистический
портрет безработной женщины: старше сорока,
служащая с высшим или средним специальным
образованием, уволена в связи с высвобождением
или по собственному желанию. У каждой
третьей – несовершеннолетние дети. Каждая
пятая была инженером или техником. Каждая
шестая – в предпенсионном возрасте. Необходимость
зарабатывать на жизнь, как основной приоритет
поиска работы, у женщин выражен сильнее,
чем у мужчин; существенно возросли претензии
безработных женщин к размеру заработной
платы; женщины начали отказываться от
работы из-за отсутствия правовых и социальных
гарантий, особенно в частном предпринимательстве.
К старым нерешенным проблемам, таким,
как низкий уровень квалификации и заработной
платы, добавились новые – ухудшение структуры
свободных рабочих мест и вакантных должностей.
Для снижения остроты проблемы
занятости женщин определены приоритетные
направления работы:
• повышение конкурентоспособности
женщин на рынке труда через переобучение;
• формирование банка вакансий
для женщин;
• создание дополнительных
рабочих мест;
• создание условий для занятости
на временных и общественных работах;
• реализация программ социальной
адаптации.
Ещё один чётко определённый
устойчивый сегмент рынка труда, характеризующийся
стабильным ростом предложения рабочей
силы – незанятая молодёжь.
Молодёжный рынок труда имеет
свою специфику:
Во-первых, он характеризуется
неустойчивостью спроса и предложения,
обусловленной изменчивостью ориентацией
молодёжи, её социально-профессиональной
неопределённостью. Положение усугубляется
обострением социальных проблем молодёжи,
связанных с коренным изменением социокультурных
и политических условий развития личности,
что влечёт за собой возрастающие трудности
самоопределения молодых людей, в том
числе и в профессиональном плане.
Во-вторых, для молодёжного
рынка труда специфична низкая конкурентоспособность
по сравнению с другими возрастными группами.
Молодёжь подвергается наибольшему риску
потерять работу или не трудоустроиться.
Возможности трудоустройства новой рабочей
силы, вступающей на рынок труда впервые,
сокращаются. Ограничение спроса на рынке
труда снижает возможности трудоустройства
выпускников учебных заведений.
В-третьих, молодёжная занятость
имеет явные и скрытые размеры. Продолжает
увеличиваться группа молодёжи, которая
нигде не работает и не учится.
В-четвёртых, молодёжный рынок
труда характеризуется большой вариантностью.
Существующая в настоящее время в России
система профессионального образования
не способна в полной мере удовлетворять
потребности экономики в квалифицированных
профессиональных кадрах. Она не имеет
устойчивой связи с рынком труда и не оказывает
управляющего воздействия на устранение
дисбаланса спроса и предложения рабочей
силы на рынке труда.
Сегодня полученное однажды
образование уже не обеспечивает конкурентоспособности
граждан на рынке труда на всю оставшуюся
жизнь. В особенности, в трудном положении
оказываются выпускники, не имеющие опыта,
поскольку работодатели заинтересованы
в найме сформировавшихся специалистов,
в результате чего многие обладатели дипломов
приобретают статус безработного, либо
трудятся не по специальности. Например,
по данным 2008 года из всей численности
выпускников признаны безработными: 15,7%
лица с высшим образованием; 19,5% со средним
профессиональным образованием; 21,3% с
начальным профессиональным; 38,9% с полным
общим; 2,7% с основным общим и 1,9% не имеют
образования.
Ежегодно из числа выпускников
каждый четвёртый становится потенциальным
кандидатом на переобучение, получение
второй профессии.
Кроме того, часть молодых людей
увольняется из-за неудовлетворенности
профессией, характером труда уже в первый
год работы после окончания учебного заведения.
В-пятых, на молодёжном рынке
труда создалась чрезвычайно сложная
ситуация с женской занятостью: традиционно
среди выпускников учебных заведений,
особенно вузов, женщины составляют значительную
долю, при этом работодатели отдают явное
предпочтение при приёме на работу мужчинам.
Проблема занятости молодёжи
является далеко не новой. Традиционным
решением данной проблемы является функционирование
государственной молодёжной политики,
однако современное её состояние не является
удовлетворительным.
Маргинальные группы мужского
населения. К ним в первую очередь можно
отнести следующие категории мужчин трудоспособного
возраста; освободившиеся из мест лишения
свободы и неработающие бомжи, а также
нарушители трудовой дисциплины, как правило,
являющиеся хроническими алкоголиками
и не способные производительно работать.
Среди основных факторов пониженной
конкурентоспособности этих маргинальных
групп на рынке труда выделим следующие:
- психологические отклонения
в поведении (психологическая деградация
личности, наличие комплекса неполноценности
и пр.);
- пониженный уровень здоровья
(как правило, каждый второй маргинал имеет
потерю трудоспособности на 70-80%, каждый
третий - инвалид I и II группы);
- разрыв трудовых связей с каким-либо
трудовым коллективом;
- низкая социально-бытовая
обустроенность (значительная часть представителей
маргинальных групп лишена жилья и семьи).
В трудоустройстве нуждаются
практически все вышедшие из учреждений,
исполняющих наказание. Причем возможности
их трудоустройства ограничены из-за отсутствия
у них конкурентоспособных профессий,
поэтому каждый третий нуждается в переподготовке.
При отсутствии работы и жилья
многие из них превращаются в бомжей, т.е.
лиц без определенного места жительства.
Лица без определенного места
жительства (бомж) представляют собой
специфическую социальную группу населения,
основным признаком которой является
фактическое отсутствие постоянного места
проживания. Данная группа населения весьма
неоднородна по своему составу. Среди
них можно выделить различные категории:
- лица, не имеющие собственного
жилья в связи с тем, что они стали беженцами
и вынужденными переселенцами:
- так называемые "юридические"
бездомные - лица, не обладающие пропиской
или регистрацией по месту жительства,
но имеющие возможность снимать жилье,
сохранять постоянное место работы, стабильный
заработок, связи с окружающими;
- так называемые "фактические"
бездомные, (наиболее многочисленная группа)
не имеющие постоянного места жительства
и в основном пребывающие на вокзалах,
чердаках, подвалах, в отселенных домах
и т.д. Это специфическая категория, которая
характеризуется особым социально-психологическим
статусом, асоциальным поведением, отсутствием
или утратой профессиональных навыков,
постоянных доходов, разрывом связей с
другими членами общества. 13