Безработица: социальная и экономическая проблема современного общества
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 11:18, курсовая работа
Краткое описание
Проблемы занятости населения справедливо относятся к глобальным проблемам современности, так как занятость - основа развития и функционирования человеческого общества. Однако если в странах с развитой рыночной экономикой при наличии более или менее значительного уровня безработицы экономика и население десятилетиями благополучно существуют, то российский рынок труда и соответствующая ему безработица не имеют аналогов в мире в силу сравнительно низкой материальной обеспеченности нашего населения и безработных в особенности, более высокой социальной напряженности в обществе, способной вызвать значительные социальные потрясения в России.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………3 Глава 1. Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. 1.1 Рынок труда: понятие, структура…………………………………………………..5 1.2. Виды безработицы………………………………………………………………….12 1.3 Социально-экономические и психологические последствия безработицы. 1.3.1 Статус безработного…………………………………………………………..14 1.3.2 Малообеспеченность безработного…………………………………………..15 1.3.3 Социальная деградация……………………………………………………….16 1.3.4 Экономические последствия безработицы…………………………..……....17 Глава 2. Государственное управление процессами занятости. 2.1 Государственная политика - программа занятости населения, как инструмент реализации социальной политики города (на примере города Екатеринбурга)………21 2.2 Социальная защита от безработицы отдельных категорий граждан……………..24 2.3 Центр занятости населения, его место в экономике города Екатеринбурга, функции, роль и задачи…………………………………………………………………….30 Глава 3. Российская система защиты от безработицы………………………………..33 Заключение……………………………………………………………………………….35 Список литературы………………………………………
Решая вопросы трудоустройства
таких маргинальных групп, как освободившиеся
из мест заключения или бомжи, необходимо
учитывать морально-психологический аспект
ресоциализации этих лиц. Значительной
части трудоспособного населения этих
групп требуется лечение в ЛТП или других
лечебных заведениях (бомжи), другой группе
(бывшим заключенным) - создание условий
для социально-психологической адаптации.
Подавляющее большинство представителей
маргинальных групп, как правило, утративших
ранее приобретенные знания, нуждаются
также в основательной переподготовке
и переобучении.
Низкий уровень трудоустройства
этой категории граждан, как показывает
опыт региональных служб занятости, связан
со следующими причинами:
- незнание большинством
бывших военнослужащих основ
действующего законодательства
и нормативных актов по вопросам
трудоустройства и переподготовки
на гражданские специальности;
- отсутствие систематической
и налаженной консультационной
работы в воинских частях и
гарнизонах с военнослужащими
перед увольнением, не получают
необходимой информации о наличии,
структуре, функциях и возможностях
государственной службы занятости;
- определенное психологическое
состояние бывших военнослужащих,
являющееся сдерживающим фактором
их обращения к услугам государственной
службы занятости;
- отсутствие должной координации
действий государственных структур
(администрации, военкомата, органов
социальной защиты, органов управления
образованием, органов службы занятости
и пр.) с организациями, занимающимися
трудоустройством и социальной
адаптацией бывших военнослужащих;
- экономические трудности
с выделением льготных кредитов
офицерам-предпринимателям на открытие
собственного дела;
- несоответствие системы
профобучения и переподготовки с системой
трудоустройства граждан, уволенных с
военной службы;
- недостаточное проведение
ярмарок вакансий, конференций, семинаров
по проблемам трудовой и социальной
адаптации бывших офицеров. Как показала
практика, более 80% офицеров после переподготовки
по этим программам трудоустраиваются
самостоятельно. Кроме того, часть разрабатываемых
программ и документов слабо согласовано
с новыми социально-экономическими условиями
в стране;
- недостаточная работа
специалистов служб занятости
с работодателями по вопросам
трудоустройства бывших военнослужащих.
Как правило, работодатели имеют
слабое представление об интеллектуальных
возможностях бывших кадровых
офицеров и предлагают им в
основном низкооплачиваемые должности,
доля которых в банке вакансий
составляет около 80%. 14
Комплексный подход к вопросам
трудовой и социальной адаптации граждан,
уволенных с военной службы, и членов их
семей, должен предусматривать:
- правовую основу переподготовки
и трудоустройства бывших военнослужащих;
- организацию переподготовки
бывших военнослужащих на гражданские
специальности (профессии), в том
числе методом дистанционного
обучения;
- содействие в предпринимательской
деятельности путем предоставления
офицерам и их семьям льготных
кредитов;
- создание координационных
центров в регионах по трудоустройству
военнослужащих, уволенных в запас,
и членов их семей;
- создание в военных
учебных заведениях и центрах
по переподготовке военных, а
также в структурах, где они
проходят службу, сети информационных
пунктов, где размещалась бы информация
об условиях трудоустройства, формах
переобучения, социально-правовой защите
военнослужащих, лиц, уволенных с
военной службы, и членов их
семей. В определенные дни в
этих центрах специалист службы
занятости должен вести прием
и давать консультации по всем
вопросам трудовой и социальной
адаптации военнослужащих, в том
числе по профессиональной ориентации;
- налаживание координации
действий государственных структур
с организациями, в том числе
коммерческими, занимающимися трудоустройством
и социальной адаптацией бывших
военнослужащих. 15
2.3 Центр занятости населения,
его место в экономике города Екатеринбурга,
функции, роль и задачи.
Особое место в системе регулирования
рынка труда занимает биржа труда. Она
представляет собой специальное учреждение,
осуществляющее посреднические функции
на рынке рабочей силы. В большинстве стран
биржи труда являются государственными
и осуществляют свою деятельность под
руководством Министерства труда или
аналогичного ему органа.
В соответствии с принятым Верховным
Советом РСФСР Законом Российской Федерации
от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения
в Российской Федерации» и Решением Свердловского
областного исполнительного комитета
от 24 июня 1991 г., в целях создания в Свердловской
области условий для реализации права
граждан на труд, обеспечение занятости
и социальной защиты населения от безработицы,
осуществления государственной политики
по вопросам труда, на базе существовавших
бюро по трудоустройству была создана
государственная служба занятости населения
Свердловской области.
Государственная служба занятости
населения является структурой специальных
государственных органов, призванных обеспечить
координацию, решение вопросов занятости
населения, регулировать спрос и предложение
на рабочую силу, содействовать неработающим
гражданам в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки, оказании
социальной поддержки безработным.
В структуру государственной
службы занятости населения Свердловской
области в 1991 году вошли: областной центр
занятости населения, Екатеринбургское
городское управление занятости населения,
57 центров и бюро занятости населения
на территории муниципальных образований
Свердловской области, в том числе 7 районных
центров занятости населения в г. Екатеринбурге,
21 городской центр, 4 объединенных центра,
7 городских центров с обслуживанием сельской
местности, 18 районных (сельских) центров.16
Функции биржи труда многообразны:
1. анализ и прогнозирование
спроса и предложения на рабочую
силу, информирование населения
и работодателей о состоянии
рынка труда;
2. учет свободных рабочих
мест и граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства;
3. консультация обращающихся
на биржу труда трудящихся
и работодателей о возможностях
получения работы и обеспечения
рабочей силой, о требованиях, предъявляемых
к профессиям и работникам;
4. оказание помощи гражданам
в выборе подходящей работы, а
работодателям - в подборе необходимых
работников;
5. организация профессиональной
подготовки, переподготовки и повышения
квалификации граждан в учебных
центрах биржи труда или других
учебных заведениях, оказание помощи
в развитии и определении содержания
курсов обучения и переобучения;
6. оказание услуг в
профессиональной ориентации и
трудоустройстве высвобождаемым
работникам и другим категориям
населения;
7. регистрация безработных
и оказание им в пределах
своей компетенции помощи;
8. оплата стоимости профессиональной
подготовки, переподготовки граждан,
трудоустройство которых требует
получение новой профессии, установление
им на весь период обучения
стипендии;
9. выдача в установленном
законе порядке гражданам пособия
по безработице и приостановление
выплаты этих пособий;
10. подготовка предложений
и заключений об использовании
труда иностранных рабочих, привлекаемых
в РФ на основе межправительственных
соглашений и лицензий;
11. разработка республиканских
и региональных программ занятости,
включая финансовое обеспечение
и мероприятия по социальной
защищенности различных групп
населения;
Для финансирования мероприятий
по реализации политики занятости деятельности
биржи труда создан Государственный фонд
содействия занятости. Средства Фонда
образуется за счет обязательных отчислений
работодателей независимо от их форм собственности
и хозяйствования, обязательных страховых
взносов с заработка работников в пределах
общей суммы взимаемых налогов, средств
республиканских и местных бюджетов. Дополнительными
источниками поступлений могут являться
добровольные взносы российских и иностранных
предприятий, общественных организаций
и граждан, а также и другие поступления.
При этом, до 90% средств, формируемых на
территориях, остается в распоряжении
республиканского фонда, а 10% отчисляется
в общероссийскую часть.
Глава 3. Российская система
защиты от безработицы.
Анализ ситуации в сфере занятости
в Российской Федерации показывает, что
способность складывающегося рынка труда
к саморегулированию все еще незначительна,
поэтому остается необходимость в использовании
элементов государственного регулирования.
Современная политика российского
государства в области занятости населения
регулируется Законом Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации».
По сути, он является законом оказания
содействия незанятому населению, ищущему
работу и зарегистрированному в органах
государственной службы занятости.
Государственная политика на
российском рынке труда, характеризуется
в основном преобладанием пассивных мер,
таких как сдерживание массовой безработицы,
регистрация безработных, выплата пособий
по безработице, содействие трудоустройству
безработных.
Главным направлением активной
государственной политики в социально-трудовой
сфере должно является формирование эффективной
системы создания и сохранения рабочих
мест, сохранения кадрового потенциала
в сочетании с опережающими мерами по
предотвращению роста безработицы:
– обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для создания
и сохранения рабочих мест, развития кадрового
потенциала в различных отраслях экономики
и регионах Российской Федерации;
– регулирование складывающегося
национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной
рабочей силы;
– разработка трудового законодательства,
с учётом потребностей всех
участников трудовых отношений.
Жёсткие административные меры, в случае
его нарушения;
– формирование эффективной
структуры занятости населения: повышение
качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной
и территориальной мобильности рабочей
силы;
- создание благоприятных условий
для повышения уровня жизни за счет стимулирования
трудовой активности населения, усиления
роли и ответственности участников социально-трудовых
отношений в сфере занятости населения;
– предотвращение роста неполной
занятости и массовой безработицы, развитие
системы общественных работ;
– дополнительные меры по трудоустройству
лиц с ограниченными возможностями;
– инвестирование и кредитование
предприятий и организаций, осуществляющих
по договорам профессиональную
подготовку и переподготовку безработных
граждан с последующим их обязательным
трудоустройством;
– усиление государственного
регулирования миграционных процессов;
– социальная защита безработных,
финансирование активных мер борьбы с
безработицей;
В целом, российская политика
содействия занятости и защиты от безработицы
основана на богатом опыте развитых стран.
Однако, этот опыт абсолютно неэффективен
применительно к российским условиям.
Заключение.
В России всегда недостаточно
внимания уделялось и уделяется рационализации
соотношения между экономически активным
и неактивным населением, повышению общественной
производительности труда, территориальной
особенности формирования трудовых ресурсов,
поощрению развития финансово-промышленных
групп, борьбе с организованной экономической
преступностью в сфере предпринимательства,
регулированию трудовой миграции из страны,
приближению минимальных доходов населения
к стоимости прожиточного минимума, росту
числа населения, живущих за чертой бедности.
Решение проблемы снижения
уровня безработицы до минимального и
обеспечения высокого уровня занятости
трудоспособного населения страны, необходимо
искать на путях роста заработной платы
и повышения жизненного уровня населения.